Москва придумала вежливую «ответку» за «Норд». Алексей Полубота.
Бывший крымский общественник, эксперт «Майдана иностранных дел»
Андрей Клименко заявил о том, что Россия де-факто начала морскую блокаду Украины.
«Иллюстрация одной из составляющих российской технологии блокады Мариуполя и Бердянска. Продолжительность ожидания разрешения на проход Керченским проливом для судов из Мариуполя и Бердянска составляет от 7 до 88 часов вместо стандартных 1−2 часов. Средняя продолжительность задержки = 29 часов», —
пишет Клименко.
При этом, по словам майданщика, суда, следующие из российских портов Азовского моря, в среднем проходят пограничный и таможенный досмотр за 2 часа.
«С 23.06.18 по 05.07.18. Среднее время ожидания = 29 часов. За это время эту „процедуру“ прошли 35 судов», — пишет майданщик.
Несколькими днями ранее этот же «эксперт» уже истерил по поводу действий ФСБ в Азовском море. По его словам, РФ ведет «сафари» на суда, заходящие в украинские порты. Каждый час простоя наносит судовладельцам ущерб в несколько тысяч долларов и отбивает охоту работы с украинскими портами, что приводит к убыткам Киева.
«Задержания российскими пограничниками судов в Азовском море приобретают характер морского сафари от ФСБ. Такая издевательская игрушка над украинскими „терпилами“. Будем и дальше тихо жаловаться в международные суды и молчать, как хочет МИД? И наблюдать, как задерживают суда все ближе к Бердянску уже не по одному, а сразу по два?»
Клименко перечислил ряд недавних «задержаний»: «Задержание румынского судна WHITE STAR (IMO 9381938) катером береговой охраны ФСБ РФ утром 4 июля 2018 южнее Бердянской косы. 11:00 20 миль на юг (36 км). Судно идет с Гереке (Турция) в Бердянск. Задержания турецкого судна BARON катером береговой охраны ФСБ РФ утром 4 июля 2018 почти на пляже Бердянской косы. Следующее будет прямо в Бердянском порту?» — негодует Клименко.
Впрочем, этот же «эксперт», видимо, радостно потирал руки, когда разворачивалась история с задержанием украинскими пограничниками российского рыболовецкого судна «Норд». Напомним, тогда речь шла не просто о тщательном досмотре судна, а об откровенно пиратском захвате и задержании моряков. В результате «следственных действий» СБУ капитан судна
Владимир Горбенко перенёс сердечный приступ.
Тогда в соцсетях было излито много гнева российских пользователей по поводу реакции России. Вернее, почти полного её отсутствия, если не считать резковатого заявления нашего МИДа.
И это объяснимо. Поскольку страна, уважающая своих граждан, должна всё делать для их защиты, тем более, когда для этого есть все возможности. А они у России на Азовском море в связи с полным военно-морским превосходством, конечно есть. Однако, как мы видим теперь, выбран более «вежливый», но при этом, возможно, ещё более тяжёлый для Украины вариант ответа.
— Украинская сторона не раз расписывалась в своём неумении просчитывать последствия своих действий, — говорит
декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Лишь слабые игроки рассчитывают ситуацию на один ход. Киев добился тактического преимущества, захватив российский «Норд» и распиарив себя на весь мир, как смелое государство, которое не боится рассердить «агрессивную Россию». Расплатой за «минуту славы» стала мягкая блокада украинских портов в Мариуполе и Бердянске. Судовладельцы несут убытки. Через некоторое время они могут вообще отказаться от взаимодействия с украинскими портами на Азовском море, поскольку их бизнес здесь постоянно находится в зоне риска.
Режим
Порошенко уже не раз показывал, что действует, поддаваясь эмоциям, что в большой политике недопустимо. Было ясно, что за «Норд будет «ответка». И она будет вежливой, но жёсткой. В Киеве не могли не понимать, что у России гораздо больше возможностей на морях, чем у Украины, которая на сегодня практически утратила свой военно-морской ресурс. А если Пётр Порошенко надеялся на серьёзную помощь США, то это только лишний раз выставляет его как недальновидного политика. В итоге Украина, скорей всего, и дальше будет нести убытки. И как бы ни истерили майданщики, ответить ей будет нечем.
«СП»: — На Украине уже раздавались голоса о том, что надо пересмотретьстатус Азовского моря, которое сейчас находится в совместном пользовании России и Украины. А нас такая ситуация устраивает?— Нынешняя ситуация на Азовском море Россию вполне устраивает. А как говорится, согласие — есть продукт обоюдного непротивления сторон. У Украины явно не хватает «6-го флота», чтобы она могла повлиять на эту ситуацию. Воевать за дискредитировавший себя режим Порошенко на Западе ни у кого желания нет. Да и финансовая подпитка Украины становится всё более скудной. И США, и ЕС уже раскаиваются, что взяли на себя ответственность за Украину.
«СП»: — «Вежливая блокада» украинских портов может прекратиться, если президент Порошенко принесёт извинения за «Норд»?— Учитывая, что российское руководство иногда даже излишне сдержанно относится к выпадам «украинских партнёров», такой вариант возможен. Хотя, на мой взгляд, киевское руководство ещё не в достаточной мере прочувствовало, что поступать так, как украинские пограничники поступили с «Нордом», нельзя. Поэтому рановато с «незалежной» снимать прессинг. Да, честно говоря, я и не думаю, что Порошенко пойдёт на официальные извинения. Уж больно серьёзно может в этом случае пострадать его рейтинг, а ведь уже не за горами старт новой избирательной президентской кампании на Украине.
— Понятно, что рядовым гражданам России хочется, чтобы государство, тем более обладающее мощной армией и флотом, действовало более жёстко, — говорит
доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев. — Но в ситуации, когда превосходство в информационной войне на стороне противника, надо действовать крайне осторожно. И пример с захватом «Норда» и последующей реакцией Россией, в этом смысле — удачный и показательный. Россия с одной стороны де-юре остаётся в рамках закона, а де-факто усиливает активность на Азовском море. При этом цель наша даже не столько «отомстить за «Норд», сколько обезопасить наши суда от новых нападений. Украинские пограничники должны всегда видеть и чувствовать, что за их пиратские наскоки придётся держать ответ.
«СП»: — Чем может закончиться эта ситуация? Россия, преподав урок, постепенно вернётся к практике обычных проверок судов из украинских портов?— Я думаю, что ситуация будет развиваться. Вряд ли возможно полное возвращение к прежнему статус-кво. Проблема как раз в том, что по ситуации в Азовском море, так и по другим спорным ситуациям украинская сторона не хочет с нами разговаривать. В конце концов, они заварили всю эту кашу, захватив «Норд». Теперь, наверное, логично, если бы они сами предложили договориться о неких правилах и гарантиях безопасности, как российских судов, так и судов, следующих в украинские порты. Тем более, что это совсем не обязательно решать на высшем уровне. Достаточно встреч чиновников пограничных служб, транспортных флотов и т. д. Мы за прошедшие годы хорошо изучили тактику майданщиков. Пока на них давят, они вопят и возмущаются. Но как только давление ослабнет, никто не может дать гарантий, что ситуация подобная той, что была с «Нордом», не повторится. Вот и получается, что при отсутствии взаимных договорённостей, каждая сторона действует в меру своих сил и возможностей, а взаимные претензии накапливаются.