Украина и украинско-российские отношения
204,792,720 348,224
 

  Boris Bakhterev ( Специалист )
25 июн 2018 16:21:16

Украинский импорт в Россию, 2017 г. Для любителей торговых войн

новая дискуссия Аналитика  1.367

По украинским данным экспорт товаров в Россию в 2017 г. составил $3936,5 млн. (+9,6% к 2016 г.). Экспорт товаров в Россию составил 9,1% всего экспорта и 4,4% ВВП Украины.
Теоретически, тотальный запрет Россией украинского импорта мог бы нанести Украине ущерб именно такого размера – 4,4% ВВП. Вне всякого сомнения, это очень серьезный ущерб. Однако Украина уже пережила в 2015 г. сокращение ВВП на 6,4% (без Донецкой и Луганской областей, расчет мой – Б. Б.) и киевская власть не рухнула. Поэтому ожидать, что она рухнет от 4,4%, было бы излишне оптимистично.

Но это только часть проблемы. Главное – тотальный запрет украинского импорта в Россию вовсе не приведет к сокращению украинского экспорта на ту же величину, это раз; и тотальный запрет украинского импорта в ряде случаев не может себе позволить Россия, это два.

Для того, чтобы оценить возможности России в торговой войне с Украиной рассмотрим по порядку наиболее крупные статьи украинского экспорта в Россию.

Для начала воспользуемся отчетностью Укрстата: «Країни за товарною структурою зовнiшньої торгiвлi».
Основные статьи украинского экспорта в Россию 

Итак, перед нами тринадцать наиболее значимых категорий украинского экспорта в Россию, составляющих в сумме 83%. Что из этого можно запретить ввозить в Россию? Какой от этого будет ущерб Украине? А России?
Воспользуемся отчетностью Укрстата: «Зовнішня торгівля окремими видами товарів за країнами світу». Посмотрим: какую долю в экспорте занимает Россия? Воспользуемся данными ФТС РФ, чтобы узнать: какую долю Украина занимает в российском импорте данной позиции?

Начнем с позиции 28 ПРОДУКТЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Начнем с позиции 28 ПРОДУКТЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ; СОЕДИНЕНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ИЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ, РАДИОАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЛИ ИЗОТОПОВ.

$611,8 млн. – что это? $467,9 млн. (76%) – это 281820 281820-ОКСИД АЛЮМИНИЯ, ОТЛИЧНЫЙ ОТ ИСКУССТВЕННОГО КОРУНДА; а $130,1 (21%) – это 284410 U-УРАН ПРИРОДНЫЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ; СПЛАВЫ, ДИСПЕРСИИ (ВКЛЮЧАЯ МЕТАЛЛОКЕРАМИКУ), ПРОДУКТЫ КЕРАМИЧЕСКИЕ И СМЕСИ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРИРОДНЫЙ УРАН ИЛИ СОЕДИНЕНИЯ ПРИРОДНОГО УРАНА; на остальное приходится 2%.

Вопрос знатокам: как будем запрещать импорт глинозема в Россию? Теоретически можно. Можно взять глинозем в любой точке мира и завести его в Россию вместо украинского. Но тогда в какой-то точке мира образуется дефицит этого самого глинозема, который тут же закроет Украина. Возможно, какой-то ущерб от усложнения логистики Украина и понесет (как и Россия), однако величина этого ущерба составит единицы процентов от наших $467,9 млн. и вряд ли составит хотя бы десятую долю % ВВП Украины.

Что касается позиции 2844 10, то у меня большие сомнения, что от такой специфической позиции можно легко отказаться. Пусть, кто знает, выскажется по этому вопросу. Могу добавить только, что какое-то движение в нужном направлении и так имеет место: в 2013 г. Россия импортировала 1530 тонн этого (не знаю чего именно) на сумму $220,7 млн., а в 2017 г. – 1222 тонн на $130,1 млн.

Но в целом, надо признать, наша попытка сходу «зарезать» самую крупную статью украинского экспорта (15%) нам не удалась. Идем дальше.


72 ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ.

72 ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ. Всего – $723,5 млн. (18%), в том числе:

$206,0 млн. - 7216-УГОЛКИ, ФАСОННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ ИЗ ЖЕЛЕЗА ИЛИ НЕЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ;

$200,5 млн. - 7208-ПРОКАТ ПЛОСКИЙ ИЗ ЖЕЛЕЗА ИЛИ НЕЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ ШИРИНОЙ 600 ММ ИЛИ БОЛЕЕ, ГОРЯЧЕКАТАНЫЙ, НЕПЛАКИРОВАННЫЙ, БЕЗ ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО ИЛИ ДРУГОГО ПОКРЫТИЯ;

$76,3 млн. - 7210-ПРОКАТ ПЛОСКИЙ ИЗ ЖЕЛЕЗА ИЛИ НЕЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ ШИРИНОЙ 600 ММ ИЛИ БОЛЕЕ, ПЛАКИРОВАННЫЙ, С ГАЛЬВАНИЧЕСКИМ ИЛИ ДРУГИМ ПОКРЫТИЕМ;

$61,6 млн. - 7225-ПРОКАТ ПЛОСКИЙ ИЗ ПРОЧИХ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ, ШИРИНОЙ 600 ММ ИЛИ БОЛЕЕ;

$179,0 млн. – остальное.

Вообще-то анализ возможностей России в торговой войне с Украиной в части черных металлов можно начать и закончить одной цифрой: доля России в украинском экспорте по разделу 72 – 8%.

Однако справедливости ради отметим, что по отдельным позициям доля может быть выше, например, по наиболее значимой «7216» доля России 71%, «7210»  – 49%, а «7225» – 69%. Однако вряд ли это говорит о критической зависимости украинской металлургии от российского рынка. Может быть, даже наоборот.

С другой стороны, металлургия демонстрирует пример торговой войны другого типа. В 2013 г. украинский экспорт по разделу 72 составлял $14315 млн., в том числе в Россию – $2162 млн. В 2017 г. картина следующая: $8666 млн., в т. ч. в Россию – $723 млн. руб. При этом импорт изменился также не в пользу Украины: в 2013 г. был $2213 млн., в т. ч. из России – $815 млн., а в 2017 г. – $1135 млн. и $337 млрд. соответственно. Иными словами, совсем необязательно запрещать чей-то импорт, есть другие способы удушения конкурента.

Та же картина, только более выразительная – по разделу 73 ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ.

В 2013 г. украинский экспорт всего – $2557 млн., в т. ч. в Россию $844 млн., в 2017 г. – $897 млн. и $225 млн. соответственно.

Импорт в 2013 г. был $1190 млн. в т. ч. из России – $181 млн., а в 2017 г. – $807 млн. и $78 млн. соответственно.


Следующая крупная статья украинского экспорта – 84 ... ОБОРУДОВАНИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

Следующая крупная статья украинского экспорта – 84 РЕАКТОРЫ ЯДЕРНЫЕ, КОТЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА; ИХ ЧАСТИ. Всего –$673,0 млн. долл., в т. ч.:

$158,0 млн. – 8411-ДВИГАТЕЛИ ТУРБОРЕАКТИВНЫЕ И ТУРБОВИНТОВЫЕ, ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ ПРОЧИЕ;

$71,5 млн. – 8413-НАСОСЫ ЖИДКОСТНЫЕ С РАСХОДОМЕРАМИ ИЛИ БЕЗ НИХ; ПОДЪЕМНИКИ ЖИДКОСТЕЙ;

$42,6 млн. - 8483-ВАЛЫ ТРАНСМИССИОННЫЕ (ВКЛЮЧАЯ КУЛАЧКОВЫЕ И КОЛЕНЧАТЫЕ) И КРИВОШИПЫ; КОРПУСА ПОДШИПНИКОВ И ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ВАЛОВ; ШЕСТЕРНИ И ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ; ШАРИКОВЫЕ ИЛИ РОЛИКОВЫЕ ВИНТОВЫЕ ПЕРЕДАЧИ; КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И ДРУГИЕ ВАРИАТОРЫ СКОРОСТИ, ВКЛЮЧАЯ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРЫ; МАХОВИКИ И ШКИВЫ, ВКЛЮЧАЯ БЛОКИ ШКИВОВ; МУФТЫ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ (ВКЛЮЧАЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ШАРНИРЫ).

Тут важно обратить внимание на огромную номенклатуру импортируемой продукции. Все это используется в каких-то машинах и оборудовании, собираемом в России. Эти машины и оборудование, скорее всего, спроектированы под эти комплектующие с Украины.

Как прикажете поступить с этим импортом? Что делать с российским производством, использующим эти компоненты? Более того, если копнуть глубже, до 8-ми и 10-тизначных кодов, обнаружится, что значительная часть этого импорта – запасные части к уже эксплуатирующейся в России технике. Прикажете поставить ее на прикол?

Что делать с этим импортом – понятно, на примере хотя бы двигателей турбореактивных, турбовинтовых и газовых турбин. Также понятно, что это дело не одного года. Так к чему тогда призывы покончить с украинским импортом прямо с понедельника?


Аналогичная ситуация с разделом 85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ,

Аналогичная ситуация с разделом 85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ИХ ЧАСТИ; ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩАЯ И ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АППАРАТУРА, АППАРАТУРА ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗВУКА, ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Всего – $175,8 млн., в т. ч.:

$47,0 млн. – 8501-ДВИГАТЕЛИ И ГЕНЕРАТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ (КРОМЕ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК);

$37,4 млн. – 8504-ТРАНСФОРМАТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ, СТАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ (НАПРИМЕР, ВЫПРЯМИТЕЛИ), КАТУШКИ ИНДУКТИВНОСТИ И ДРОССЕЛИ.


Аналогичная ситуация с разделом 86 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ

Аналогичная ситуация с разделом 86 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ ИЛИ МОТОРНЫЕ ВАГОНЫ ТРАМВАЯ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ИХ ЧАСТИ; ПУТЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ИЛИ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ И ИХ ЧАСТИ; МЕХАНИЧЕСКОЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ) СИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВСЕХ ВИДОВ. Всего – $127,5 млн., в т. ч.:

$88,3 млн. – 8607- ВАГОНЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ИЛИ ТРАМВАЙНЫЕ, ГРУЗОВЫЕ НЕСАМОХОДНЫЕ;

$36,5 млн. – 8606- ЧАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛОКОМОТИВОВ ИЛИ МОТОРНЫХ ВАГОНОВ ТРАМВАЯ ИЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.

Случай с железнодорожными колесами рассматривался совсем недавно:

Случай с железнодорожными колесами рассматривался совсем недавно: АО «Первая грузовая компания» (НЛМК, Лисин) закупает у «Интерпайпа» (Пинчук) крупную (468 млн. руб.) партию железнодорожных колес, несмотря на то, что в России такие колеса производятся (Нижнетагильский металлургический комбинат Евраза и Вуксунский металлургический завод ОМК) и даже экспортируются. Однако реальность такова, что российские компании не отреагировали на восстановившийся спрос на железнодорожные колеса. Цены на них выросли, вызвав недовольство перевозчиков. Правительство РФ, с одной стороны, давит на производителей (в 2017 г. ФАС уличило АО «Евраз НТМК» в необоснованном завышении цен), с другой стороны, довело антидемпинговую пошлину (с 5 апреля 2018 г.) на украинские колеса до 34%. В итоге переплачивают российские перевозчики, грузоотправители, производители и все мы. Торговые войны – дело не быстрое. И не бесплатное.


Следующая позиция – 48 БУМАГА И КАРТОН;


Следующая позиция – 48 БУМАГА И КАРТОН; ИЗДЕЛИЯ ИЗ БУМАЖНОЙ МАССЫ, БУМАГИ ИЛИ КАРТОНА. Всего – $179,6 млн. руб.

В принципе, можно полностью запретить импорт украинской бумаги, картона, обоев, бумажных и картонных ящиков и коробок. Это, может быть, нанесет Украине ущерб в размере менее 0,01% ВВП. Но скорее всего, не нанесет, поскольку доля России в украинском экспорте этой продукции составляет от 39% до 49%, а в среднем по этому разделу – 40%. Так что не без потерь, но альтернативу российскому рынку Украина своей бумаге и картону найдет.

Кстати, без всякой войны и грубых запретов экспорт украинских бумаги и картона уже существенно сократился – в 2013 г. он был $770 млн.


Следующая позиция – 39 ПЛАСТМАССЫ

Следующая позиция – 39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ. Всего – $175,9 млн.

Ситуация аналогичная: доля России в украинском экспорте этой продукции составляет в среднем 38%, хотя по ряду позиций 50-60%. Прямой запрет импорта нанесет Украине пренебрежимо малый ущерб. Экспорт в Россию и так сократился с $391 млн. в 2013 г. Добиться большего крайне сложно. Пластмассы и изделия из них – тот редкий случай, когда Украине удалось увеличить экспорт на рынки других стран (хотя всего на $84 млн. по сравнению с 20013 г.).


На этом надо бы остановиться. Следующие по значимости позиции – уже совсем незначительные.

Однако заслуживают внимания раздел 27 ТОПЛИВО МИНЕРАЛЬНОЕ,

Однако заслуживают внимания раздел 27 ТОПЛИВО МИНЕРАЛЬНОЕ, НЕФТЬ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕГОНКИ; БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ВОСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ. Всего – $111,8 млн., в т. ч.:

$57,5 млн. – 2701-УГОЛЬ КАМЕННЫЙ; БРИКЕТЫ, ОКАТЫШИ И АНАЛОГИЧНЫЕ ВИДЫ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ КАМЕННОГО УГЛЯ;

$32,0 млн. – 2708-ПЕК И КОКС ПЕКОВЫЙ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ КАМЕННОУГОЛЬНОЙ СМОЛЫ ИЛИ ПРОЧИХ МИНЕРАЛЬНЫХ СМОЛ.

Я бы хотел, чтобы из украинской статистки по этим позициям Россия исчезла, а в российской статистике Украина осталась. Я имею в виду Донбасс. Но нечто такое уже и происходит. Украинская статистики, к примеру, экспорт в Россию антрацита (код 270111) вообще не видит, а по данным ФСТ РФ он в 2017 г. – 2755 тыс. тонн и $105 млн.; украинская статистика видит экспорт в Россию битуминозного угля (код 270112) – 313 тыс. тонн и $57 млн., а ФСТ РФ – 338 тыс. тонн и $64 млн. Я бы сказал, что с антрацитом уже все хорошо, а по остальному углю – нужно подтянуться.


Заслуживает внимания также и незначительная, на первый взгляд, строка 25 СОЛЬ; СЕРА; ЗЕМЛИ И КАМЕНЬ; ШТУКАТУРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИЗВЕСТЬ И ЦЕМЕНТ.

Дело в том, что в ее составе учитывается гравий и щебень. Так вот, с 6 августа 2015 г. Постановлением Правительства РФ введено лицензирование импорта этого самого гравия и щебня. Так что не надо переживать – там, где можно «прижать» украинский импорт в Россию, это делается. Однако торговые войны – штука сложная, быстрых результатов добиться редко когда удается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

С 2013 г. Россия применяет к Украине весь спектр экономических санкций. Там, где целесообразно, применяется прямой запрет на допуск на рынок. Например, эмбарго на импорт категорий продукции из стран, которые ввели экономические санкции в отношении российских граждан и компаний, официально распространенное на Украину Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2015 года №842, а фактически действовавшее, судя по всему, с 2014 г. наносит ущерб украинскому экспорту на $1,8 млрд. в год. Но даже это сильнодействующее средство – всего лишь эквивалентно 1,6% нынешнего (2017 г.) ВВП Украины и не способно само по себе сокрушить киевский режим.

В тоже время ведется целенаправленная работа, которая даст результат на горизонте 3-5 лет. Имеется в виду замещение импорта продукции украинского машиностроения.

Еще одно направление экономической войны – энергетика. Зависимость Украины от энергоносителей всех видов делает неконкурентоспособными традиционные отрасли украинской промышленности: химию и металлургию. Если украинскую химию удалось остановить быстро, то с металлургией – это история на десятилетие. Примерно столько потребуется, чтобы основные действующие фонды морально и физически амортизировались. Новые инвестиции в украинскую металлургию уже не имеют смысла, но имеющиеся основные средства будут эксплуатироваться до конца.

Наберитесь терпения.
Отредактировано: Boris Bakhterev - 25 июн 2018 16:23:22
  • +1.97 / 34
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!