Украина и украинско-российские отношения
206,550,313 349,059
 

  Dobryаk ( Профессионал )
01 июл 2018 01:39:44

СП-2 и укромрии глазами немца

новая дискуссия Дискуссия  735

Почему "Северный поток-2" построят, но транзит газа через Украину сохранится

Надо осознать, что "Газпрому" и "Нафтогазу" в любом случае придется договариваться о продолжении украинского транзита после 2019 года, предупреждает эксперт в сфере энергетики Роланд Гёц.  

Независимый эксперт Роланд Гёц (Roland Götz) - один из самых известных немецких специалистов в области энергетических отношений ЕС-Россия. В интервью DW он оценил перспективы "Северного потока-2" и будущее транзита российского газа через Украину.  

Deutsche Welle: Украина усиливает борьбу против "Северного потока-2", Дания все еще не дает разрешения на его прокладку в своих водах, США грозят санкциями. В то же время компания Nord Stream 2 намерена уже в ближайшее время начать на Балтике укладывать трубы. Так будет этот газопровод построен или нет?

Роланд Гёц: "Северный поток-2" будет построен, но на проектную мощность выйдет не так быстро, как хотелось бы "Газпрому".
Первоначально задумывалось, что трубопровод введут в строй к концу 2019 года как раз к тому моменту, когда истечет десятилетний газовый договор между Россией и Украиной. 

- Однако 1 января 2020 года он еще не будет полностью в рабочем состоянии. Так что "Газпрому" придется и дальше широко использовать украинскую газотранспортную систему (ГТС) - до 2021 года, возможно до 2022-го или даже до 2023-го.

Почему?

- Во-первых, из-за возможных задержек при прокладке самого "Северного потока-2". Так, чисто политический маневр Дании с невыдачей разрешения на прохождение у острова Борнхольм может затянуть строительство на несколько месяцев, поскольку придется корректировать маршрут. Если США введут санкции, это вряд ли остановит проект, но может затормозить его реализацию, поскольку усложнит финансирование, а, главное, может привести к уходу некоторых европейских фирм, предоставляющих технические услуги.

- А во-вторых?

- Во-вторых, не будет готов отвод от "Северного потока-2" - EUGAL. Первую нитку этого трубопровода, по которому по территории Германии пойдет дальше основная часть поступающего газа, намерены соорудить к концу 2019 года, вторую планируется проложить до конца 2020-го. К тому же трубопроводы не могут в одночасье выйти на полную мощность, для этого обычно требуется несколько месяцев.  
 
Однако подобное временное сохранение значительных объемов транзита Украину не устраивает, ее цель - предотвратить само сооружение "Северного потока-2"именно этого Киев пытается добиться от руководства ЕС. 

Цель Украины не должна состоять в предотвращении "Северного потока-2": у нее для этого нет ни правовых, ни фактических возможностей. Вообще широко распространенное представление, будто судьбу этого трубопровода можно и нужно решать со странами Евросоюза на государственном уровне, является глубочайшим заблуждением. С юридической точки зрения это коммерческий проект, гарантированный свободой предпринимательства и действующим законодательством ЕС.

И у него нет политической составляющей?

- Любой крупный инфраструктурный проект в какой-то мере является политическим, каждый новый автобан или аэропорт имеет политические последствия. Однако суть проекта не определяется его побочными эффектами. Долгосрочная цель "Газпрома" состоит в том, чтобы как можно больше экспортных поставок трубопроводного газа в западном направлении осуществлять подводным путем. 

Но при этом украинский транзит, как вы сами только что разъясниливсе равно сохранится. Получается, что Москве и Киеву в любом случае  придется договариватьсяо продолжении поставок с 1 января 2020 года?

- Да, требуется как краткосрочное решение для переходного периода длинною в 2-4 года, пока не заработает на полную мощность "Северный поток-2", так и долгосрочное соглашение. Ни о каком прекращении украинского транзита, который в настоящее время бесперебойно работает,  речь идти не должна. Задача состоит в том, чтобы выработать новые формы договорных обязательств по прокачке по территории Украины определенных объемов газа.

Это мог бы быть, как прежде, межгосударственный российско-украинский договор, но такой вариант представляется в нынешней обстановке маловероятным. Да и время подобных соглашений проходит. Более современным вариантом был бы коммерческий контракт с госкомпанией "Нафтогаз Украины", которую как раз собираются коммерциализировать с участием западных фирм.   

О каких объемах газа могла бы идти речь? Глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил о 10-15 миллиардах кубометров в год.

- Это слишком мало. Такой объем, скорее всего, не обеспечивал бы функционирование украинской ГТС. По моим оценкам, речь могла бы идти о транзите 30-40 миллиардов кубометров. Это несколько меньше половины того, что сейчас прокачивается через Украину.

- И вы полагаетечто "Газпром", вложивший столько денег в сооружение газопроводов в обход Украины, согласится на подобные объемы?

- Да, потому что украинская ГТС сможет еще длительное время выполнять очень важную резервную функцию. Поставки газа подвержены сезонным колебаниям, и для того, чтобы реагировать на пики спроса, "Газпрому", даже когда оба "Северных потока" будут работать в полную силу, периодически придется использовать дополнительные мощности на западном направлении. Иначе "Газпром" не сможет удовлетворять потребности Европы, чего явно не в его интересах.

Как, на ваш взгляд, следовало бы сейчас действовать украинской стороне?

- Компании "Нафтогаз Украины" следует осознать, что ей предстоит еще многие годы сотрудничать в "Газпромом" и что делать это лучше на основе взаимного согласия, чем в обстановке конфронтации. То же самое, естественно, относится и к "Газпрому". Надо отказаться от политической риторики, отделять экономику от политики и мыслить долгосрочно. Договоренность о продолжении транзита отвечает экономическим интересам Украины, хотя понятно, что политические проблемы между двумя странами остаются нерешенными. А собственно на переговорах украинской стороне стоит сделать упор на резервной функции своей ГТС с ее трубопроводами и подземными хранилищами газа.

Вы считаете, что приоритетным для Украины должен стать вопрос об объемах прокачиваемого газа, а не цены на транзит? 

- Украина выиграет, если по ее территории как можно дольше будет прокачиваться как можно больше газа, и не выиграет, если вдруг попытается резко поднять тарифы на транзит, чтобы нанести ущерб "Газпрому" или, скажем, попытаться его шантажировать. Ведь в ответ он может полностью прекратить поставки через Украину, что теоретически возможно, хотя тем самым "Газпром" навредил бы саму себе. К тому же Украина обязалась перенять европейские нормы в энергетической сфере, а одна из них гласит: цены на транзит нельзя устанавливать произвольно и в ущерб участникам рынка. Нарушать эти нормы, тем более длительное время, Украина все равно не сможет. 
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +1.80 / 31
  • АУ
ОТВЕТЫ (10)
 
 
  Арамис-зеро ( Слушатель )
01 июл 2018 08:28:46

Интересная точка зрения. Действительно интересная. Иксперд что, искренне считает, что РФ европейские деньги больше нужны, чем Европе русский газ? Это на кого рассчитано? На совсем деревянных евродебилов, не смотрящих ящик и не читающих новости? Настоящим украинством пахнуло, будто на цензор.нет зашёл.
  • +0.69 / 16
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Профессионал )
01 июл 2018 08:36:01

Угу, интересная. Но еще интереснее то, что в заключение он говорит, что укры в наглости зарываются — что в устах европейских "гуру" ранее не звучало. 
  • +0.51 / 16
  • АУ
 
 
 
  Урфин ( Специалист )
01 июл 2018 09:37:36

Хитрит немец. Явно не хочет больше платить за глупость европейскую и американскую, и оплачивать то, что они натворили вна бУ. 
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
 
  Мастер Фикс ( Практикант )
01 июл 2018 09:12:20

Имеет право на существование. В противном случае, если бы мы не нуждались в евробабках, давно бы уже закрыли вентиль на трубах, идущих через БУ. Раз не закрыли и терпим выкрутасы бандерлогов, значить эхсперд прав.
  • +0.57 / 18
  • АУ
 
 
 
  Барристер ( Практикант )
01 июл 2018 10:53:06

Изначально не предусматривается иных причин, верно? Либо эхсперд утром пьёт коньяк, либо вечером...
  • +0.24 / 6
  • АУ
 
 
 
  ILPetr ( Практикант )
01 июл 2018 11:21:39

Имея сальдо внешнеторгового обмена много больше получаемой от экспорта углеводородов прибыли и потом еще мучительно ища как стерилизовать эти деньги, предполагать об нужде в евробабках и необходимости торговли углеводородами для этого как-то сильно по эльфийски. 
ПМСМ, кровавый терран занимается именно тем, в чем его обвиняют - формирует фатальную зависимость Европы от российских углеводородов, для получения в ближайшем будущем простого и эффективного механизма политического дикатата. Смеющийся (Немцам, если не отбирать у них свиные колбаски, пиво и тушеную капусту, то им без разницы русские или американцы их "оккупируют".)
  • +0.94 / 22
  • АУ
 
 
 
 
  Мастер Фикс ( Практикант )
01 июл 2018 12:04:54

Угу. Хитрым планом можно объяснить что угодно. А можно бритву попользовать.
  • +0.38 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  ILPetr ( Практикант )
01 июл 2018 13:09:03

Так объясните зачем при положительном сальдо в 100 миллиардов долларов продавать газ для получения Газпромом прибыли 100 миллиардов рублей? Веселый 
  • -0.26 / 5
  • АУ
 
  C.K. ( Практикант )
01 июл 2018 08:58:45

А этот эксперт не подумал, что в сложившиеся ситуации шантажа России Украиной и отдельными странами Запада, уже не важна экономическая целесообразность газопроводов. Налицо сложилась ситуация ликвидации Украины или в самом компромиссном виде ее разделение и концентрацией самих украинцев в зонах безопасного проживания для  России. Одним словом идет подготовка к новой европейской войне за независимость России. Идет подготовка к новому переделу, а точнее  происходит восстановление российской империи.

Газопровод мимо Украины, это прежде всего ликвидация причины защиты экономических интересов Запада из-за Украины. Порашенко и его европейские визави бегают с планами укрепления армии Украины и европейских стран. А между тем реально укрепляется русская армия и готовится автономное от СССР и Запада военное производство.
Обходные дороги уже построены или будут скоро достроены.  Осталось только иметь обоснованную всеми признанную причину для начала войны. Причина на поверхности: не выполнение минских соглашений, карательная война на Донбассе.   Любой следующий снаряд от ВСУ окажется раковым и смертельным для Украины и самой украинской нации. Сейчас уже ясно, что нет никаких причин не ликвидировать украинский вопрос в историческом ходе. А что выгоднее, строить новый газопровод или отдать с территориями существующий, то  это будет компромисс Европы и России.
  • +0.55 / 13
  • АУ
 
 
  Советчик ( Практикант )
01 июл 2018 20:12:57

Шантаж монопольным положением - один из рисков имеющегося бизнеса. И оценка рисков вполне себе выражается в конкретных денежных единицах. И вот с учетом рисков затраты на прокачку газа через территорию укры делают этот бизнес абсолютно убыточным и ненужным.
  • +0.41 / 6
  • АУ