ЦитатаSolitaire, по данным сайта Marine Traffic, уже прибыл к порту Хельсинки. Куда он должен отправиться после захода в этот порт, пока не известно. Заходить в порт Solitaire не нужно, на него будут доставлять трубы с логистического хаба в городе Котка, рассказывает представитель Nord Stream 2 AG. Представитель судовладельца — голландской компании Аllseas — комментировать предстоящие проекты, в которых задействовано судно, не стал. Solitaire — одно из трех судов компании Allseas, которые должны работать на прокладке “Северного потока — 2”. Договор Nord Stream 2 AG подписывал с Аllseas в апреле 2017 г. Еще одно судно — Audacia — сейчас стоит на рейде Амстердама, а Pioneering Spirit (бывшее Pieter Schelte) находится в Черном море.
Финансовый директор “Газпрома” Пол Коркоран рассказывал в июне во время Мирового газового конгресса, что компания Nord Stream 2 AG намерена начать прокладку труб “Северного потока — 2” летом, даже не имея на руках разрешения на укладку в территориальных водах Дании. По какой причине начало укладки труб перенеслось на осень, представитель компании не говорит.
Nord Stream 2 AG получила разрешения от четырех из пяти стран, по водам которых должен пройти трубопровод, продолжает представитель Nord Stream 2 AG. “Власти [этих стран] предоставили нам слоты для выполнения работ, и мы действуем соответственно”, — заверил он.
Расписание укладки трубы “Северного потока — 2” основано на нескольких сценариях, которые учитывают национальные разрешения на укладку труб и их условия, называет представитель Nord Stream 2 AG причину того, что укладка подводной части газопровода начинается с финских вод.
Когда должна начаться укладка подводной части “Северного потока — 2” в российских водах, представитель проектной компании говорить отказался, но предупредил, что техническая возможность поднять часть уже уложенной трубы и продолжить сварку есть.
Проектная мощность “Северного потока — 2” — 55 млрд куб. м в год, стоимость строительства его морской части оценивается в 9,5 млрд евро. 100% Nord Stream 2 AG принадлежат “Газпрому”. 50% капитальных затрат финансирует сама компания, оставшуюся часть — европейские партнеры. “Газпром” подписал в 2017 г. соглашения с пятью европейскими компаниями — австрийской OMV, французской Engie, британско-голландской Shell и немецкими Wintershall и Uniper — о том, что они предоставят займы на общую сумму 4,75 млрд евро. Завершить строительство газопровода “Газпром” рассчитывает к концу 2019 г. К этому же времени должно закончиться действующее соглашение “Газпрома” с “Нафтогазом Украины” о транзите российского газа в Европу через Украину.
Приготовления к прокладке газопровода идут и в Германии, возле города Грайфсвальд, куда приходит подводная часть трубы, напоминает собеседник, знакомый с менеджментом Nord Stream 2 AG. Сейчас идет работа с воды в направлении к берегу и принадлежащее итальянской трубоукладочной компании Saipem судно Castoro 10 начало подготовку грунта для укладки в воде 29 км труб, объявляла Nord Stream 2 AG в конце июля.
Однако до сих пор нет понимания, по какому маршруту должен пройти “Северный поток — 2”. Изначальный сценарий предполагал прокладку трубы через исключительную экономическую зону Швеции и Финляндии, а также в территориальных водах России, Германии и Дании. Все страны, кроме Дании, уже согласовали укладку трубы. Поэтому 10 августа Nord Stream 2 AG предложила альтернативный маршрут в обход острова Борнхольм, этот маршрут пересекает датскую исключительную экономическую зону и не входит в территориальные воды. Против строительства “Северного потока — 2” выступают США, а также Польша и Украина.
“Я думаю, ни у кого уже нет сомнений в реализации проекта, — оценивает скорое начало строительства замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. — Проект будет достроен в любом случае. Если США введут санкции [против участников “Северного потока — 2”], это приведет лишь к созданию некоторых сложностей с организацией проектного финансирования и перераспределением финансовой нагрузки со стратегических партнеров проекта на банковский сектор”. В случае необходимости “Газпром” может самостоятельно достроить проект без западного финансирования, уверен собеседник “Ведомостей” в одном из европейских партнеров российской госкомпании.
“Нельзя исключать, что санкции США могут привести к тому, что европейские правительства будут вынуждены защищать свои компании и банки от негативного американского воздействия. В этом случае “Северный поток — 2”, который сейчас реализуется исключительно на коммерческой основе, может получить поддержку правительственных финансовых институтов этих стран”, — полагает Гривач.
“Газпрому” не впервой начинать строительство проекта до получения всех согласований и идти ва-банк, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: “4,75 млрд евро не такая уж существенная сумма для “Газпрома”. Например, программа капитальных вложений по группе в 2018 г. составит около $25 млрд (21,5 млрд евро)”. Да, придется больше занимать, признает Маринченко, а учитывая стратегическую важность проекта, в крайнем случае денег даст государство. Гораздо большую опасность представляет возможность попадания “Газпрома” или Nord Stream 2 AG под санкции, которые надолго ограничили бы его возможность выходить на западные рынки капитала. Но вероятность этого все-таки мала, полагает Маринченко: это еще сильнее бы рассорило США с ключевыми европейскими странами, прежде всего с Германией”
Несмотря на лай и сопли со стороны США., Польши, приебалтов и прочих шавок, строительство СП-2 начинается