«Нормандский формат» - переговоры ради переговоров
С Украиной разговаривать и договариваться о чем-либо бесполезно. Никаких обязательств по минским соглашениям украинские власти выполнять не собираются. И с самого начала не собирались.
Этот очевидный факт, наконец, озвучил глава российского МИД Сергей Лавров. Он заявил о практической бесполезности новой встречи в «нормандском формате» по той причине, что уже принятые решения и договоренности не исполняются Киевом.
«Сейчас наши германские и французские коллеги предлагают провести министерскую встречу «нормандского формата» и, конечно же, эта встреча будет иметь смысл исключительно в том случае, если вот эти два провала (разведение сил и средств в Станице Луганской и фиксация на бумаге «формулы Штайнмайера»), если они будут восполнены и «нормандская четверка» примет такое заявление. Без такого заявления по этим двум темам, они уже стали позором для нашей работы в "нормандском формате", собираться бессмысленно», – заявил Сергей Лавров, отвечая на вопрос журналистов о перспективах очередной встречи глав МИД Франции, Германии, Украины и России для обсуждения конфликта в Донбассе.
Весьма показательной оказалась реакция на эти слова главы МИД Украины Павла Климкина: «Ну какой дополнительный статус нужен оккупационным администрациям и оккупированным территориям? У них уже есть этот статус! Никакой дополнительный статус им не нужен! Украина открыта к обсуждению того, как оккупированные территории должны возвращаться в ее состав, но это не значит, что Киев готов рассматривать предоставление оккупационным администрациям отдельного правового статуса - Украина не собирается обсуждать этот вопрос».
Этими словами глава МИД Украины Павел Климкин подтвердил полную неадекватность и недоговороспособность украинского режима, отказавшись от исполнения минских соглашений и предыдущих договоренностей в нормандском формате фактически открытым текстом.
«Формула Штайнмайера», упомянутая Сергеем Лавровым как раз и предусматривает одновременное принятие Верховной Радой во втором чтении поправок в Конституцию, по которым Донбасс получит особый статус, и проведение в неподконтрольных Киеву регионах местных выборов.
Представители Украины ранее на словах хотя бы соглашавшиеся с таким вариантом, сейчас заявляют о его полной неприемлемости.
Не менее ясно об отношении Киева к положениям минских соглашений заявила и представитель Украины в гуманитарной подгруппе на переговорах в Минске, первый вице-спикер украинского парламента Ирина Геращенко. Это существо, выставленное Украиной в качестве дипломатического представителя, заявило о том, что вообще не считает жителей Донбасса не только стороной переговоров, но и за людей не считает:
«Есть украинский, оккупированный Россией, Донбасс. Киев будет говорить с Москвой, идеологом и спонсором войны на Донбассе, с оккупантом, который должен уйти прочь. Тема переговоров – Россия должна уйти с Донбасса. Путин, а не его обезьянки, ответственный за прекращение войны на Донбассе. Поэтому любые рассусоливания о прямых переговорах с Донецком и Луганском – отнюдь не о мире, а о капитуляции по сценарию Кремля. Этого не будет!»
Эти заявления об отношении Киева к своим обязательствам и достигнутым договоренностям в «нормандском формате» и в Москве, и в Париже, и в Берлине, несомненно, услышали. Если они чем то отличаются от предыдущих заявлений Порошенко и Авакова о том, что минские соглашения были уловкой Украины и затягиванием времени, то только ультимативным тоном и тем, что прозвучали от дипломатических представителей.
Однако итог этих заявлений оказался также предсказуем.
1 июня на брифинге представитель МИД ФРГ Мария Адебар заявила, что главы МИД стран «нормандской четверки» обсудят на встрече в Берлине 11 июня тему миссии ООН в Донбассе.
«Исхожу из того, что анонсирована была встреча в нормандском формате в Берлине 11 июня. Темы, которые будут подняты, связаны с тем, как можно снова оживить минский процесс», — сказала Адебар.
Оживить то, что с самого рождения ни одной минуты живым не было, безусловно, невозможно. И в Берлине это понимают также хорошо, как и в Москве. Однако встреча всё равно состоится. Даже если её единственным возможным результатом станет очередная фиксация нежелания Украины что-либо исполнять и о чём-либо договариваться.
Встретиться нужно, хотя бы для того, чтобы продемонстрировать Киеву и его заокеанским фактическим хозяевам текущие изменения политической реальности.
Кризис «Запада»
Принужденный под угрозой катастрофического военного поражения к подписанию минских соглашений Киев использовал этот договор для укрепления военных возможностей и максимальной отсрочки времени. Надеясь, конечно, не на свои военные возможности, а на то, что позицию Москвы удастся проломить, организовав на неё давление европейского сообщества и США.
И на этом пути, стоит отметить, Украине удалось многое. Однако промежуточные результаты оказались не вполне удовлетворительными для украинского режима.
Украинский кризис стал катализатором общемировых процессов и до предела обострил отношения не только России с глобальным Западом, но и отношения внутри западной коалиции, между Старой Европой и США.
Затевая государственный переворот и захват контроля над Украиной, Соединенные Штаты рассчитывали воспрепятствовать, таким образом, сближению Германии и России. Одной из главных целей был контроль над основным путем поставок российского газа в Европу.
Завязка европейской экономики на российский дешевый трубопроводный газ и соответственное укрепление отношений в других аспектах является базовой стадией к формированию экономического Евроазиатского блока, построения Европы от Брюсселя до Владивостока. Максимальное экономическое сближение с ЕС и создание такого блока давно было заявлено желаемой целью со стороны высшего политического руководства России.
Это вполне соответствует и стратегическим целям основных стран «Старой Европы». Во-первых, они получают дешевые энергоресурсы, что увеличивает конкурентоспособность европейской продукции. Во-вторых, европейские страны открывают для себя российский и среднеазиатский рынки, получают прямой доступ к Китаю. В третьих, такой экономический блок гарантировал бы и военную безопасность Европе и России в виду общности экономических целей.
Однако создание такого блока является одной из экзистенциальных угроз мировому доминированию США.
Экономической конкуренции с Европой, получившей эксклюзивный доступ к российским дешевым ресурсам, экономика Соединенных Штатов не выдержит. И тем более, из Европы, не опасающейся гипотетической «российской агрессии», армии Соединенных Штатов пришлось бы уйти, значительно ослабив свое присутствие и влияние на Евразийском континенте.
Поэтому главной задачей США стала борьба против такого сближения. Помешать ему планировалось, путем создания от Черного до Балтийского моря пояса зависимых от США, враждебных России, государств, Межморья, отделяющего сплошной стеной Россию от Европы.
Кирпичиками такой стены давно уже стали страны Прибалтики, Польша, оставалось только присоединить к ней Украину, чтобы совершенно взять под контроль, а в идеале, прекратить транзит российских энергоресурсов в Европу.
Украина и сама зависима от транзита российского газа, так как другого газа для нужд, превышающих собственную добычу, то есть для всей промышленности, ей взять просто негде.
Пресловутый «реверс», которым хвастается Украина, якобы не закупающая газ у России, это просто отбор из транзитной трубы и газохранилищ газа, купленного европейскими странами. Никаких других труб из Европы в Украину до сих пор не проложено.
Максимально подняв цену на прокачку газа по территории Украины можно было бы сделать российский газ и более дорогим, а значит менее выгодным и содержать за счет транзитных платежей и враждебное государственное образование на границах России.
Однако эти, почти реализованные, планы совершенно расходятся с интересами Европы и, в частности, Германии.
Украинский кризис, война на востоке Украины и опасность этого пути поставок российских энергоресурсов в Европу открыла перед ФРГ перспективу увеличить прямые поставки газа из России через свою территорию.
Выходки Украины в отношении «Газпрома», внутренняя нестабильность и Гражданская война сделали экономически обоснованной постройку еще одного прямого газопровода из Российской Федерации по дну Балтийского моря непосредственно в Германию.
Если проект «Северного потока-2» будет реализован, это превратит ФРГ в главный пункт распределения дешевого газа в Европе и тем самым значительно усилит политическое влияние Германии в Европе, обеспечив ей бесспорное экономическое и политическое доминирование.
Поэтому продолжение войны и усиление нестабильности на Украине Германии выгодно. При условии, конечно, что удастся построить «Северный поток».
Соответственно, очередными безумными выходками, выдвижением невыполнимых демонстративных требований, интригами и судебными исками против «Газпрома», демонстративной недоговороспособностью, Украина всего лишь убеждает остальные европейские страны в необходимости подстраховки и обеспечения поставок дешевого российского газа через территорию Германии.
И этот момент стал яблоком раздора уже в отношениях США и Германии.
Соединенные Штаты рассчитывали, полностью взяв под контроль транзит газа через Украину, заместить его на европейском рынке своим сжиженным газом, терминалы для производства которого сейчас строятся.
Однако в их планы не входило посредством украинского кризиса превратить Германию из своего фактического вассала в главного распорядителя делами в Европе.
Ультиматум США
Использовав все методы давления на Германию, при помощи своих агентов влияния в Еврокомиссии, для того, чтобы воспрепятствовать постройке газопровода, и не добившись успеха, США готовятся перейти к более решительным мерам.
Газета Foreign Policy, со ссылкой на три источника в Вашингтоне, сообщила, что администрация Дональда Трампа близка к тому, чтобы наказать санкциями компании из Германии и других стран Европы, участвующие в строительстве российского газопровода «Северный поток — 2»
«Они ни перед чем не остановятся, чтобы заблокировать "Северный поток», — цитирует FP одного из американских чиновников.
Кроме того 30 мая в Швейцарии судебные приставы провели опись имущества в офисе компании Nord Stream AG — операторе морского газопровода «Северный поток».
Без предварительного уведомления Швейцария на своей территории начала процедуру ареста активов для исполнения решения, вынесенного Стокгольмским арбитражем, который в судебной тяжбе между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом» присудил 2,5 млрд. долларов украинской компании.
И хотя «Газпром» подал апелляцию на это решение, в Швейцарии могут быть арестованы акции кампаний Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG. Впрочем, как заявил представитель последней компании, действия швейцарских судебных приставов на перспективы прокладки газопровода никоим образом не влияют.
Стоит отметить, что в начале 80-х годов прошлого века Вашингтон так же активно пытался воспрепятствовать постройке существующих газопроводов из СССР в Европу, боясь таким образом усиления влияния Советского Союза. Тем не менее, даже Холодная война реализации проекта выгодного европейскому бизнесу не помешала.
Сейчас же напряжение в отношениях Европы и США достигли критической точки. И расхождения по поводу того, должна ли Европа покупать дешевый российский газ или дорогой американский, далеко не единственный конфликтный вопрос.
За последние несколько недель президент США Дональд Трамп предпринял сразу несколько шагов, которые осложнили отношения Соединенных Штатов с европейскими партнерами.
Во-первых, США в одностороннем порядке вышли из «ядерной сделки» с Ираном. И, вдобавок, пригрозили ввести экономические санкции против европейских компаний, которые продолжат вести дела в этой стране. Это уже заставило французскую компанию «Total» выйти из проектов разработки крупнейшего месторождения нефти на Ближнем Востоке. На место французов, скорее всего, зайдут китайские и российские компании.
Немецкий бизнес тоже далеко не в восторге от того, что его лишают возможности зарабатывать в Иране.
Во-вторых, Соединенные Штаты объявили о введении в одностороннем порядке пошлин в 25% на импорт стали и алюминия. Этим решением США испортили отношения не только со странами Европы, но и с Канадой, Мексикой, Японией. Сразу несколько стран мира собираются подать иски во Всемирную торговую организацию против этого решения Соединенных Штатов. Об ответных мерах европейцы пока не заявили, но ситуация очень близка к возникновению «торговой войны» между Европой и США с введением взаимных сдерживающих пошлин.
Давление американцев на европейцев и, в особенности, на немцев, игнорирование позиции европейских стран, протекционистские действия по обеспечению преимущества своим производителям в таких условиях грозят обернуться исчезновением такого понятия как «Запад» и выходом стран Западной Европы из-под влияния США.
Обозначилась и угроза существованию блока НАТО. Стоило лишь европейцам поддаться давлению Дональда Трампа и согласиться отчислять 2% ВВП на нужды обороны, как он тут же заявил, что отчисления должны составлять 4% ВВП.
Для европейских стран подобное увеличение военных расходов в настоящее время весьма и весьма обременительно.
Манера поведения и ведения дел американской администрации при Трампе буквально подталкивает европейские страны к сближению позиции с Россией.
Президент Франции Эммануэль Макрон, прибывший на Петербургский Экономический форум, фактически обратился к Владимиру Путину с завуалированной просьбой обеспечить европейскую безопасность. Французский президент покаялся от лица Европы в том, что, несоблюдение обязательств НАТО перед Россией было ошибкой.
«Думаю, что ошибка, совершавшаяся последние 20 лет, я скажу об этом открыто, состояла в том, что через НАТО мы не полностью выполнили обязательства, которые были приняты в определенный момент».
Макрон подчеркнул, что это «вызвало законные опасения России»: «Мы не выстроили пространство доверия, которого Россия имела право ожидать, и это также подпитало опасения». Президент Российской Федерации Владимир Путин в свою очередь пообещал, что Россия обеспечит безопасность в Европе:
«Эммануэль сказал, что у Европы и США есть взаимные обязательства: Европа зависит от Соединенных Штатов в сфере безопасности. Но на этот счет не надо переживать — мы поможем. Мы обеспечим безопасность. И, во всяком случае, все, что от нас зависит, мы сделаем для того, чтобы не было никаких новых угроз».
Речь идет о глобальном, до этого момента трудно вообразимом явлении – Россия вырывает Европу из-под влияния США. Вернее даже, Соединенные Штаты выталкивают европейские страны под крыло России.
И на фоне таких глобальных изменений позиция Украины по исполнению минских соглашений имеет очень малое значение, так как вопрос становится уже о целесообразности существования этого государственного образования с точки зрения Германии, Франции и России.
Пока обходные газопроводы вокруг территории Украины не построены, с ней будут вести переговоры, пытаться влиять на её позицию, возможно, идти на уступки и даже подкармливать кредитами, чтобы обеспечить безопасность транзита.
Как только транзитная ценность этой территории будет обнулена, Западная Европа может достигнуть соглашения с Россией по ликвидации и максимальному обезвреживанию этого гнойника и агента влияния США посреди торговых путей единой Евразии.
Однако пока этого не произойдет, Украина, выполняя указы из Вашингтона, будет прилагать все возможные усилия для того, чтобы замедлить сближение позиций Европы и России и максимально осложнить жизнь последней.
И более всего тем способом, который ей больше всего нравится – терроризируя население Донбасса, пользуясь тем, что Россия, стремящаяся к сближению с европейцами, не может себе позволить ответить в полную силу военными средствами, и весьма ограничена в реагировании средствами политическими и эконмическими.
До того момента, как сможет освободиться от главного предмета шантажа – газового транзита по территории Украины.
А пока не лишним будет в очередной раз показать немцам и французам, почему именно такого государства как Украина в Европе существовать не должно. Предоставив им в очередной раз сомнительное удовольствие пообщаться с главой МИД Украины Павлом Климкиным.