К 2016 году в Донбассе украинская армии оказалась перед угрозой транспортного коллапса. С одной стороны, причиной были огромные потери тяжелой автомобильной техники в боях. С другой — крайняя изношенность автопарка военных, давно не получивших такого пополнения. И вдруг сегодня выяснилось, что ситуация с грузовыми автомобилями в ВСУ пришла почти в норму. Как так? За счет чего?
На эти вопросы ответила любопытная публикация, появившаяся на днях в одном из киевских СМИ. Местный военный эксперт Михаил Жирохов подробно рассказал об истоках этого удивительно стремительного преображения. И, как оказалось, корни его кроются не только на Украине. Неоценимую помощь украинским генералам оказали в Минске. А конкретно — «батька» Лукашенко, который санкционировал в обход союзнических отношений с Россией заодно и «братскую помощь» Киеву.
Основной грузовой автомобиль в белорусских войсках — МАЗ-6317. Достаточно грузоподъемный и высокопроходимый. Создан специально для военных целей — в конце 80-х годов по заданию Министерства обороны СССР. Но его производство было почти сразу же остановлено в связи с распадом Советского Союза.
К этому действительно неплохому автомобилю в Белоруссии вернулись в конце 90-х. На Минском автозаводе было снова налажено его серийное производство в интересах белорусских Вооруженных сил. При этом грузовик у Минска стали охотно покупать и Россия, и Азербайджан. И опять же — для собственных армейских нужд.
Вот впечатляющие технические характеристики МАЗ-6317 с колесной формулой 6×6. Он способен перевозить 11 тонн груза или 48 человек на раскладных скамьях. Мощность двигателя — 330 л. с. Максимальная скорость на шоссе — 85 км/ч. Запас хода — 1450 км. Способен преодолевать броды и 30-градусные подъемы и спуски. В конце 80-х прошел испытания во всех климатических зонах Советского Союза.
В общем, МАЗ-6317 - это именно то, что нужно любой армии.
А, между тем, рядом с Белоруссией терпел сокрушительное бедствие украинский автопром. В его распоряжении остался единственный производитель грузовых автомобилей — в Кременчуге. Но и он дышал на ладан. Однако поскольку в современном мире без таких машин — никуда, особенно — на войне, Киев еще до 2016 года не раз обращался к западноевропейским производителям армейских грузовиков с мольбами открыть в стране хотя бы «отверточную сборку» их продукции. Результатов это не дало, поскольку в тот период даже главный идеологический спонсор киевского государственного переворота — США — настороженно относились к перспективам передачи ВСУ любого вооружения. Даже — нелетального.
Тогда в 2016 году руку помощи ВСУ протянул «батька». Произошло это именно на его уровне компетенции — в марте было подписано межправительственное соглашение о сборочном производстве белорусских грузовых автомобилей МАЗ-6317 в Черкассах, на автосборочном заводе № 2, дочернем предприятии корпорации «Богдан», являющейся монополистом украинского автопрома. Белорусский МАЗ-6317 для приличия по соглашению сторон был срочно переименован в «Богдан-6317».
Минск, и конкретно Лукашенко, не могли не знать, что данные грузовики предполагается производить в Черкассах не для хозяйственных нужд. А именно для ВСУ, которые абсолютно варварски обстреливали и продолжают обстреливать из всех подручных средств не только позиции донецких и луганских ополченцев, но и села, и городские кварталы Донбасса.
На первых порах в Черкассах выполняли лишь примитивные работы — собирали шасси из «мазовских» деталей, устанавливали на него кузов и кабину, осуществляли сварочные работы, красили новоиспеченных «Богданов». Потом в число поставщиков вклинились украинские предприятия, производящие аккумуляторы, колеса, шины…
К настоящему моменту, как утверждают в корпорации «Богдан», грузовик полностью производится на Украине. От белорусского МАЗа остались лишь четыре цифры — 6317. Правда, двигатели, которые в прежнем варианте в Минск поставлял Ярославский моторный завод, отныне украинцы закупают у Китая.
Про количество грузовых «Богданов», поступивших в ВСУ за два с лишним года и активно подминающих сегодня под колеса Донбасс, точно никто на Украине не сообщает. Но, по косвенным данным, их в войсках уже от трехсот до четырехсот. И, как ни крути, разобранные МАЗы поставляет Киеву наш ближайший союзник и партнер по ОДКБ.
Конечно, существуют интересы крупного национального бизнеса, которые любое государство, и Белоруссия — в том числе, должно принимать в расчет. Но не до такой же степени, чтобы вооружать страну, которая называет Россию своим заклятым врагом! И стремится всячески нам навредить. Что выражается не только в словах, например, о намерении взорвать Крымский мост, но и в определенных делах. А дела эти вполне конкретны — от захвата рыболовного судна «Норд» в Азовском море до засылки в Россию диверсантов.
В конце концов, белорусско-украинский автомобильный проект разросся до создания еще и бронеавтомобиля. А этот тип грузовиков уже способен эффективно работать даже под обстрелом. Компания «Практика» выпускает бронегрузовики «Богдан-Козак». Для чего с закупленных в Минске МАЗ-6317 снимается кабина и кузов. Взамен устанавливают бронированную кабину и кунг. Также броней закрываются важнейшие узлы автомобиля.
Однако только сферой военного автомобилестроения расцветающее военно-техническое сотрудничество Минска и Киева не ограничивается. Как известно, без топлива любые машины бесполезны, в том числе и армейские «Богданы». Да и иная военная техника — танки, БТР и БМП, самоходки, РСЗО, ЗРК… Украина на фронте испытывала бы острый дефицит ГСМ, если бы не все та же Белоруссия. Именно Минск является одним из главных поставщиков бензина и дизельного топлива для армии Украины. Причем, цены на топливо, изобилие которого в Белоруссии, как известно, имеет российские корни, Минск, тем не менее, устанавливает для украинцев льготные цены.
Что же касается авиационного керосина для украинских штурмовиков, тактических бомбардировщиков и вертолетов, включая ударные Ми-24, то он из Белорусии в ВСУ, можно сказать, льется рекой. У Украины сегодня вообще лишь два поставщика авиационного керосина — Болгария, поставки из которой мизерны, и Белоруссия.
Однако Минск изрядно преуспел и в создании для Украины вполне летального оружия. И происходит это порой за счет сращивания белорусских и украинских предприятий ОПК. Так, например, значительная часть Оршанского авиаремонтного завода принадлежит украинской компании «Мотор Сич». Именно в Орше осуществляется модернизация украинских боевых вертолетов. Происходит оснащение их приборами ночного видения, комплексами радиоэлектронной борьбы, системами автоматизации. И это оказывается очень прибыльным. Оршанский завод до 2015 года еле сводил концы с концами. И вдруг совершил фантастический рывок вперед, став одним из самых прибыльных предприятий в республике.
Председатель Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов в ряду «отличников» ОПК своей страны часто называет киевское КБ «Луч». Так вот, достижениям этого КБ тоже немало способствует Минск. При ближайшем рассмотрении украинского противотанкового ракетного комплекса «Скиф» выясняется, что немало в него вложились и белорусы. Систему наведения для «Скифа» поставляет белорусское КБ «Пеленг». И оно также после киевского госпереворота в финансовом отношении совершило громадный скачок.
Это пункты прямой военной помощи враждебно настроенной по отношению к России Украине, где Минск (читай — «батьку») просто давно схватили за руку. Однако очень значительный поток продукции военного назначения идет из Белоруссии на Украину скрытно. В том, что этот поток не мелеет, и что он значителен, позволяет убедиться статистическая отчетность.
По целому ряду позиций вскоре после прихода к власти в Киеве ныне правящего режима, в ОПК Минска наблюдается необъяснимый, на первый взгляд, всплеск. Так, например, по времени точно совпало — поставки на украинские швейные фабрики в массовых масштабах хлопчатобумажного и льняного материала, необходимого для пошива военной формы одежды, и рост экспорта из Белоруссии этих же тканей сразу в 3,1 раза.
Так же с 2015 года внезапно резко вырос экспорт Минском неизвестно куда, вроде бы, приборов ночного видения, прицелов, биноклей и монокуляров и прочей оптики. Эта ситуация сохраняется и поныне.
Не находите, что перед нами весьма оригинальный способ Александра Лукашенко крепить союзнические отношения с Россией?
Да-да, конечно, Белоруссия — абсолютно суверенная страна. С кем и чем торговать, безусловно, вправе решать самолично и ни у кого не спрашивать. Но, помогая ставить на колени Донбасс, зачем же изображать из себя беззаветных соратников Москвы?
Лукашенко не раз объяснял свои все более тесные отношения с Киевом тем, что на Украине, дескать, живет братский для белорусов народ. Кто бы спорил? Но кого же тогда поставляемое из его страны оружие и техника помогают убивать в Донбассе? Небратьев?
ссылка