Возможный отказ России от выдачи кредитов Беларуси может быть чреват серьезными экономическими проблемами.Такое мнение в интервью
Thinktanks.by высказала эксперт Центра экономических исследований BEROC
Катерина Борнукова.
Россия начинает выкладывать козыри
О новых проблемах в отношениях между Беларусью и Россией в конце прошедшей недели сообщило агентство
Reuters. «Россия приостановила предоставление кредитов Беларуси и намерена ограничить Минску беспошлинные поставки нефтепродуктов и сжиженного газа (СУГ) с четвертого квартала 2018 года, ссылаясь на потери своего бюджета», - сказано в сообщении агентства. Там также говорится о блокировке новых траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития и приостановке работы по выдаче Беларуси в следующем году российского госкредита размером до 1 млрд. долларов. Возобновление кредитования Беларуси увязывается с запретом на вывоз нефтепродуктов в Беларусь и компенсацией потерь российского бюджета за ранее вывезенные нефтепродукты. Комментируя это сообщение, Минфин России заявил, что не приостанавливал выдачу кредитов Беларуси. Тем не менее, вероятность такого развития событий в будущем исключать нельзя.
«Формально Россия не может повлиять на выдачу кредитов ЕФСР. В то же время понятно, что она играет в этой организации ключевую роль. Не стоит забывать также, что Беларусь не выполняет условия по реформированию экономики, в том числе по приватизации и реструктуризации предприятий, под которые был выдан этот кредит. Поэтому если россияне захотят, они смогут использовать его как рычаг воздействия. Финансирование со стороны ЕФСР, как и новый российский кредит на рефинансирование белорусского внешнего долга размером 1 млрд долларов могут оказаться под вопросом. Похоже, что в ситуации конфликта по поставкам нефтепродуктов Россия начинает выкладывать свои козыри, а их у нее много. Когда был конфликт по поводу газа, Россия перестала поставлять нефть. Сейчас конфликт по нефтепродуктам, и возникает вопрос о доступе к кредитованию», - сказала Катерина Борнукова.
Беларусь может столкнуться с необходимостью девальвации валюты
По мнению эксперта, данная ситуация еще раз демонстрирует, насколько сильна экономическая зависимость Беларуси от России – нашей стране необходим не только доступ на рынок этой страны и поставки нефти, но и доступ к российскому кредитованию. «Слишком многое завязано на Россию. Несмотря на длительные переговоры с МВФ, Беларусь так и не смогла договориться о кредите, который мог бы стать хорошей страховкой на случай возникновения подобных ситуаций. Страна предпочла получить российский кредит, поскольку это было проще, и теперь мы рискуем столкнуться с последствиями нашей зависимости», - считает Катерина Борнукова.
Средства, которые Беларусь получает в рамках кредитов со стороны ЕФСР и России, в основном идут на рефинансирование ранее полученных кредитов. В случае приостановки кредитования возникает угроза, что белорусская сторона окажется не в состоянии обслуживать внешний долг. «И в этом, и в следующем году нужно выплачивать довольно крупные суммы, причем в основном речь идет о выплате задолженности перед Россией. Основная надежда была на то, что хотя бы часть долга наша страна сможет рефинансировать, поскольку других источников получения валюты для этого нет. Положительное сальдо внешней торговли сокращается – из-за раздувания зарплат растет импорт. В течение нескольких лет Нацбанк скупает у населения большие объемы валюты, и этот процесс рано или поздно замедлится, учитывая ослабление белорусского рубля вслед за российским. Если мы не сможем найти альтернативный способ рефинансировать наши долги, придется использовать золотовалютные запасы, а возможно еще и девальвировать валюту, чтобы улучшить внешнеторговое сальдо», - предполагает Катерина Борнукова.
Возможности Беларуси ограничивает отсутствие программы с МВФ
Объявление дефолта по внешней задолженности в случае проблем с выплатой долга является маловероятным. «Мы еще не в том состоянии, чтобы объявлять дефолт. Тем более, что это чревато дополнительными негативными последствиями. Если объявить дефолт хотя бы по одному из кредитов, увеличатся проценты по евробондам, которые мы и без того привлекаем далеко не на самых выгодных условиях, и выплаты по внешнему долгу в результате могут вырасти», - говорит Катерина Борнукова.
Для того, чтобы подобные ситуации впредь не создавали серьезных рисков для белорусской экономики, необходимо диверсифицировать источники финансирования. «В конце 2014 года уже возникала ситуация, когда Россия не дала кредит на поддержку валютного курса. Поэтому надо иметь возможность брать деньги в других местах. Первый шаг к этому был сделан, когда мы выпустили евробонды, но эти деньги мы берем по высокой цене. Наши возможности диверсификации источников кредитования ограничивает то, что у нас нет программы с МВФ, и инвесторы не верят, что мы будем вести ответственную экономическую политику», - подчеркнула эксперт. Что касается выплаты внешней задолженности, то, по мнению Катерины Борнуковой, это станет возможным лишь в случае «проведения экономических и структурных реформ, увеличения конкурентоспособности экономики, достижения хорошего положительного внешнеторгового сальдо и создания привлекательных условий для иностранных инвесторов».
ссылка