ВМФ/ВМС
17,534,699 45,244
 

  Внимательный ( Слушатель )
10 авг 2018 07:38:25

Как промышленность и ВМФ России ищут выход из дизельного кризиса

новая дискуссия Статья  890

Веб-ресурс Mil.Press FlotProm опубликовал материал Дмитрия Жаворонкова "Невечный двигатель: как промышленность и ВМФ ищут выход из дизельного кризиса" о проблемах отечественного военно-морского дизелестроения. В материале говорится, что 2017 год запомнился рядом новых провалов в отечественном кораблестроении и продолжением старых долгоиграющих историй. Немалая часть срывов сроков связана с корабельными силовыми установками: поломкой, несвоевременной поставкой дизельных и отсутствием российских газотурбинных двигателей для ВМФ. Редакция Mil.Press FlotProm проанализировала действия госзаказчиков и промышленности по выходу из дизельного кризиса.

В машинном отделении корвета "Стойкий" проекта 20380 ВМФ России (с) Никита Григорьев / FlotProm


Создание в 2007 году Объединенной судостроительной, годом позже – Объединенной двигателестроительной корпорации, а также отраслевая тенденция на объединение предприятий в холдинги и финансово-промышленные группы ("Трансмашхолдинг", "Группа ГАЗ", "Евротрейд" и др.) позволило говорить о формировании единого подхода к корабельному двигателестроению. Координация между Минпромторгом, Минобороны, ВМФ, корпорациями, КБ, верфями и дизелестроителями, однако, остается неудовлетворительной. Об этом Mil.Press FlotProm рассказали несколько источников на верфи "Янтарь", Зеленодольском заводе им. Горького, "Северной верфи", в ЦМКБ "Алмаз" и Невском ПКБ. Ведь несмотря на все декларируемые успехи "дизельная боль" создавала проблемы почти для всех строящихся кораблей и судов ВМФ.

В публичном поле руководство предприятий, особенно входящих в крупные госкорпорации, неохотно комментирует существующие проблемы. Тревогу бьют на уровне командиров машинных групп, инженеров-механиков и специалистов предприятий, ремонтирующих дизели. Разводят руками владельцы частных верфей или дизелестроительных заводов.

Положение с дизелями хорошо иллюстрирует проект стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года, опубликованный Минпромторгом 28 июня.

Авторы стратегии назвали ситуацию в области производства энергетического оборудования для кораблей и судов "особенно критической": речь идет о дизельных двигателях, дизель-генераторах, ГТД и др.

ОДК в своем годовом отчете-2017 и вовсе закрыла данные о прогрессе по изготовлению газотурбинных двигателей. Но корпорация обещает покрыть потребность флота в газотурбинных двигателях. Как сообщили изданию в мае 2018 года в пресс-службе "ОДК-Сатурн", ВМФ России получит первые серийные отечественные газотурбинные двигатели в 2019 году.

Корабельные дизели может выпускать всего дюжина российских предприятий, их производственный потенциал хорошо известен. Вместе с экспертами редакция Mil.Press FlotProm попыталась найти решения дизельного кризиса.

Очень условно дизели для ВМФ можно разделить на три больших группы: двигатели для "малого флота" – катеров и совсем небольших судов; для кораблей водоизмещением до тысячи тонн, и более крупных. В последнем случае дизель часто используется в энергоустановке наряду с газотурбинным двигателем. Важную роль играют также редукторы.

"Там, где аналогов нет": малый флот ждет профильных разработок дизелей

На пути "от малого к большому" нас сразу ждет разочарование. Для совсем небольших моторных лодок и катеров (до 5–8 метров) российских вариантов двигателя просто нет. С бензиновыми моторами – та же ситуация, поэтому производители безальтернативно выбирают зарубежные модели. Так, конструктор и гендиректор частной верфи Kompan Marine Александр Тараненко заявил изданию, что с радостью бы использовал российские дизели для своих проектов, но сегодня в мире "по сути нет альтернатив японскому блоку Kubota, на его базе создаются моторы большинством ведущих компаний".

Одной из системных проблем Тараненко считает "порочную советскую практику создавать катер или лодку под конкретный мотор". Слабые характеристики отечественных силовых установок ограничивали и возможности судов. Мотор следует подбирать под параметры судна, а отсутствие российских производителей в этом сегменте автоматически вынуждает конструкторов закладывать в проект судна иностранный двигатель.

В целом же для боевых катеров нужны именно дизели, так как они могут обеспечить относительно большую дальность хода.

Возможное решение здесь – в грамотной маринизации автомобильных двигателей и возвращение российских производителей на рынок лодочных моторов. Последнее невозможно без государственной помощи, а также без осмысленной стратегии в области "малого флота" в целом. Отсутствие такой стратегии, его причины и последствия Mil.Press FlotProm подробно рассмотрел в статье "ВМФ по мелочам не разменивается: на государственном уровне некому думать о катерах". Второй путь, более понятный для бизнеса, заключается в создании производства двигателей на базе популярных зарубежных блоков цилиндров. Редакции Mil.Press FlotProm известно о ведущихся в последние годы переговорах российских промышленников с иностранными партнерами по созданию подобных совместных производств. Однако такие проекты остаются высокорисковыми инвестициями, идти на которые без господдержки в виде финансирования опытно-конструкторских работ предприниматели не готовы.

"Цель – маринизировать ЯМЗ-530"

У катеров длиной 8–12 метров есть неплохой шанс получить достойный российский двигатель. Речь идет о маринизации дизелей семейства ЯМЗ-530 от ПАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод).

Рядные дизельные двигатели семейства ЯМЗ-530 и V-образные ЯМЗ-850 планируют использовать на катерах и небольших кораблях ВМФ. Об этом Mil.Press FlotProm сообщили два независимых отраслевых источника, знакомые с ситуацией.

Для одного из будущих судов двигатели 530-го семейства доработают, а также форсируют, добавил источник. В конце 2017 года стартовала соответствующая научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа (НИОКР).

Другой источник добавил, что перед использованием двигателей ЯМЗ-530 в качестве судовых повысят локализацию их компонентов. Он также отметил, что маринизация выгодна производителю, так как позволит повысить объем производства дизелей.

Как сообщили Mil.Press FlotProm в пресс-службе ПАО "Автодизель", в 2018 году предприятие планирует увеличить долю российских комплектующих в двигателях семейства ЯМЗ-530 до 80%. В 2015 году этот показатель составлял 65%, а в 2017-м – уже 77%, добавили в компании. Производитель заверил, что двигатель полностью соответствует требованиям "сделано в России", разработанным Минпромторгом, однако на предприятии отказались комментировать перспективы маринизации "пятьсот тридцатого" семейства ввиду его военной специфики.

Источник в отрасли, пожелавший остаться неизвестным, положительно оценил в беседе с корреспондентом Mil.Press FlotProm перспективы маринизации двигателей семейства ЯМЗ-530. По его словам, эти дизели достаточно современны и подходят для использования на катерах после определенных изменений в конструкции. В то же время он выразил обеспокоенность долей российских комплектующих в этом семействе.

Судовыми версиями ЯМЗ-530 занимаются специалисты и других российских предприятий. Один из проектов предусматривает установку маринизированной версии дизеля на перспективный десантно-штурмовой катер для ВМФ.

Одной из проблем двигателей остается охлаждение и всего 300-часовой ресурс до ремонта. Для дизельных моторов это очень критично из-за высокой компрессии: в какой-то момент температурный перекос приводит к появлению зазора в двигателе, сообщил изданию Александр Тараненко. Таким образом до успешной маринизации ЯМЗ-530 в этом классе судов для ВМФ использование иностранных дизелей остается безальтернативным.

"Заменить китайское": российским кораблям – российские двигатели

Выбор иностранных двигателей для кораблей и судов ВМФ может обернуться чередой проблем и многолетним срывом сроков поставки. Так случилось с силовой установкой катеров проекта 21980 "Грачонок" и МРК проекта 21631. При этом в конечном счете принимается "импортозамещающее" решение об установке на корабли российских двигателей. Так стоила ли овчинка выделки, и для чего было тратить время на закупку иностранных дизелей?

Главный конструктор "Коломенского завода" Валерий Рыжов в эксклюзивном интервью Mil.Press FlotProm назвал курс на поставку современной техники западными странами стратегической ошибкой.

Александр Симаков, экс-начальник отдела эксплуатации надводных кораблей 1-го ЦНИИ, вспомнил, что решение одного из главкомов использовать для российских боевых кораблей иностранные дизели стало основанием для обращения ряда отраслевых специалистов в правоохранительные органы. Симаков назвал тупиковым путь закупки двигателей за рубежом, но вместе с тем пессимистично оценил перспективы дизельного импортозамещения. По его мнению, для успеха нужно перестроить весь производственный процесс, начиная с металлопроката. И отказаться от китайских комплектующих. Другая проблема – фактический провал импортозамещения в дизелестроении, ведь до 80% комплектующих целого ряда современных российских дизелей покупают за границей.

Прерванный полет "Грачат"

Установка китайских дизелей Henan TBD620V12 на противодиверсионные катера проекта 21980 "Грачонок" совершенно не устроила флот. В сентябре 2016 года на первом этапе ходовых испытаний в Рыбинском водохранилище сломались сразу два двигателя головного катера. Китайский дизель – четырехтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель с турбонаддувом и водяным охлаждением. Его мощность – 1630 кВт при 1860 об/мин. Пропульсивную установку и два дизель-генератора для первого "Грачонка" поставило ООО "Морские пропульсивные системы".

Изначально катера проекта 21980 хотели оснастить немецкими дизелями MTU, однако после введения антироссийских санкций выбрали китайского производителя.

Часто причиной поломки дизеля становится непрофессионализм экипажа. В судоремонтной компании NORDWEG изданию рассказали, что для дизелей, особенно небольших, крайне важно использование правильных ГСМ, в том числе масла. Принципиальна такая его характеристика, как гидрофобность, поэтому используются минеральные масла. По оценке специалиста компании, лучшие судовые дизели для небольших катеров – это Yanmar и Mercruiser. Однако достичь их уровня российские дизелестроители смогут лишь через 5-10 лет системной работы.

Другая проблема – сложность в ремонте или настройке ряда электронных компонентов двигателей, которые не производятся в России. Речь идет, например, о системе управления дизелем. По словам источника издания в 1-м ЦНИИ, использование западных "черных ящиков" потенциально опасно для обеспечения секретности. Он добавил, что при схожих характеристиках дизеля вместо электронной системы управления можно использовать пневматическую. Такая система устанавливается на некоторые российские судовые двигатели. При очень близких ТТХ она позволяет уменьшить удельный расход топлива в сравнении с иностранными аналогами.

Дизель для "Буянов-М": Германия-Китай-Россия?

МРК проекта 21631 "Вышний Волочек" планировали оснастить немецкими 16-цилиндровыми дизелями MTU. После отказа германской стороны от продолжения поставок пришлось экстренно заказывать в Китае дизель CHD622V20.

Александр Архипов, главный конструктор новейшего дизеля ПАО "Звезда" – М-150 "Пульсар" – объясняет, что двигатель из КНР для кораблей проекта 21631 – это лицензионная копия немецкого "гражданского" судового дизеля TBD622, при этом компания-производитель Deutz-MWM уже ушла с рынка. А китайское изделие не вполне соответствует условиям эксплуатации ВМФ, у него "паромные" нагрузки.

В результате с китайским двигателем возникли проблемы, в частности с турбонаддувом, и сдача корабля сдвинулась вправо.

На "Буянах" – более старой версии проекта – установлены два дизеля М-507А/Д мощностью по 10 тысяч лошадиных сил каждый. Силовая установка кораблей проекта 21630 включает в себя дефорсированный дизель-редукторный агрегат (ДРА) М507Д и дизель-генератор ДГАС315. Оба изделия производит в частности ПАО "Звезда". Однако "пятьсот седьмые" конструктивно восходят ко второй половине XX века, хотя они и гораздо удобнее в ремонте.

Вместе с тем "высокооборотники" от "Звезды" хуже в части ресурса, объяснил изданию источник в Зеленодольском ПКБ. Конструкторы бюро доработали проект корабля, чтобы обеспечить усовершенствование системы турбонаддува китайских дизелей "Волочка". В ноябре 2015 года гендиректор Зеленодольского судостроительного завода Ренат Мистахов (сейчас возглавляет корпорацию "Ак Барс", в которую входит предприятие – ред.) заявил, что "Грачата" и "Буяны-М" получат российские силовые установки. Однако этот вопрос пока не решен.

"Российские производители дизелей находятся на мировом уровне, – заявил Мистахов журналисту Mil.Press FlotProm. – Мы видим, как совершенствует свою продукцию Коломенский завод (входит в Трансмашхолдинг – ред.), какие усилия на "дизельном" направлении предпринимает Кингисеппский машиностроительный завод (входит в концерн "Калашников" – ред.), "Синара" (речь идет о заводе "Звезда" – ред.). Российская промышленность в состоянии выпускать новейшие двигатели".

Отдельный вопрос – испытания китайских двигателей. 7 августа издание направило поставщику дизелей из КНР для "Буянов-М", ООО "Морские пропульсивные системы" (МПС), официальный запрос о проведении соответствующих тестов. По словам исполнительного директора ООО "Дизельзипсервис" Дмитрия Швеца, ООО "МПС" обратилось в его компанию с просьбой подтвердить Главному командованию ВМФ России готовность провести испытания на стенде "с целью подтверждения заявленных технических характеристик китайского двигателя CHD622V20". Как рассказал Швец журналисту Mil.Press FlotProm, специалисты "Дизельзипсервиса" приняли участие в совещании под руководством заместителя главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению Виктора Бурсука по вопросу оснащения МРК проекта 21631 главной энергоустановкой.

"После совещания для более детальной проработки в наш адрес направили габаритный чертеж двигателя с присоединительными размерами для подготовки фундаментной рамы испытательного стенда, – отметил Дмитрий Швец. – От дальнейших контактов представители ООО "МПС" уклонились, более на связь не выходили. Мы делаем вывод, что двигатели CHD622V20 испытания на территории Российской Федерации не проходили".

В "Дизельзипсервисе" считают, что лучший вариант двигателя для кораблей проекта 21631 – это дизель М507А. "Он полностью отечественный, с большой успешной историей эксплуатации. Другой подходящий для таких кораблей двигатель – ДМ185 (создан на Уральском дизель-моторном заводе – ред.) – пока не запущен в серию, нет опыта его эксплуатации и ремонта", – отметили в компании.

Дизели для "флота береговой обороны"

Исключительно дизельными должны быть энергоустановки для тральщиков и перспективных кораблей противоминной обороны в целом, рассказали Mil.Press FlotProm в ЦМКБ "Алмаз". Высокооборотный дизель в данном случае совмещает экономичность, надежность, достаточную скорость и хорошие показатели малозаметности корабля.

Для десантных кораблей предпочтительнее уже "среднеоборотники", если не считать быстроходных "десантников" на воздушной подушке, которым требуется ГТД. Среднеоборотные двигатели хороши также для патрульных кораблей.

Один из хороших примеров импортозамещения – использование отечественных дизелей на патрульном корабле проекта 22160. Дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000 (ДРРА) с дизелем модификации 16Д49 (16ЧН26/26) производства Коломенского завода используется в ГЭУ этих кораблей для работы на гребной винт фиксируемого шага. Об этом Mil.Press FlotProm рассказали в пресс-службе предприятия.

Такой же агрегат применяется для работы на винт регулируемого шага на ПСКР проекта 22100. Двигателями Коломенского завода оснащают также патрульный корабль проекта 23550. Дизель-генератор 28-9ДГ с дизелем модификации 16ЧН26/26 предназначен для использования в качестве главной судовой энергетической установки, а дизель-генератор 3-22ДГМ с дизелем модификации 8ЧН26/26 – использования в качестве вспомогательной судовой энергетической установки.

Дизели и дизель-генераторы "Звезды" ставят на тральщики проекта 12700, малые ракетные корабли проекта 22800, ракетные катера проекта 12418 и другие единицы флота. "Звезда" – одно из крупнейших предприятий российского дизелестроения и до недавнего времени – фактический монополист в области производства V-образных и звездообразных высокооборотных дизелей. Состоянию предприятия и перспективам в области производства "высокооборотников" посвящена статья "Высокие обороты срыва ГОЗ: что даст флоту дизельная диверсификация".

Производство и ремонт дизелей семейств М-50 и М-500 разработки еще советской "Звезды" освоило уже не одно предприятие, так что в данном случае у заказчика есть выбор. Однако насколько ритмично заводы выйдут на серийные поставки этих силовых установок, напрямую зависит от госзаказчика. Обеспечение длительного заказа – это инвестиции в качество конечного продукта, которого никогда не достигнуть в условиях единичных поставок. Потребитель продукции может помочь ускорить процесс постановки на производство двумя путями. Первый состоит в прямом финансировании развития производства через госпрограммы поддержки или другие инструменты. Второй – в гарантиях размещения заказа на среднесрочную перспективу. В таком случае ради насыщения рынка в будущем предприниматели могут самостоятельно развивать свои производственные мощности.



https://bmpd.livejou…yandex.com
  • +0.35 / 12
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  cerhj ( Слушатель )
10 авг 2018 09:23:21

Вы главное в статье выделите,о современном состоянии с газотурбинными установками на строящиеся корабли,все не так уж плохо-
ЦитатаПо данным издания, в Рыбинске строятся по меньшей мере четыре агрегата М90ФР для кораблей ВМФ России и еще один для испытаний. При этом два газотурбинных двигателя для последних двух фрегатов проекта 22350 уже готовы, сейчас ожидается поставка редукторов. Также источник в отрасли рассказал Mil.Press FlotProm, что "ОДК-Сатурн" строит как минимум три двигателя М70ФРУ. Ими предположительно оснастят фрегаты проекта 11356.
  • +0.60 / 14
  • АУ