Кама (танковый центр)Немецкая бронетанковая школа была создана на территории бывших казарм
Каргопольского полка под
Казанью и включала
военный городок,
стрельбище и танковый
полигон.
В 1929 году начальником школы был полковник
Мальбрандт (псевдоним «Маркарт»), в 1930 г. —
фон Радльмайер («Раабе»), с 1931 по 1933 годы школу возглавлял полковник
Йозеф Харпе («Хакер»), в будущем генерал-полковник
вермахта. Заместителем начальника школы был представитель
РККА, который руководил советским персоналом и решал вопросы взаимодействия с госорганами.
Деятельностью школы руководила «автомобильная инспекция» или «инспекция № 6»
оборонного управления Германии. Немецкие фирмы «
Крупп», «
Рейнметалл» и «
Эрхардт» получили от Генштаба секретное задание — сконструировать и изготовить лёгкие и средние танки, которые в разобранном виде были доставлены в Казань.
[1] Весь преподавательский состав состоял из представителей немецкой стороны.
[2]Всего за более чем трёхлетний период работы объекта подготовку прошли около 40 офицеров рейхсвера. В 1929-30 гг. курсы в «Каме» окончили 10 немецких офицеров, в 1931-32 гг. — 11 немецких офицеров, а в 1933 г. — 9 человек. В 1932 году в школе насчитывалось 176 человек учебного и вспомогательного персонала, из них 26 человек преподаватели-немцы.
[1] Программы обучения советских и немецких слушателей отличались друг от друга.
Постепенно к работе привлекались и советские инструкторы. Одновременно в школе обучалось не более 12-15 человек. Немецкие офицеры совмещали практические занятия в СССР с теоретической подготовкой в
Берлине, в зимнее время. Немцы добирались в Казань через
Польшу, используя паспорта на свои имена, но с указанием вымышленных профессий. В школе офицеры носили форму комсостава РККА, но без знаков отличия.
[3]Для использования в центре из Германии в 1928—1931 годах были направлены
6 танков весом около 20 тонн, оснащённых мотором
BMW и 75-мм пушкой, и
3 танка весом около 10 тонн с 37-мм пушкой. Также имелись танкетки британского производства «
Карден-Ллойд», предоставленные советской стороной в обмен на предоставление РККА вспомогательного оборудования. В апреле 1930 года по приказу
Ворошилова для усиления материальной базы школы из состава
3-го танкового полка РККА в Казани было передано 5 танков «
МС-1»
[4].
Постепенно, в начале 1930-х заинтересованность Германии в работе школы и использовании полигонов на территории СССР стала снижаться — сокращалось «немецкое присутствие» в школе, сворачивалась программа технических испытаний новой бронетехники. Работа центра вскоре была прекращена. Последний немецкий транспорт ушел 5 сентября 1933 г. Имущество, представлявшее интерес для управления механизации и моторизации РККА, было приобретено у немецкой стороны за 220 тыс. руб. и передано в основном в Казанское пехотное училище, которое позже было преобразовано в
Казанское танковое училище[5].
Объект «Липецк» — немецкая авиационная школаИстребители
Fokker D.XIII в Липецке.
Научно-исследовательская деятельность в области
самолётостроения и исследования материалов военной авиатехники на территории Германии, в рамках наложенных ограничений по
Версальскому соглашению, была прекращена. Тем не менее, отдельные исследования могли проводиться за границей, в частности, в
СССР. После заключённого
16 апреля 1922 года во время
Генуэзской конференции Рапалльского договора советское руководство разрешило организацию в России объектов для испытания запрещенной Версальским договором военной техники и обучения военных кадров, немецкое руководство обещало, в свою очередь, содействовать экспорту немецкого технического опыта для развития
оборонной промышленности Советской России.
Открытие немецкой авиационной школы в СССР планировалось с
1924 года. Документы о создании школы
15 апреля 1925 года в Москве подписаны начальником ВВС
РККА П. И. Барановым и представителем «
Зондергруппы Р» («
Вогру») полковником
X. фон дер Лит-Томзеном.
[5] Созданием школы руководила «авиационная инспекция № 1» германского
оборонного управления. Использование аэродрома и сооружений школы было бесплатным, все расходы по полному оборудованию несла немецкая сторона. Ежегодно на содержание школы выделялось около 2 млн
марок.
Немцы в очень короткий срок
реконструировали производственные помещения, возвели два небольших
ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «
Фоккер Д-XIII», закупленных «
Вогру» на средства «
Рурского фонда» в
Нидерландах в 1923—1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из
Штеттина в
Ленинград на
пароходе «
Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5—6 месяцев. Руководил школой
майор В. Штар, также предусматривалась
должность советского заместителя, представителя РККА.
Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны — около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны — около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских
курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов.
[6] Руководство
рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без
знаков различия.
При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения
воздушного боя, бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов — пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.
Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 — бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.
[7][8]В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии
Гитлера, немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с
Францией.
Рапалльский договор, подписанный между
РСФСР и
Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность.
15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.
[8]