Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (
6 июля)
1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска,
был старшим ребёнком в семье
приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915) У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в
1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—?), происходил из местечка
Бабиновичи Могилёвской губернии, а в
1883 году поселился с сыновьями в местечке
Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из
Лиозно[19][20]. Семье Шагалов с
1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке
Лиозно в 40 км от Витебска.
Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив
древнееврейский язык,
Тору и
Талмуд.
[1] С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца
Юделя Пэнэ, затем переехал в
Петербург.
Автопортрет, 1914
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»:
Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял
Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В
1909—
1911 г. продолжает занятия у
Л. С. Бакста в частной художественной школе
Е. Н. Званцевой.
[1] Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью
1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек —
школе Герье в Москве.
[25] Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
В мае
1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в
Париж[1], где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами
Соня и
Робер Делоне,
А. Лот,
Г. Аполлинер,
М. Жакоб,
Р. Канудо и др.). В этот период началась его дружба с поэтом
Блезом Сандраром (он говорил по-русски); когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил:
«Моя встреча с Сандраром и русская революция»
[26]. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «
Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Участвовал в
Осеннем салоне, который открылся 1 октября
1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в
кубистической манере. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик
Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «
Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»[27]. По свидетельству
И. Г. Эренбурга:
«Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»[28]. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в
«Академии
Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
Летом
1914 года художник приехал в Витебск
[1], чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась
война, и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок.
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой
[29]. В
1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.