Бедный человек не может быть ни гордым, ни счастливым.Вместо эпиграфа: на текущий бюджетный период прожиточный минимум в Украине почти в 2,5 раза ниже международного стандарта бедности — чуть выше 2 долларов в день. Согласно статданным, с 2014 года по апрель 2018 года потребительские цены выросли в 139 раз.
«Уровень бедности в Украине составляет порядка 90%... Нельзя говорить о каких-то супердейственных реформах и о суперпланах, даже о патриотизме нельзя говорить, когда большинство людей думают только о том, как им выжить», — заявила научный сотрудник отдела экономической социологии Института социологии НАН Украины Виталина Буткалюк
В моём окружении уже есть люди, которые голодают. Причём это интеллигентные люди, профи в своём деле и не всегда пенсионеры. О соседях по пятиэтажкам здесь говорить вообще не буду, хотя знаю много стариков, которым едва хватает на хлеб…
Вернусь к первой категории. Молодая, до сорока лет, женщина с дочкой восьми лет. Дочь растит сама. Библиотекарь. Подрабатывает в выходные, где только может. Но всё равно на жизнь не хватает. И перед зарплатой они по два дня уже регулярно голодают. Хотя и так питаются очень скромно: картошка, молоко, крупы, овощи — никаких излишеств. Клубники ещё не пробовали. Она не жалуется, не кричит «Спасите!» А кому, собственно, жаловаться? Зарплаты хватает только на еду и коммуналку, хотя у неё уже огромный долг и она просто закрыла на это глаза — будь что будет. Как закрыла она глаза на здоровье: всё равно денег нет. Знаю другую молодую женщину, ей тоже около сорока. Им тоже тяжело с ребёнком жить. Журналист. Да–да–да. Не все же умеют продаваться. А она — серьёзный и уважающий своё доброе имя человек. Работает с 17 лет. Тоже голодают с ребёнком регулярно, и денег на врачей нет совсем.
Подруга, которой 57. Работала всю жизнь в пароходстве, потом оно перестало существовать. Работала в небольших фирмах. Сейчас плохо со здоровьем. Пенсия — две тысячи гривен. После инсульта нужна поддерживающая терапия, денег нет. Плачет по телефону постоянно...
Мужчина, немного за 50. Когда–то был бизнесменом средней руки. Но не получилось — потерял всё. Теперь постоянно пытается подработать, живёт фактически впроголодь.
Профессор, преподаватель крупного вуза. Пенсия — 3500. Может ли он прожить на неё? Конечно, нет. Коммуналка забирает больше половины.
И таких людей много. Оглянитесь и внимательно посмотрите по сторонам. Их большинство. Социологи говорят о 90%, живущих в бедности. Это не бомжи. Это люди, которые просто не нужны государству. Но так как этих людей очень много, то получается, что этому государству не нужен никто. Прекрасная картина получается: нужны пустые просторы, продуваемые ветрами, земли, которые ещё можно продать… А эти — пусть доживают как хотят на два доллара в день: без еды, без медицинского обслуживания, без человеческого отношения. Долго ли протянут? Население — досадная помеха, от которой надо побыстрее избавиться. Притом от всех: от богатых, от бедных, от молодых, старых, детей, школьников, пенсионеров, ученых, грузчиков, таксистов и т. д. Политические взгляды при этом никакой роли не играют — не нужны все. Когда–то я назвала всё это образование «маленький нежный Освенцим». Почему «нежный»? Да потому, что из Европ не видно, что здесь происходит на такой красивой, на самом деле, украинской земле — тихое и последовательное истребление ненужного населения.
Вернусь к пятиэтажкам. Если пройтись по подъездам, благополучных на дом — три–четыре семьи наберётся. То же самое наблюдается в одесских дворах. Я заглянула в свой родной дворик и поговорила с людьми. Редко у кого устроена жизнь: если сын занимается бизнесом и зарабатывает, если пенсия приличная, если… Но таких мало, и они — исключение.
Я понимаю, что люди, у которых ещё есть деньги, практически не пересекаются и не видят (или не хотят видеть — «авось, минует меня чаша сия») людей бедных. А люди, ставшие бедными совсем недавно, ещё не привыкли к своему новому статусу и даже подают бабушкам рубли и копеечки. «Потому что этот рубль меня все равно не спасёт», — говорит моя подруга, которая ездит теперь только на трамваях и троллейбусах, фарш покупает раз в две недели, на молодую картошку даже не смотрит и думает о том, что варенье в этом году варить не будет. Другая подруга перестала ездить в свой деревенский дом на старенькой «Тойоте», потому что бензин дорогой.
То есть приметы нормальной до того жизни, которую все эти мои знакомые вели прежде, уходят с каждым днём.
— Я теперь позволяю себе выпить чашечку какао в кафе раз в месяц…
— Я не могу пойти к дантисту — нет денег.
— Я не могу сделать анализы, для меня 450 гривен сегодня — большие деньги.
— Я редко приглашаю друзей в гости, раньше делала это часто и с удовольствием: тушила курочку, делала салаты, покупала тортик и бутылочку вина. Сегодня это дорогое удовольствие.
Жизнь у них постепенно скукоживается. Остаётся мало радостей. Хорошо, если дети нормально устроены и могут помогать. А если нет? Остаётся гулять с подружкой в парке или сидеть на скамеечке перед домом…
Среди сегодняшних «новых бедных» много пенсионеров, людей образованных и интеллигентных, которые не умеют просить милостыню. Среди них учителя, астрономы, врачи, инженеры, журналисты, актеры, геологи и т. д.
Вот что говорит моя подруга, всю жизнь проработавшая сценаристом: «Знаете что, последние четыре года я вхожу в эти 90% со своими образованиями, уникальной профессией, творческим опытом, всяческими полезными умениями, способностями и всё ещё отлично проворачивающимися шариками в голове... Да, согласна, что не стыдно быть бедным, а стыдно быть дешёвым. Но Боже мой, до чего же вся эта унизительная жизнь надоела! И как тихо и нахально в неё влезла депрессия и, похоже, обосновалась навсегда...»
Признаюсь, хоть сделать это невероятно трудно, что я, автор этого текста, живу так же скудно и скукоженно, и денег мне тоже уже ни на что не хватает…
Когда–то Борис Фёдорович Деревянко, главный редактор «Вечерней Одессы», сказал мне в одном из интервью, предвосхищая всё, что произойдёт в Украине, что будет много бедных, а бедный человек не может быть гордым человеком…
Да, бедный не может быть ни гордым, ни счастливым. Украина сегодня одна из самых несчастных стран на планете: в мировом рейтинге счастья она занимает 138 место по уровню счастья населения. Для сравнения: в 2013 году она была на 87-м месте.
Свидетельствую: жилось нам тогда вполне прилично…
Автор: Наталья Симисинова http://timer-odessa.…n_865.html