Перспективы развития России
24,498,757 127,393
 

  ges42 ( Слушатель )
09 июн 2018 18:50:05

Кудрин. Проба пера.

новая дискуссия Новость  195

Выступление Председателя Счетной палаты А.Л. Кудрина на пленарном заседании Госдумы по вопросу внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты Государственной думы!
В соответствии с законом «О Счетной палате» мы представили заключение на предложенные поправки в бюджет 2018 года. Предметом анализа стали макроэкономические характеристики, которые лежат в основе расчетов, традиционные расчеты доходов и расходов, а также источники финансирования дефицита.
В ожидаемых итогах изменено большинство макроэкономических показателей. При этом в материалах к законопроекту столь существенная корректировка не всегда дополнительно, на наш взгляд, обоснована.
Корректировка номинального объема ВВП обеспечена существенным увеличением индекса-дефлятора при сохранении темпов роста ВВП на 2018 год неизменными – 2,1%. Я имею в виду темпы роста. При этом эта прогнозная оценка по динамике ВВП, по мнению Счетной палаты, может оказаться завышенной. Минэкономразвития России отмечает, что их актуальная уточненная оценка по темпам роста ВВП находится в диапазоне 1,6-2,1%. Оценка Банка России по темпам роста несколько ниже – меньше 2,0%. При этом и ЦБ ожидает, что рост будет ближе к нижней границе этого интервала. Примерно, 1,6%. Счетная палата также считает, что темпы роста будут в этом году около 1,6-1,7% ВВП. То есть, ниже того, который заложен в базовых макроэкономических показателях.
Показатель инфляции в ожидаемых итогах понижен c 4% до 2,8%. Вот как раз здесь, и это соответствует той динамике, которая сегодня существует, но на второе полугодие мы предполагаем, могут быть дополнительные инфляционные риски, связанные с ослаблением рубля, а также с ускорением инфляции из-за роста цен на бензин.
Также я бы хотел обратить внимание на цену на нефть. Она в прогнозе увеличена на 17,6 доллара США – до 61,4. Но, если бы мы продлили до конца года сегодняшнюю цену на нефть, которая сейчас на рынке, то у нас средняя цена на нефть была бы по итогам года около 70 долларов за баррель, а не 61, как стоит в прогнозе. Конечно, с учетом волатильности цены на нефть мы могли бы ожидать более низкую, чем 70, но она явно будет выше 61 доллара за баррель. Если бы мы пролонгировали бы до конца года нынешнюю цену на нефть, как я сказал, и это было бы около 70 долларов, то мы дополнительно получили бы в бюджет нефтегазовых доходов еще на 1 трлн рублей по сравнению с тем прогнозом, который представлен. Таким образом, профицит бюджета был бы не 0,5%, как это показано, а около 1,5% ВВП. С учетом волатильности цены, как я сказал, конечно, нужно брать более скромные, более умеренные показатели. Но для нас очевидно, что профицит бюджета по итогам года явно будет больше 1%.
При этом в предлагаемых изменениях параметров бюджета, тем не менее, я хочу отметить, правило бюджетное соблюдено. И параметры представлены корректно, в корректном виде.
Показатели уровня жизни, о которых здесь сегодня говорили, будут улучшаться. При этом уточненная оценка роста реальных доходов населения, которая представлена как 3,8%, представляется все-таки немного оптимистичной. Действительно, мы за четыре года впервые видим устойчивый рост реальных доходов с февраля месяца. Вот такого периода, как с февраля, мы не имели четыре года подряд. И это положительный результат, и положительные ожидания, что реальные доходы населения в течение года вырастут, как я уже сказал. Вместе с тем мы понимаем, что во второй половине дня будет некоторое исчерпание эффектов от индексации заработной платы, которая прошла в начале года и повышения МРОТ.
Новым ориентиром майского указа является снижение бедности. И в прогнозе указано, что снижение бедности на 3 млн человек. Это мне кажется, очень хороший амбициозный показатель, но к концу года он будет все-таки несколько ниже с учетом тех факторов, о которых я сказал.
Не останавливаясь на детальных замечаниях, скажу, что у Счетной палаты есть замечания к формированию прогноза доходов, а именно отсутствие в составе материалов к проекту Федерального закона о внесении изменений в Закон о бюджете уточненных расчетов по отдельным видам доходов.
В отношении данного законопроекта - это 217 видов доходов, по которым мы не видим расчетов при уточнении бюджета. Это примерно на 1,1 трлн рублей, т.е. 6% общего объема доходов.
С учетом того, что действующий Бюджетный кодекс не требует представления подробного расчета доходов к поправкам бюджета, тем не менее, считаем необходимым впоследствии уточнить Бюджетный кодекс, потому что данный прогноз и расчеты влияют на параметры бюджета.
Например, отмечу, что законопроектом предусмотрено уменьшение показателей прогноза поступлений по дивидендам на 129 млрд рублей. По нашей информации и данным Росимущества, дивиденды будут еще ниже - на 43 млрд рублей меньше. Хочу напомнить, что аналогичная ситуация сложилась и по итогам 2017 года: во время изменения бюджета дивиденды уменьшались на 249 млрд рублей.
Здесь Правительству Российской Федерации следует более строго относиться к прогнозированию доходов в виде дивидендов.
По расходам отмечу, что существенных изменений в структуре расходов не происходит. Наибольшее увеличение осуществляется по разделу «Национальная безопасность» - на 59 млрд рублей, наибольшее уменьшение по разделу «Социальная политика» - на 52 млрд рублей.
По ряду главных распорядителей бюджетные ассигнования увеличиваются без учета анализа уровня исполнения, которое происходило за последние два года на фоне низкого исполнения расходов за январь–апрель текущего года.
Это, в первую очередь, Росавиация, Минтранс России, Минстрой России, Росавтодор. Например, Росавиация за 2016 год исполнила бюджетные назначения на 70%, за 2017 год – на 83%, на 22 мая 2018 года – всего 13%. То есть, есть распорядители, которые очень медленно реализуют свои задачи. Тем не менее, по ним уточняются расходы.
Причина, как мне кажется, кроется в отсутствии должной финансовой дисциплины. Поэтому просим обратить на это внимание.
Аналогичное замечание можно сделать по поводу госпрограмм, где также при низком исполнении уточняются программы в сторону увеличения.
В отличие от прошлых лет, в пояснительной записке к законопроекту по всем госпрограммам отмечается, что предлагаемые изменения ассигнований не приводят к изменению целевых значений показателей госпрограмм.
Предлагается внести изменения по 36 из 41 госпрограмм. Т.е. по большинству. При этом по 19 подпрограммам, на уровне которых формируется основная часть индикаторов, бюджетные ассигнования меняются более чем на 10 %, но эти изменения не повлияют, по мнению Правительства, на показатели выполнения этих подпрограмм.
Формально такую связь между расходами и исполнениями госпрограмм Бюджетный кодекс не требует. Но мы должны исходить из того, что все расходы нацелены на получение определенного результата. И Счетная палата будет шаг за шагом обращать внимание на необходимость определения результатов по расходам бюджета, в том числе по уточнениям.
Приведу один пример. Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», подпрограмма «Развитие транспортного и специального машиностроения», мероприятие «Развитие автомобилестроения».
Увеличиваются расходы на 36,4 млрд рублей субсидий российским автопроизводителям. Соответственно цели подпрограммы не уточняются и остаются прежними. Очевидно, что требуется корректировка показателей этой подпрограммы. Поэтому мы обращаем внимание, что необходимо корректировать показатели программ при таких изменениях бюджетных ассигнований.
Например, вопрос по ФАИП: на общую сумму изменения 10,9 млрд рублей или 1,6% утвержденного объема ФАИП. Здесь тоже хотим обратить внимание, что увеличение расходов по некоторым объектам происходит, несмотря на то, что не полностью еще открыты лимиты, есть, так называемые, ограничения по началу строительства.
Мы считаем, что нужно более строго относиться к внесению объектов в ФАИП и иметь более серьезное основание для того, чтобы стройки начались, и не было недовыполнения программ ФАИП в течение года.
Обращу внимание еще на один факт, что в условиях профицита объем внутренних заимствований увеличивается на 226 млрд. По мнению Правительства, это связано с уменьшением базовых нефтяных доходов. Что это говорит, казалось бы, мы получаем дополнительный нефтегазовый доход, но если пересчитать те доходы, которые относят только к 40 долларам, что требует бюджетное правило, то с учетом укрепления рубля они становятся меньше на 456 млрд. Поэтому при профиците нам нужно увеличивать соответствующие заимствования. Это условия бюджетного правила. Тем не менее, мы считаем, что оно здесь исполнено.
В целом данные поправки непосредственно не направлены на исполнение майского указа Президента 2018 г., как здесь было сказано, они скорее носят технический характер. Но мы надеемся, что в ближайшее время соответствующие расчеты по исполнению указов поступят и в Думу, и Счетную палату, мы увидим их в ближайшее время.
Спасибо за внимание!
  • +0.04 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!