Цитата: Советчик от 18.06.2018 23:07:17Хотелось бы услышать примеры счастливцев, которые прошли все вышеописанные этапы и остались живы.
Польша - классический пример success story. В августе 1989 г. Бальцерович становится вице-премьером. К этому моменту государственный внешний долг составлял $42 млрд. или 65% ВВП. Для сравнения: к началу 2014 г. внешний долг Украины (и государственный, и частный) составлял $142 млрд. или 77% ВВП, а только государственный - $73 млрд. ($36 млрд. - внутренний, $37 млрд. - внешний). Т. е. Польша в 1989 г. пребывала в более сложном положении. В декабре 1989 г. принимается пакет законопроектов, т. н. "План Бальцеровича". Дальше - два года падения ВВП по 7,0-7,2% за которыми следует непрерывный, уже 24-х летний, рост, не прерывавшийся даже во время мировых кризисов 1998, 2001 и 2008 г. Он только притармаживал в это время. А в 1993-2000 и 2003-08 гг. в среднем превышал 5% в год.
Источник:
ereportСобственно, Украина на Майдане мрияла себе именно такое будущее.
Понятно, что экономический успех Польши - относительный. Например, в 1998 г. А. Кох высмеял его в известном интервью Минкину:
ЦитатаА польский опыт ничего особо позитивного не имеет. Это миф, который распространяет МВФ. Что особенного они сделали? Чем они заявили о себе на мировой арене? Продукт какой-нибудь выдали? Hу живут себе, картошку копают.
Также понятно, что Польша - удачное стечение обстоятельств. Даже у ближайших соседей, венгров и чехов, получилось скромнее. Динамика ВВП:
-------------------------------------
Российский опыт работы с МВФ также весьма поучителен (
РИА Новости,
Кредиты МВФ).
Нужно учитывать, что Польша стала членом МВФ в 1986 г. и ее "План Бальцеровича" был с МВФ согласован и осуществлялся при его поддержке. СССР членом МВФ так и не успел стать. Россия стала членом МВФ только 1 июня 1992 г. Первая программа МФВ предусматривала $9 млрд. - много, но она опоздала. Программа была опубликована 1 апреля 1992 г., первый транш ($1 млрд.) был получен 5 августа 1992 г. и этим все ограничилось, потому что к этому моменту попытка быстрой финансовой стабилизации уже провалилась.
Второй пакет помощи России был принят на встрече "семерки" в апреле 1993 г. Это были не стандартные кредиты МВФ под программу финансовой стабилизации, а скорее политическая поддержка "демократических реформ" в России. 6 июля 1993 г. и 25 апреля 1994 г. было получено по $1,5 млрд. и на этом все кончилось. Выполнить условия (сокращение дефицита госбюджета наполовину — до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции — не свыше 7—9% в месяц) России тогда было еще невозможно. Требовалось хотя бы наведение порядка в "рублевой зоне", что было достигнуто только в августе-сентябре 1993 г.
Можно сказать, что полноценное сотрудничество России и МВФ началось только с 11 августа 1995 г. В рамках резервного кредита было получено $6,8 млрд. В этот раз российское правительство действовало достаточно последовательно. 26 марта 1996 г. появляется новая программа МВФ на $10,1 млрд. (из которых будет реально использовано $5,8 млрд.). Получение Россией широкомасштабного кредита МВФ позволило ей достичь в 1996 г. соглашения с государствами-кредиторами в рамках Парижского и Лондонского клубов о долгосрочном (на 25 лет) реструктурировании внешнего долга бывшего СССР. Благополучное следование согласованной программе позволило заняться финансированием структурными реформами.
Тут классическая success story - 1-й и 2-й Угольные займы Мирового банка (Coal Sectoy Adjustment Loan). Они были одобрены на $500 млн. и $800 млн., реально получено: $500 млн. в 1996 г., $400 млн. в 1998 г., $250 млн. в 2000 г. и последние $150 млн. в 2002 г. Кроме того, в рамках этой же программы в 1998 г. были получены $400 млн.от Эксимбанка Японии,
Кожуховский. В итоге Россия получила здоровую, динамично развивающуюся уже второе десятилетие отрасль.
Реформа угольной отрасли, как и случай с Польшей - удачное стечение обстоятельств. С другой стороны, оба примера говорят о том, что, чтобы воспользоваться удачным стечением обстоятельств, несколько миллиардов долларов от МВФ и МБ могут оказаться весьма кстати.
-------------------------------------
Тут главное - четкое понимание правительством, что оно делает. Требуется консолидация элиты и всего общества. Тогда болезненные реформы длятся сравнительно недолго и сравнительно быстро появляется положительный результат. Украина демонстрирует разброд и непоследовательность и в обществе, и в элите.
Яценюк вел Украину, куда было приказано. "Евроинтеграция" была, конечно, такой специфической формой коллективного национального самоубийства, но оно могло бы быть быстрым и сравнительно безболезненным. Действия Яценюка и Яресько в этом направлении были, по крайней мере, логичны и последовательны. Однако в начале 2016 г., когда на Украине слегка полегчало, у г-на Порошенко и компании вдруг проснулись державные амбиции, планом евроинтеграции непредусмотренные. И начались метания. Эти метания завершатся в 2019-20 гг., когда Украина столкнется с дефолтом и ей потребуются новые "яценюк" с "яресько", чтобы сбалансировать бюджет и договориться с кредиторами. Как окажется, прошедшие годы (2016-18 гг.) были потрачены на косметический ремонт дорог. Лучше бы на деньги МБ профинансировали образование - например, поголовное обучение украинцев английскому, польскому, португальскому, итальянскому языку. Потому что иностранные языки украинцам в 2019-20 г. ой как понадобятся, а отремонтированные сегодня дороги к этому времени будут опять уже разбиты.