История института казачества
44,162 151
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
29 авг 2018 20:02:24

Участие донских казаков в народном движении ХVIII в. (продолжение... продолжения)

новая дискуссия Дискуссия  189

Участие донских казаков в народном движении ХVIII в.


ДОНСКИЕ КАЗАКИ В КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОИНЕ 1773-1775 гг.

№6. ПРЕДПИСАНИЕ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ДОНСКОМУ ВОЙСКОВОМУ АТАМАНУ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ МАНИФЕСТОВ Е. ПУГАЧЕВА В СЛУЧАЕ ПОЯВЛЕНИЯ ИХ НА ДОНУ

4 января 1774 г. В С.-Петербурге


Грамота на Дон в нижние и верхние юрты нашим атаманам и казакам, наказному атаману Сулину и всему нашему войску Донскому.

Оказавшийся в пределах Оренбургской губернии известной уже разбойник, беглой из-под караула донской казак Емельян Пугачев, дерзнув принять на себя имя покойного императора Петра Третьего, присылает во многие места злодейские свои письма к обольщению тем именем разными нелепыми обещаниями простого народа.

Сего ради имеет войско Донское приказать все таковые получаемые куда-либо от помянутого бездельника разбойника Пугачева письма на, площадях, тотчас как получены или найдены будут, жечь чрез палачей, а где оных нет, то чрез профосов (Профос - низший военный чин из оштрафованных солдат исполнял самые тяжелые и грязные работы, в том числе и обязанности палача); а какого те письма, содержания будут- давать знать в Военную коллегию.

ЦГВИА, ф. 20, оп. 47, д. 2, л. 296.

№ 7. ИЗ ОТПИСКИ ДОНСКОЙ ВОЙСКОВОЙ КАНЦЕЛЯРИИ В ВОЕННУЮ КОЛЛЕГИ О СОЖЖЕНИИ ДОМА И АРЕСТЕ СЕМЬИ Е. ПУГАЧЕВА В СТ. ЗИМОВЕЙСКОЙ

г. Черкасск

11 февраля 1774

... Отправленною в Государственную военную коллегию от 30 минувшего января сего году нашею войсковою отпискою донесли мы, всепод­даннейшие, что во исполнение высочайшей вашего императорского величества из оной Государственной военной коллегии по высочайшему именному вашего императорского величества к нам, всеподданнейшим, от 10 оного января присланной грамоте командирован... с секунд-майо­ром Рукиным нашего войска Донского старшина Туроверов в Зимовейскую станицу для забрания находящихся в той станице злодея Пугаче­ва жены и детей, и, буде есть, родных братьев... как и ради сожжения, естли есть, двора означенного не только государственного, но и рода человеческого злодея Емельяна Пугачева, в каком бы он худом или лучшем состоянии ни находился и хотя бы состоял в развалившихся только хижинах...

А сего февраля 11 дня оный старшина Туроверов, возвратясь в Чер­касской, поданным нам, войску Донскому, рапортом донес, что он, 4-го сего месяца прибыв в ту Зимовейскую станицу, упоминаемого злодея Пугачева жены и детей хотя тамо и не застал, но той станицы священ­ный чин, атаман и старейшины по объявлении им данной ему войсковой грамоты по долгу присяги донесли, что та жена сего злодея с детьми (одним сыном и двумя дочерьми) жительствует в Есауловской станице у родной ее матери Недюжихи, а дом его запродан ею в 1773 г. в осен­нее время той Есауловской станицы отставному казаку Еремею Евсееву за 24 руб. 50 .коп. Почему он обще с майором Рукиным, 6-го числа при­ехав в ту Есауловскую станицу, оный злодейский дом, хотя он и найден выстройкою поправляем, тотчас сломав, перевезли прямо на то место, где его, злодея, в Зимовейской станице обитание имелось, и тамо как тот дом, так и при речке Аксенце хижина с огорожею и с нескольким числом садовых деревьев того ж 6-го числа при майоре Рукине, при священном чине, старейших и прочих сжег и пепел чрез профоса рас­сеял, а место не токмо одною Зимовейскою, но по верноподданническо­му долгу из ревности и усердия Есауловскою и Верхне-Курмоярскою станицами на оставление на вечные времена без населения, яко осквер­ненное вышеупомянутым злодейским жительством, рвом 7-го числа око­пано. О чем от Зимовейской станицы и свидетельство.

А также злодея Пугачева жену с тремя детьми... при том рапорте представил...

И об оном Государственной военной коллегии сею нашею войсковою отпискою всеподданнейше представляем.

Семен Сулин

Войсковой наказной дьяк Иван Несмеянов

ЦГВИА, ф. 20, оп 47. д. 3. лл. 245 об.-246.

№ 8. ПОКАЗАНИЯ О Е. ПУГАЧЕВЕ ЕГО ЖЕНЫ ТЮФЬИ ДМИТРИЕВНЫ, ДАННЫЕ НА ДОПРОСЕ В КРЕПОСТИ СВЯТОГО ДМИТРИЯ

Февраль 1774 г.

Описание известному злодею и самозванцу, какого он есть свойства и примет, учиненное по объявлению жены его Софьи Дмитриевой дочери.

1. Мужа ее, войска Донского Зимовейской станицы служилого казака, зовут Емельяном, Иванов сын, прозывается Пугачевым.

2. Отец его был родной той же Зимовейекой станицы служивый казак, Иван Михайлов, сын Пугачев же, который в давних годах умер.

3. Тому мужу ее ныне от роду будет лет с 40, лицом сухощав, во рту верхнего спереди зуба нет, который он выбил салазками еще в малолетстве в игре, а от того времени и доныне не вырастает... на лице имеет желтые конопатины, сам собою смугловат, волосы на голове темно-русые, по-казацки подстрижен, росту среднего, борода была клином, черная, небольшая.

... 5. Женился тот муж ее на ней, и она шла оба первобрачнымя, назад тому лет с десять; и с которым и прижили детей пятерых, из коих двое померли, а трое и теперь в живых, первый сын - Трофим, 10 лет, да дочери, вторая - Графена по седьмому году, а третья - Христина по четвертому году.

6. Оный же муж ее назад тому 3 года послан на службу во II армию, где и был 2 года, а оттуда ныне другой год за грудною болезнею, о которой выше значит, по весне отпущен, а посему и был в доме одно лето...

... 10. Писем он к ней как с службы из армии, так и из бегов своих никогда не присылал, да и чтоб в станицу их или к кому другому писал об оном не знает. Он же вовсе и грамоте не умеет.

11. Что же муж ее точно есть упоминаемый Емельян Пугачев, то сверх самоличного с детьми сознания и уличения могут в справедливость доказать и родной его брат, Зимовейекой же станицы казак Дементий, Иванов сын, Пугачев (который ныне находится в службе в I армии) да родные же сестры, из коих первая Ульяна Ивановна, коя ныне находится в замужестве той же станицы за казаком Федором Григорьевым, по прозванию Брыкалиным, а вторая, Федосья Ивановна, которая так же в замужестве за казаком из прусак Симоном Никитиным, а прозвания не имеет, коя ныне жительство имеет в Азове, которые, все мужа ее также знают довольно.

12. Речь и разговоры муж ее имел по обыкновению казацкому, а иностранного языка никакого не знал...

14. Сама же та Пугачева жена-казачья дочь, и отец ее был Есауловской станицы служивый казак Дмитрий, по прозванию Недюжия, а отчества не припомнит, потому что она после его осталась в малолетстве, и после ж которого осталися и теперь вживе находятся дочери его да ей сестры родные... да третий сын отца ее, а ей брат родной, Иван Дмитриев, по прозванию Недюжин, живет в Есаулавской же станице служивым казаком, и по отъезде ее в здешнее место был при доме своем и был по наряду в службе в готовности.

Засвидетельствовал поручик Борис Цыбезов

ЦГВИА, ф. 20, оп. 47, д 3 лл. 249-250

№ 9. РАПОРТ ПОХОДНЫХ АТАМАНОВ ВОЙСКА ДОНСКОГО ЦАРИЦЫНСКОМУ КОМЕНДАНТУ И. ЦЫПЛЕТЕВУ О РАСТЕРЯННОСТИ ДОНСКИХ СТАРШИН ПОД ЦАРИЦЫНОМ И О НЕНАДЕЖНОСТИ НАХОДИВШИХСЯ ПОД ИХ КОМАНДОЙ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

21 августа 1774 г.

Сколькю нашей усердности вашему высокоблагородию довольно известно, что к несчастию общему и к погашению славы, нажитой всего войска Донского кровью, из находящихся при нас подкомандных некоторые показали такую трусость, что и прочих смешав мысли, нанесли страх таков, что мы о истреблении от нас злодея надежды не прёдвидим. И хотя из оных, из находящихся при нас, еще большая половина и осталась с нами, но что последует и от них - уверить никак теперь неможно. А затем от истинного нашего сердца господа бога просим, чтоб он по своему милосердию подкомандных наших даровал прежнею истинною по присяге храбростью, в чем на его всемогущество мы и не безнадежны.

Походный атаман Василий Перфилов, полковники Михайло Денисов, Василей Манков, Карп и Варлам Денисовы, Григорий Позднев, Василей Греков.

ЦГВИА, ф. 52, оп. 194, д. 61, л. 76.

№ 10. РАПОРТ ЦАРИЦЫНСКОГО КОМЕНДАНТА АСТРАХАНСКОМУ ГУБЕРНАТОРУ П. КРЕЧЕТНИКОВУ ОБ ОСАДЕ ЦАРИЦЫНА ОТРЯДАМИ Е. ПУГАЧЕВА И О НЕНАДЕЖНОСТИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Пишу, ваше превосходительство, из осажденного города. Злодей с толпою пришел, в первом часу начал изо всей артиллерии сильную атаку : ядрами и бомбами обсыпал по крепости, но, слава богу, еще не удалось ничего, зажигаемое им строение отраженною заблаговременно командою утушалось скоро, и люди спаслись. Могу засвидетельствовать: все неустрашимы до последнего солдата, равно-купцы и обыватели, имеющие ружье и посты по стенам. А наши артиллеристы пускали выстрелы - не то, что многие батарей у него сбиты, не дали ему выгодного места ни одного. И ничем не страшен оказался, и все у нас до одного бодрствуют.

Казаки же донские в поле имели великое с его толпою дело, во, что их много, одолеть не с кем: от князя Багратиона малороссийских Нежинского полку до 70 казаков пришло, а сам с полевою артиллериею не подоспел...

Полковники казачьи без регулярной команды, не имея подпоры, ударить еще не могли: опасаются своих, что грозят отступлением, а многие из-под города и ушли, неизвестно - на Дон ли или в толпу.

Полковник Иван Цыплетев

ЦГАДА, ф. 6, оп. 1, д. 595, ч. 2, л. 190 и об.

№ 11 УКАЗ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА КАЗАКАМ И СТАРШИНАМ ДОНСКОГО ВОЙСКА

23 августа 1774 г.

Божиею милостию, мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский и проч. и проч. и проч.

Объявляется города Царицына Донского войска казачьим старшинам и всему Донскому войску во всенародное известие.

Вы уже довольно и обстоятельно знаете, что под скипетр и корону нашу почти уже вся Россия добропорядочным образом по прежней своей присяге склонилась. Сверх того, несколько Донского и Вольского войска оказывают к службе нашей во искоренение противников, разорителей и возмутителей империи-дворян ревность и усердие и получили себе свободную вольность и нашу монаршую милость и награждением древнего святых отец предания, крестом и молитвою, головами и бородами (Жалуя головами и бородами, Пугачев предоставлял право исповедывать старую веру).

Того ради, как мы есть всемилостивейший монарх и попечитель обо всех верноподданных рабах, желаем преклонить в единственное верноподданство всех и вас и видеть доказательство к службе нашей ревности от вас, Вы ж ныне помрачены и ослеплены прельщением тех проклятого рода дворян, которые, не насытясь Роcсиею, но и природные казачьи войска хотели разделить в крестьянство и истребить казачий род. Мы, однако, во власти всевышней десницы, надеемся, что вы, признав оказанные против нашей монаршей власти и своего государя противности и зверские стремления, которые вам всегда будут в погибель и повелителям вашим, раскаетесь и придете в чувство покаяния, за что можете получить монаршее наше прощение и, сверх того, награждение тако ж, каково получили от нас склонившиеся верноподданные рабы.. Во свидетельство того мы собственною рукою дописать соизволили. Августа 23 дня 1774 г. Петр.

Печатается по публикации М. Ц. Галкина-Враского Из архива Саратовского губернского правления. (Русский архив, 1873, № 4, стр. 451).

№ 12. СООБЩЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО II АРМИЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ВОЙСК В. ДОЛГОРУКОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ П. ПАНИНУ О ДЕЙСТВИЯХ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ ПРОТИВ ПОВСТАНЦЕВ

26 августа 1774 г.

Милостивый государь мой, граф Петр Иванович! Вчерашнего Дня получил я известие от генерал-майора князя Багратиона, находившегося 13-го сего месяца при станице Низовской немного более 100 верст от Пятиизбянской станицы, что изменник Пугачев овладел Саратовым и продолжает путь свой к Царицыну и Дону, а, вследствие того предписал я сему генералу, поспешающему вверх по Дону на многочисленные толпы изменнические, идти на оные и всеми силами стараться разбить сих извергов, стараться захватить злу сему виновника. Бригадиру и кавалеру Брынку подтвердил я о скорейшем следовании на Дон отряженного им деташамента (Деташамент - отряд), состоящего в Селенгинском пехотном полку, пяти эскадронах слободских, двух желтых поселенных гусар и наперед отправленных трех казачьих полках, да и сам господин Брынк подвигается помалу к Дону с кавалериею Московского легиона, легкою полевою командою и донскими тремя полками. Я же отсюда еще из вышедших из Крыма полков отправил 1 200 отборных, казаков...

Сделавши сии распоряжения, доношу вашему сиятельству, что сколы ни скрываем был от ногайцев мятеж, колеблющий империю, при сем том по близкому их пребыванию к Дону говорят они о сих обстоятельствах, присовокупляя, будто некоторые на Дону из подлого народу охотно ждут прибытия Пугачева, а посему и препоручил я особливо тут бригадиру Брынку принять такие меры, чтобы и на Дону войскам способствовать и злодеям в орды пробираться воспрепятствовать был он в состоянии...



Пребывая с истинным высокюпочитанием и наисовершеннейшею преданностию вашего сиятельства всепокорный слуга.

В. Долгоруким Близ крепости Перекопская

ЦГАДА, ф. 1274, оп. 1, д. 172, лл. 398-399.
Отредактировано: AndreyK-AV - 22 янв 2019 22:33:16
  • +0.03 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!