Алексей N ( Слушатель ) | |
08 июл 2018 06:29:43 |
20.06.18 10:29 | |
Остроменский Михаил Петрович политический любомудр МОО "Вече", ВПП "Партия Дела", МОО "Альтернатива" "…исходя из сути и природы бытия, противоречий не существует…" "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд "— Все-таки желательно, гражданин артист, чтобы вы незамедлительно разоблачили бы перед зрителями технику ваших фокусов, в особенности фокус с денежными бумажками… … — Пардон! — отозвался Фагот, — я извиняюсь, здесь разоблачать нечего, все ясно. — Нет, виноват! Разоблачение совершенно необходимо. Без этого ваши блестящие номера оставят тягостное впечатление. Зрительская масса требует объяснения. — Зрительская масса, — перебил Семплеярова наглый гаер, — как будто ничего не заявляла? Но, принимая во внимание ваше глубокоуважаемое желание, Аркадий Аполлонович, я, так и быть, произведу разоблачение. Но для этого разрешите еще один крохотный номерок? — Отчего же, — покровительственно ответил Аркадий Аполлонович, — но непременно с разоблачением! — Слушаюсь, слушаюсь. Итак, позвольте вас спросить, где вы были вчера вечером, Аркадий Аполлонович?" "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков I Увидевший свет в 1957 году роман Айн Рэнд (Алисы Зиновьевны Розенбаум) "Атлант расправил плечи", считается настоящим гимном свободному капиталистическому обществу, где правят разум, индивидуальная инициатива, свободный обмен товарами, свободное творчество, полная ответственность за себя и за свои поступки, честность, где каждому воздаётся по справедливости. Каждый живёт своим трудом и талантами. Роман представляется катехизисом либертарианства и, якобы, приговором всем поползновениям социально-направленного переустройства общества со стороны государства, пытающегося как-то перераспределить богатство в пользу менее приспособленных и бедных граждан. Бывший советник российского президента по экономике А.Н. Илларионов, называя Айн Рэнд крупнейшим писателем и мыслителем ХХ века, утверждал, что книга сия давно находится в библиотеке В.В. Путина. Звучали предложения включить это произведение в перечень книг, если не изучаемых в школе, то рекомендованных юношеству к прочтению. Роман постоянно издаётся и переиздаётся. Это творение оказало большое влияние на таких людей как Ален Гринспэн и Рональд Рейган. Его высоко оценил один из крупнейших экономистов ХХ-го века Людвиг фон Мизес. Американские публицисты неизменно включают роман в 10 самых влиятельных книг за всю историю человечества. Существуют общественные организации и целые институты по изучению и пропаганде наследия и идей Айн Рэнд. Ежегодно благотворительные фонды бесплатно раздают 40 000 экземпляров "Атланта". По книге не так давно снят трёхсерийный фильм. Про саму Айн Рэнд и про её романы и про философию объективизма, про идеологию рационального эгоизма написано достаточно много. Как хвалебного, так и критического. Но всё писалось обычно, во-первых, политически, а значит, производя предварительную и строгую дефиницию "друга" и "врага", а во-вторых, с крайних точек зрения: либо её жарких сторонников, либо непримиримых противников. Следовательно – ангажировано. Это, в рассматриваемом ключе, не плохо и не хорошо. В конце концов, чтобы о чём-то высказать мнение, оным мнением надо обладать. А для обладания необходима некая идейная база, система аксиом, которая своим существованием волей-неволей отвергает другую систему аксиом. Однако смеем полагать, что использованный подход не только не позволил прояснить вопрос о настоящей ценности этого объёмного произведения, но по нашему скромному мнению, не смог даже вникнуть в суть того, что же написала Алиса Розенбаум, какой мир она нам показала. Есть ли там что-либо, чем стоит восхищаться или так уж безоглядно отрицать. Мы, в своих размышлениях, постараемся придерживаться серединного пути, что означает: мысля о политике не заниматься ею. В такой позиции есть свои плюсы и минусы. Минус тот, что таким образом стяжать себе последователей и поклонников нам не удастся. Но плюсы, с нашей точки зрения, перевешивают. Это возможность не партийного взгляда со стороны. Когда мозг не затуманен категорическими установками политической злободневности и партийности. Вот с этих-то "холмов" нам и хочется рассмотреть насколько созданный и пропагандируемый образ мира Айн Рэнд соответствует тексту её романа. Иначе, соответствует ли предложенная система взглядов сама себе, цельна ли она, система ли она? Не увлекаясь партийной критикой философских построений объективизма, разберём идеологию Айн Рэнд на соответствие героев её романа тем критериям, что она и её последователи утверждают. Посмотрим, поступали ли герои "Атланта" так, как того требует идеология Айн Рэнд. Специально подчеркнём также, что мы не будем касаться художественной стороны данной книги, поскольку это не имеет значения для наших целей. II Для того чтобы не читавших роман, как-то ввести в тему, два слова о его содержании. Главная героиня Дагни Таггет – вице-президент крупнейшей железнодорожной компании США "Таггерт Трансконтинентал". Это семейный бизнес, созданный её дедом и управляемый братом. Впрочем, уже тут возникает первый вопрос (первое противоречие) – какое отношение имеют таланты Дагни к предприятию её предков? Она, получив огромное богатство, не приложила ли к этому никакого усилия? Один лишь факт рождения дал ей огромную фору относительно миллионов других, не менее талантливых людей, но из низов. Как этот факт рассматривать с точки зрения объективизма и рационализма Айн Рэнд? Наверное, новое либертарианское общество такого допускать не должно. К этому мы ещё вернёмся. Повествование начинается с момента, когда страну накрывает странная "эпидемия" исчезновения крупнейших и самых успешных бизнесменов. Одновременно с исчезновением хозяев происходит и ликвидация их предприятий. Часто в буквальном смысле слова (сгорают, затапливаются, взрываются). В результате, постепенно нарастает экономический кризис, переходящий в хаос. В то же самое время к власти в стране, с использованием популистских лозунгов "национальной безопасности" и "общественной пользы", рвётся группа политиков и бизнесменов. Но странно, никто другой, кроме этих прожжённых коррупционеров и автократоров, и не желает взять на себя ответственность за судьбу государства и попытаться решить проблемы. Другой политической и социальной силы и не просматривается. Дагни рыщет по стране пытаясь и спасти распадающуюся железнодорожную империю и найти "разрушителя", того человека, который какими-то "неопровержимыми" аргументами заставляет лучших в бизнесе отказываться от своих предприятий, сбегать, уничтожая дело. Но каждый раз она опаздывает. Не успевает встретиться с очередной "жертвой" прежде "разрушителя". Дагни иногда видит даже спину этого Аполлона – "демона разрушения", но догнать не в состоянии. В конце концов, в этой погоне за призраком всё выясняется. Дагни попадает в тот "эдемский" уголок, где все "сбежавшие" супербизнесмены ожидают падения внешнего "несправедливого и прогнившего" мира, чтобы на его обломках построить "дивный новый мир". Дагни так же приглашают в сей "элитный" клуб. Но есть одно условие. Она должна полностью порвать со старым миром, что означает – бросить созданное её дедом предприятие на разграбление и смерть. Это категоричное условие вступления в "Клуб Доллара" (эмблемой данной группы и всей идеологии служит знак доллара). Сначала Дагни отказывается. Хотя она мыслью с "беглецами", но душой в железнодорожном деле и не может так вот всё бросить. Впрочем, в конце романа, она таки примыкает к этой группе "избранных". И они, укрывшись в "эдеме Мидаса", наблюдают за саморасчищающимся для них миром, где уже не железные дороги, а караваны первопоселенцев, как 200 лет до того, пересекают страну с востока на запад. Такова сюжетная канва. | |
| |