Боевые пловцы «незалежной» по американским лекалам планируют массовые диверсии на полуострове
Пока украинские политики в Киеве спорят, как ловчее вернуть Крым, морской спецназ этой страны на полигоне 73-го морского центра специальных операций (МЦСпО) «Тендровская коса» в Николаевской области без лишней огласки отработал важный фрагмент явно давно запланированной силовой операции по «освобождению» полуострова. Судя по опубликованным видеокадрам учений, еще до начала гипотетического внезапного удара ВСУ на Перекопе заранее высаженные из-под воды диверсионные группы попытаются в тылу российских войск вывести из строя важнейшие элементы инфраструктуры Крыма и парализовать деятельность наших военных и военно-морских баз.
То, что в течение двух июньских недель происходило на Тендровской косе, в Киеве официально названо внешне почти миролюбиво и даже безобидно — «межведомственным учебным сбором со специалистами водолазной подготовки». На самом деле, была сделана попытка научить разобщенные диверсионные подразделения различных силовых ведомств Украины (а подводные пловцы сегодня есть в Силах специальных операций, Военно-Морских силах, Национальной гвардии, Национальной полиции, Государственной пограничной службе и в Управлении государственной охраны) совместно воевать по общему плану наступательной операции.
Как сообщила пресс-служба Национальной гвардии, участники сборов «учились ориентированию по сигналам, буксировке группы под водой, ведению огня из специального подводного оружия… практиковались в захвате морского судна с помощью специального оборудования, десантировании пловцов с плавсредств и поднятии их на штурмовом ходу».
Всего в учениях было задействовано свыше сотни самых опытных подводных диверсантов из всех перечисленных силовых структур. Их работу обеспечивали средний десантный корабль «Юрий Олефиренко» (бывший СДК «Кировоград» ВМСУ), корабль управления Сил специальных операций Украины «Переяславль» (до раздела Черноморского флота — российский малый разведывательный корабль ГС-13) и скоростные штурмовые моторные лодки «Willard» Sea Force 730 и Sea Force 11M, в 2015 году переданные американцами Украине «в рамках предоставления материально-технической помощи».
Естественен вопрос: а как все это кровожадное воинство в аквалангах к «часу Ч» может быть скрытно доставлено к побережью Крыма? Ведь как известно, ни одной подводной лодки после 2014 года у Украины не осталось. С советских времен в 73-м МЦСпО (бывшей 17-й бригаде спецназа Главного разведуправления Генерального штаба Вооруженных сил СССР) остались сверхмалые подводные лодки проекта 908 «Тритон-2» (экипаж — два человека, глубина погружения до 40 метров, подводная скорость — 5 узлов, дальность плавания под водой до 60 миль). Но, как выяснилось, и «Тритоны» давно не помощники украинским подводным диверсантам.
О печальной судьбе унаследованных Киевом сверхмалых подлодок, а также средств подводного движения типа «Сирена» и «Протон», 4 июля в интервью «Украинскому милитарному порталу» рассказал бывший начальник Управления специальных операций ГШ ВС Украины (2007-2012) полковник запаса Юрий Серветник. По его словам, в 73-м МЦСпО ни одного такого средства скрытной доставки боевых пловцов не осталось. Причина: «Проблема всех этих средств в том, что они приводились в движение от аккумуляторов. А эти аккумуляторы очень специфические, очень ценные и изготавливаются в России».
Однако вот, что особенно важно. Выпускник факультета разведки Киевского высшего общевойскового командного училища, а затем — Национального университета обороны Украины (оперативно-тактический и оперативно-стратегический факультет) полковник запаса Серветник уверен, что в сложившейся сегодня на Черном море ситуации для высадки подводных пловцов на российское побережье вполне можно обойтись и без подводных лодок. Вот мнение этого эксперта: «Например, в Крым группу боевых пловцов можно доставить даже на лодке. При волнах до двух баллов лодку трудно будет обнаружить даже РЛС. Кроме того, можно доставить группу лодкой, а уже в непосредственной близости к берегу подойти в подводном положении. Используя индивидуальные подводные аппараты».
Естественно предположить, что это не просто слова. Ведь их произносит человек, который еще несколько лет назад совместно со специалистами НАТО разрабатывал планы боевой работы украинских боевых пловцов. Выходит, он точно знает, что говорит.
Таким образом, скорее всего, сегодня скрытная высадка диверсионных групп из украинского Очакова, где находится база 73-го МЦСпО, в российский Крым — не столь уж фантастическая штука. Поэтому попытаемся в меру сил оценить: велика ли вероятность на успех диверсионной операции, к которой усиленно готовил своих подводных пловцов Киев на Тендровской косе?
Сколько боевых пловцов у Украины?
По понятным причинам такие данные в открытом доступе отсутствуют. Но понятно, что счет наверняка идет на сотни, если не на тысячи военных профессионалов. А структурный состав подобных спецподразделений на Украине позволяет уверенно утверждать, что подготовке к подводной войне Киев уделяет особое внимание. Причем не только своих Военно-Морских Сил и Сил специальных операций.
Как уже сказано, подводные пловцы давно входят в состав почти всех силовых ведомств Украины. Так, достаточно многочисленным морским спецназом с конца 90-х годов обзавелись внутренние войска, а потом — Национальная гвардия «незалежной». Первым таким формированием в МВД Украины в 1999 году стал отряд боевых пловцов специального назначения «Скат». До 2014 года местом его дислокации была Балаклава. Известно, что в боевые задачи «Ската» входили контртеррористическая и контрдиверсионная работа на воде и под водой, борьба с боевыми животными (специально обученными дельфинами), охрана портов и гидротехнических сооружений, кораблей, судов и т. д.
В 2003 году в Киеве в составе 14-й отдельной бригады специального назначения «Барс» сформировали отряд «Омега» со схожими функциями. Отряд комплектовался только офицерским составом. Воинские специальности — боевые пловцы, снайперы, саперы, альпинисты.
Вскоре в той же бригаде появился подобный же отряд «Вега». А в крымском поселке Новоозерное (Донузлав) — отдельная рота противодиверсионных сил и средств внутренних войск МВД.
Какую часть этого многочисленного морского спецназа Киеву удалось сохранить после потери Крыма — сказать трудно. Но кое-что точно осталось, если судить по упомянутым июньским учениям на полигоне «Тендровская коса».
Известно, что, по крайней мере, два отряда боевых пловцов (по одному на Черном и Азовском морях) имеет Госпогранслужба Украины. Оба отряда пограничного спецназа называются одинаково — «Дозор-М». Дислоцированы в Одессе и Мариуполе. Очевидно, Киев считает, что при охране морских рубежей боевые пловцы незаменимы. Поскольку в одном из недавних интервью руководитель Государственной пограничной службы Украины Пётр Цигикал сообщил, что в планах его ведомства формирование еще до семи «Дозоров-М». Главный пограничник Украины добавил, что этот вопрос он активно обсуждает с «американскими партнерами». С участием США, как следует из интервью, «определяются и точки дислокации» новых отрядов в Азовском и Черном морях.
Заокеанские кураторы, похвалился Цигикал, буквально за ручку ведут по службе уже созданные «Дозоры-М»: «Они (отряды — „СП"), можно так сказать, обеспечены по последнему слову техники. Буквально на днях от наших американских партнеров туда поступило специальное водолазное оборудование».
А в главном учебном центре Госпогранслужбы Украины имени генерал-майора Игоря Момота в селе Оршанец Черкасской области одной из главных учебных дисциплин с недавних пор стало проведение диверсионных операций. «Наши международные партнеры уже проводят обучение специалистов по этому направлению в Оршанце», — отметил разоткровенничавшийся Цигикал.
Как готовят «морских котиков» Украины?
В российском экспертном сообществе бытует легкомысленное, а потому — крайне опасное, на мой взгляд, отношение к этой теме. Основано оно на том, что с самого начала гражданской войны в Донбассе боевых пловцов из Очакова украинские генералы расточительно использовали исключительно в качестве фронтовой разведки и для охраны различных VIP-персон в зоне боевых действий. В результате всякая профильная боевая подготовка подводных диверсантов была свернута. Да и сам 73-й МЦСпО понес тяжелые потери. Среди погибших в Донбассе и два его командира, сменившие один другого, — капитан 2 ранга Алексей Зинченко и капитан 1 ранга Юрий Олефиренко.
Но все круто изменилось после визита в Киев в январе 2016 года генерал-майора Грегори Ленглейла, командующего Силами специальных операций США в Европе. Как по мановению волшебной палочки всех боевых пловцов Украины тут же вернули с фронта в Очаков и они принялись снова заниматься своим прямым делом.
В мае 2016 года 73-й центр из ВМСУ передали в состав Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины, а взамен в составе Военно-Морских сил в Одессе сформировали 801-й отряд борьбы с подводными диверсионными силами и средствами и 29-й морской разведывательный пункт.
С той поры боевая подготовка украинского морского спецназа всех ведомств часто проходит совместно с подводными пловцами из США, Канады и Румынии. Последнее такое мероприятие из тех, сведения о которых попали в открытую печать, прошло в июле прошлого года в Практической гавани Одессы в рамках международных учений «Си-Бриз-2017». По сообщениям украинских СМИ, тогда главную скрипку играл как раз один из «Дозоров-М» Госпогранслужбы Украины. Его бойцы продемонстрировали свои навыки по освобождению судна, якобы захваченного террористами.
Чем вооружен морской спецназ Украины?
Почти исключительно тем, что досталось ему от советских боевых пловцов. А именно — не имеющими аналогов в мире (за рубежом предпочитают вооружать своих «ластоногих» диверсантов подводными пистолетами) двусредными 5,66-мм автоматами АПС. Выпущенная из такого 10-сантиметровой длины пуля-игла на глубине сохраняет убойную силу на дистанции до 17 метров.
Кроме того, подводные диверсанты могут использовать четырехзарядные подводные пистолеты СПП-1 и СПП-1М, автоматы АКМС с приборами бесшумной и беспламенной стрельбы (ПБС-1) и ночными прицелами (НСПУ), пистолеты Стечкина с глушителями, одноразовые противотанковые реактивные гранатометы РПГ-22, универсальные водолазные ножи НВУ, тульские стреляющие ножи спецназа НРС-2. Для уничтожения выбранных объектов у них имеются сосредоточенные заряды СЗ-6, кумулятивные заряды КЗ-5 и КЗ-7, магнитные мины СПМ.
Однако вовсе не исключено, что теперь у украинских диверсантов в ходу и кое-что из стреляющего и взрывающего арсенала американских «морских котиков». Сообщений о таких поставках в открытом доступе нет. Но полно других сообщений, о крепнущем сотрудничестве Киева с Вашингтоном в этой области.
Скажем, в 2017 году на сайте Бюро по международному сотрудничеству в сфере правоохранительных органов Госдепартамента США было размещено извещение о тендере на приобретение специализированного оборудования для нужд спецподразделений Госпогранслужбы Украины. То есть — тех самых отрядов «Дозор-М».
Американцы собирались за счет собственных налогоплательщиков купить подводным пловцам далекой страны специальные системы поддержки флотации — экипировку для водолазов, которая обеспечивает плавучесть на определённых глубинах. Всего — 200 комплектов марки PECI Flotation, а также 1500 одноразовых картриджей со сжатым углекислым газом для заправки этих систем. При этом флотационное оборудование должно обеспечивать положительную плавучесть, эквивалентную 45 фунтам (примерно 20 килограммов) на глубинах до 33 футов (примерно 10 метров), 57 фунтам (примерно 25,8 килограмма) на глубинах до 15 футов (примерно 4,5 метра) и 80 фунтам (примерно 36 килограммов) на поверхности.
Что угрозе из-под воды способна противопоставить Россия?
В том, что в российском Генштабе видят нарастание угрозы Крыму и с этого направления — никаких сомнений. Принимаются просто экстренные меры для укрепления охраны побережья. Вот их неполный перечень.
Из восьми построенных на сегодняшний день в Зеленодольске противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок» шесть переданы Черноморскому флоту. На каждом — гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа», телеуправляемый подводный аппарат «Фалкон», способный работать на глубинах до 300 метров. А еще — поисково-обследовательский комплекс «Кальмар», который позволяет осматривать дно на глубинах до 200 метров при скорости хода «Грачонка» до 8 узлов. В случае обнаружения вражеских боевых пловцов, уничтожать их планируется гидравлическими ударами от взрывов снарядов дистанционно управляемого противодиверсионного гранатометного комплекса 98У или ручного гранатомета «Непрядва».
В ноябре 2015 года в составе только что сформированной к тому времени в Крыму 112-й бригады внутренних войск МВД РФ (теперь это Росгвардия) появился отряд морских патрульных катеров проекта 04024 «Афалина» и «Стриж-4Д». Задача — «охранять правопорядок и вести противодиверсионное патрулирование в прибрежной зоне совместно с пограничниками».
Но с введением в строй Крымского моста и его охрану поручили тоже 112-й бригаде Росгвардии. Стало понятным, что маломощными «Афалинами» да «Стрижами-4Д» тут не отделаешься. Нужны дополнительные «Грачата». Осенью прошлого года появились сведения, что «краповые береты» начали переговоры с зеленодольскими кораблестроителями о строительстве сразу четырех дополнительных противодиверсионных катеров проекта 21980.
Только на этом срочное «оморячивание» 112-й бригады не завершилось. Для борьбы с украинскими подводными диверсантами близ опор Крымского моста в составе этого соединения на основе подмосковного 604-го Краснознаменного Центра специального назначения Росгвардии сформирован собственный отряд боевых пловцов. Располагается он предположительно в здании бывшей украинской погранзаставы на острове Тузла.
Не забудем еще и наши пограничные сторожевые катера, стоящие в Балаклаве. И быстроходные патрульные катера проекта 03160 «Раптор» в Новороссийске. И российских боевых пловцов давно существующего 102-го отдельного отряда борьбы с подводными диверсионными силами и средствами (ООБ ПДСС), охраняющего внутренний и внешний рейды Севастополя.
Так что, чтобы добраться до Крыма со взрывчаткой и АПСами украинским подводным диверсантам и их наставникам из НАТО придется сильно постараться. И лучше не проверять российскую оборону на прочность, а ограничиться проведением очередных водолазных учений на Тендровской косе.
Хотите понырять в Крыму? Милости просим! Но желательно на пляже. И не заплывайте за буйки, панове!
Сергей Ищенко https://ukraina.ru/digest/20180709/1020585572.html