Украина и украинско-российские отношения
204,749,949 348,199
 

  Luna ( Практикант )
13 июл 2018 10:54:27

Тайное становится явным: мы тонем в долгах?

новая дискуссия Статья  212

С конца прошлого года украинские чиновники на всех уровнях власти монотонно повторяли одну и ту же мантру: “МВФ приедет, МВФ — ссудит”. Очевидно, что была дана установка делать хорошую мину при плохой игре и уверять народ, что спасение близко, с МВФ все оговорено, осталась последняя мелочь - “добазариться” на счет Антикоррупционного суда. Ну, и цен на газ в пакете с ним. В общем, как формула шампуня — два в одном. Решим вопрос — и деньги наши. 

Но время шло, вопрос не решался и денег нам не давали. Бурная радость от выделенного Евросоюзом кредита на сумму 1 млрд евро (решение ЕС вступило в силу 9 июля) померкла, как только стало понятно, что дадут не все и не сразу, а только частями - за хорошее поведение. Как корм в цирке. Да и не хватит нам этого миллиарда на все текущие дыры. 

МВФ же просто перестал “отвечать на звонки”.


Хотя нельзя отрицать, что нас додавливают и мы сдаемся. На днях Верховная Рада приняла закон о судоустройстве и статусе судей Высшего антикоррупционного суда, а также поправки к нему, на которых настаивал Международный валютный фонд. 

Речь идет о процедуре обжалования дел по коррупции, которые сейчас находятся на рассмотрении в судах общей юрисдикции. Раньше они должны были идти в апелляцию по своей вертикали, теперь будут передаваться в апелляционную палату Антикоррупционного суда. По словам директора МВФ Кристин Лагард, это сделано, чтобы не допустить амнистию топ-коррупционеров, чьи дела уже находятся в судах. 

Впрочем, в судах Украины не находится никаких ярких дел по большой коррупции, которая могла бы впечатлить Запад. А мелкую коррупцию они нам не засчитывают. Поэтому расплатиться по долгам коррупционерами (публично арестованными и предъявленными кредиторам) вряд ли получится. Надо выкручиваться как-то по-другому. И действовать быстро. 

По данным из хорошо информированных источников, до осени, в условиях отсутствия траншей МВФ, нам надо заплатить около $1 млрд. Любопытно, что график платежей (в каком месяце сколько мы должны отдать), в последнее время стал чуть ли не самым засекреченным документом.


Однако, есть хитрый “лакмус”, который выявляет то, что власть пытается скрывать или точнее, недоговаривать: НБУ ухудшил прогноз своих же золотовалютных резервов (ЗВР) в 2018 году с $21,6 млрд до $20,7 млрд, а в 2019 - с $19,1 млрд до $18,8 млрд. 

Это как раз и наводит на мысль о том, что в ожидании денег МВФ, Нацбанк вынужден расплатиться своими резервами. Но поскольку надежда на транш от Фонда все же теплится, то следующую (осеннюю) выплату он планирует делать уже из вновь полученных денег. А если нет? То, придется снова пересчитать прогноз по ЗВР.

С внутренними долгами — немного проще, чем в валютными. Они представляют собой бесконечный круговорот займов в природе. Вот и 10 июля Министерство финансов разместило гривневые облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на 1,34 млрд грн, а так же валютные ОВГЗ - на $59,4 млн. 

Как водится в последнее время, долговые бумаги выпущены краткосрочные и дорогие, чтобы обратить внимание спекулянтов. В частности, размещены ОВГЗ со сроком обращения 84 дня под 17,39% годовых, со сроком обращения 203 дня под 17,29% годовых и в(небольшом количестве) со сроком обращения 588 и 700 дней под 16,25% годовых. Валютные ОВГЗ выпустили со сроком обращения 742 дня под 5,65% годовых. 

Понятно, что ОВГЗ выпустили, чтобы перекредитоваться и произвести выплаты по предыдущим долгам. Теперь под новые займы надо снова допечатать денег. Рост денежной массы на 1,5-2% процента ежемесячно Нацбанк воспринимает как должное и просто констатирует факт в своих отчетах. 

Хотя даже простому обывателю понятно, что чем больше денег в обороте, тем меньше они стоят. В Зимбабве дошли до миллиарда за ветку бананов. Или что-то в этом роде. Мы пока еще не столь безнадежны, но уверенно движемся по аналогичному сценарию. 


Симптоматично, что одновременно с очередными выпуском облигаций и сообщением о снижении золото-валютных запасов, Нацбанк снова повысил учетную ставку — до 17,5%. Предыдущее повышение было в марте - с 16% до 17%.

Но в чем парадокс: повысив в очередной раз учетную ставку, Национальный банк сохранил прогноз роста ВВП и инфляции в 2018 году на 3,4% и 8,9% соответственно. У любого мало-мальски подкованного специалиста, включая студентов профильных вузов, не может не возникнуть вопрос: в честь чего НБУ умудряется держать учетную ставку в полтора раза выше, чем прогнозируемая им же инфляция?

Ведь процент учетной ставки определяет минимальный уровень стоимости кредитов в коммерческих банках. Другими словами, отечественный производитель не может взять кредит меньше, чем под 17,5, а фактически под 18 % годовых. Чтобы "отбить" его, нужно либо поднять стоимость продукции, как минимум, на 18%. Либо совершить чудо сокращения себестоимости. Т.е. положить в колбасу вместо мяса туалетную бумагу и поднять цену на нее на стоимость кредитных ресурсов. 

В итоге мы приходим к одному и тому же: долги платить нечем, цены растут, инфляция набирает обороты, Нацбанк делает вид, что не замечает этого, но выдает себя с головой, когда повышает учетную ставку и сообщает о снижении ЗВР. 

Необъявленная инфляция ведет к “разбуханию” объема денежной массы, а рост цен нивелирует повышение благосостояния граждан, зафиксированное правительством в статистике, но не замеченное гражданами на практике.


В контекст “спасения утопающих руками самих утопающих” отлично вписалось заявление все того же Нацбанка о грядущем поднятии цен на газ и жилищно-коммунальные услуги в 2018 году на 25%. И широко обсуждаемое решение столичной власти поднять цены на проезд в общественном транспорте вдвое. Считается, что к сентябрю путешествие двумя маршрутками (по 12-17 грн за одну поездку) плюс две поздки в метро обойдутся киевлянину в сумму около 45 грн.
http://www.versii.com/news/381981/

  • +1.31 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!