Цитата: Boris Bakhterev от 24.09.2018 15:55:24Где я в своих рассуждениях ошибаюсь?
Одна из первостепенных задач, для решения которых строились авианесущие крейсера в СССР - прикрытие КУГ с воздуха.
Ну очень неприятно, когда кто то безнаказанно висит у тебя над головой. И чтобы сделать этот момент как можно неприятнее и для нависающего противника, посадить ему на хвост пару прикрывающих самолетов всегда очень неплохо.
Вот недавняя атака ВВС Израиля - летят себе самолеты в международном пространстве, потом развернулись на боевой заход и плюх бомбами.
И очень неприятно осознавать, что любая цель вероятного противника. находящаяся в определенном радиусе может вот так же развернуться и плюхнуть - это не только психологическое давление, но и реальная угроза для корабля.
Даже в случае полномасштабной атаки на ордер силами нескольких авиаэскадрилий с АУГ звено авиаприкрытия позволит раньше обнаружить потенциальную опасность, оказать противодействие, причем в тот момент, когда вражеские ракеты, не дай Бог, будут стремиться к бортам кораблей, сами эти корабли будут уже наносить поражение вражеской эскадре.
Первые опыты СССР с прикрытием с воздуха натолкнулись на отсутствие подходящего для этих целей самолета в отечественных ВВС и неудачный опыт с Як-38.
Авианесущие корабли типа "Кузнецова" с Су-27К на борту, в принципе уже были готовы решать эти задачи, даже при меньшем авиакрыле, чем у американских плавучих аэродромов.
Однако из за малого авиакрыла были ограничены их возможности по поддержке сухопутной группировки.
В любом случае авиакрыло не рассматривалось как основное средство флота для критического воздействия на противника - для этого были предназначены тяжелые ПКР. Они же и остаются.
Ситуация, когда теоретически больший радиус действия Ф-18 "хорнет" с ПКР может сыграть свою роль, на самом деле нестандартная. АУГ при нормальном раскладе всегда находится под сопровождением и под прицелом тяжелых ПКР как надводной группировки, так и подводной. На требующейся для этого дальности. Разойтись на 1000 км, чтобы американским АУГ было проще реализовать свое преимущество в дальности - это не очень реально, если к АУГ в качестве сторожей приставлены надводные и подводные крейсера.
Однако имевшиеся ТАВКР ВМФ СССР болели детскими болезнями - отсутствием катапульты, что замедляло подъем авиакрыла и позволяло американцам быстро создать преимущество в воздухе, и изъянами ГЭУ - котлотурбинной установкой с неудовлетворительными характеристиками. Это была наследственная болезнь всех советских ТАВКР.
Кроме того сильно беспокоила неуниверсальность имеющихся авианесущих крейсеров и их несоотносимость с подобным оружием противника. Даже чтобы сравниться по оперативно-тактическим возможностям с одним американским авианосцем, нужно было два советских, а желательно больше из-за низкой скорости подъема авиакрыла.
Кроме того промышленность доросла до возможности постройки "настоящих" авианосцев с ЯЭУ.
Сейчас время раздумий над предназначением авианосных сил российского флота вообще, постановки задач для них и, соответственно, выбора их вида.
Первый путь - это сохранение направления на прикрытие группировок кораблей с воздуха. Речь идет о прикрытии в мирное время, потому что в случае реального ядерного конфликта все будет решаться быстрее, чем успеет взлететь авиакрыло передовой группировки, находящейся в непосредственном соприкосновении с противником на расстоянии радиуса действия ПКР.
Для этих целей действительно достаточно небольших авианесущих кораблей с ограниченным авиакрылом. Как показывает опыт действий ВКС в Сирии, даже такое небольшое авиакрыло, какое было задействовано в Хмеймиме ( а размер этого крыла более менее вписывался в возможность размещения на 40-50 тысячнике) может оказать решающее воздействие на удаленном сухопутном ТВД при локальном конфликте. В крайнем случае можно подогнать два таких.
Ведь задачи соревноваться с американцами в количестве самолетов, которые можно поднять, как не стояло, так и не стоит.
Котлотурбинная ГЭУ меняется на газотурбинную, как я понял, на ГТД-110.
То есть, для ограниченных задач, которые наиболее вероятно и будет решать отечественный флот в ближайшее обозримое время, 4 таких ТАВКР "полуавианосцев" для ВМФ РФ вполне достаточно, а 6, для быстрого реагирования - вообще за глаза.
Однако "неуниверсальность" подобных кораблей и их тактическая слабость по сравнению с американскими, если играться в "воздушный бой" или в какие другие игры на ограниченном ТВД, все же сильно беспокоит.
К тому же, в то место, куда США для перевеса могут стянуть два своих авианосца, для реального оппонирования им придется подтягивать все имеющиеся.
На этот случай у России есть возможность строить "взрослые" универсальные авианосцы с ЯЭУ, не воспользоваться которой грех.
И конечно же, всем, в том числе и мне, грешному, очень хочется видеть в составе ВМФ РФ четыре полноценных авианосца или ТАВКР с как минимум 70 ЛА на борту, в дополнение к "недоавианосцам". А лучше шесть.
Меньше двух в серии - получатся "золотыми".
А теперь считаем. Не будем брать в расчет американцев с их 14 млрд за последний авианосец. Хотя у них есть опыт строительства и каждый следующий должен быть дешевле, здесь, по видимому, "переборщили" с инновациями.
Пускай наш авианосец будет стоить в четыре раза дешевле американского, в районе 3-4 млрд долларов в сравнимых ценах. Это очень хорошая цена была бы для нового проекта с НИОКР и подготовкой производства. Почти нереальная.На самом деле может обойтись и дороже. По опыту строительства ТАВКР - каждый отличался от "младшего" собрата по серии и обходился дороже. Ходили даже шутки, что Николаев обанкротил своими авианесущими крейсерами СССР. При том, что ЧСЗ всегда был убыточным.
Возьмем стоимость авиакрыла в 60 современных тяжелых истребителей-бомбардировщиков Оттолкнемся от очень демократичной цены в 30 млн долларов за борт (на самом деле больше).
Итого без учета подготовки экипажей уже имеем порядка 6 млрд долларов за один авианосец с авиакрылом (на самом деле порядка 8-ми, в лучшем случае, а то и больше).
Далее, у нас таких четыре - имеем от 24-х, с подготовкой места базирования до 32-х миллиардов долларов затрат на 4 авианосца, которые из-за дороговизны и необходимости в очень плотном прикрытии будут в основном играть роль "белых слонов", то есть демонстрации флага, иногда, очень иногда демонстрируя его именно там, где нужно.
Кроме того большой вопрос за какое время российская промышленность готова выпустить 250 современных истребителей палубного базирования не в ущерб ВКС.
Из-за малого количества авианосцев получить желаемое - прикрыть полностью с воздуха группировку кораблей можно только на самых напряженных участках, таких как Сирия, В большинстве иных случаев, наши корабли, как всегда, могут надеяться только на мощь корабельной ПВО.
Если же сделать ТАВКР "поменьше" но самих их "побольше" - возрастают возможности по прикрытию группировок в океане, но сохраняется комплекс "недоавианосности"
Хотя, если посчитать по стоимости авиакрыла, получатся те же затраты и то же напряжение на авиа и судостроительную промышленность. На самом деле колоссальное напряжение. Как и для всей российской экономики.
А самое главное, на сегодня отсутствует видимость желания у ВМФ РФ иметь в море группировку надводных носителей ПКР, которым потребовалось бы такое прикрытие. Не фрегаты же ТАВКР прикрывать.
Наращивание авианесущих сил в море может и должно происходить только параллельно с наращиванием группировки надводных кораблей. С чем пока туго. Сосредоточились на подводном флота, как и в СССР. И с точки зрения "стоимость - эффективность" в случае реальной войны это конечно же имеет все основания.
Напрягать же промышленность и строить плаваэродромы только для ДРЛО очень дорого, на самом деле. На дальности действия корабельных ракет ПВО вертолеты вполне справляются с функциями.
Возможность видеть "гораздо дальше" не соотносима со средствами, которые необходимо на нее затратить. Часть этих функций сейчас готова решить космическая группировка вполне успешно.
Пока же все это остается на уровне досужих рассуждений, потому что учитывая "неприоритетность" даже программы строительства фрегатов на сегодняшний день и отсутствия реальных действий по наращиванию надводной группировки кораблей (по многим довольно рациональным причинам), невозможно говорить о том, когда Россия найдет 50-60 миллиардов долларов на строительство совершенно нового надводного флота . А именно количественными показателями этого надводного флота, исходящими из стоящих перед ним задач, и могут определяться задачи и состав авиагруппировки и авианосных сил флота.
На сегодняшний момент авианесущий флот для РФ это чрезвычайно дорого. И не очень понятно зачем.
В будущем, когда станет понятно зачем, то все равно авианосцы это задача не первой очереди - сначала достойная группировка надводных кораблей.
И уже потом, исходя из нее, будут строить авианосцы. Когда-нибудь. Может быть.
Будучи неизменным фанатом советских ТАВКР по месту рождения (я видел два ТАВКР одновременно стоящих рядом на достройке - одно из самых ярких воспоминаний детства) я "полагаю" на уровне "хотелось бы" что авиакрыло в океане флоту конечно же нужно.
При воображаемом "избытке средств" на эти цели, при условии существенного расширения возможностей отечественной судостроительной промышленности (постройки еще одной промышленности на самом деле) и увеличении темпов выпуска боевых самолетов и БПЛА примерно вдвое, считаю, что необходимы как "малые авианосцы" в размерности 40-60 т.т. "на каждый день" и большие авианосцы 80-100 "на всякий случай, для сохранения функции универсальности. Минимально - 4, а лучше шесть, "малых", минимум 2 , максимум 4 "больших". При этом серии получатся "золотыми" по судостроительным меркам, но по другому никогда и не было. Действующее авиакрыло получается минимум 160, желательно под 300 бортов, максимум под 400, и на строительство такого "малого" (4+2) авианесущего флота уйдет с авиакрылом уйдет лет 10-12. Потом можно будет уже наращивать исходя из потребностей. Хотя, не дай Бог, таких потребностей, которые бы потребовали одновременного присутствия в море больше 2-х малых и одного "большого" авианосца.