Старый кэп I ( Профессионал ) | |
06 окт 2018 10:07:43 |
ЦитатаБросок Неуловимых Джо: в байку о «катерах-невидимках» ВМСУ на Азове верит только Киев
11:53 5 Октября 2018
3 октября ресурс «Укринформ» опубликовал интервью с командиром украинского малого бронированного артиллерийского катера «Кременчуг» старшим лейтенантом Александром Регулой. Материал вышел под броским заголовком «Мы не дадим россиянам сделать Азов своим озером!» Но это была, разумеется, не самая интригующую часть интервью.
Куда более пикантной оказалась та часть рассказа Регулы, которую бравый 23-летний старлей посвятил похождениям барона Мюнхгауз… Пардон, командира МБАКа «Кременчуг», то есть себя любимого, в акватории Азовского моря.
Не менее бравурным оказалось и интервью украинского капитана 1 ранга Дмитрия Коваленко, данное все тому же «Укринформу». Капраз не отказал себе в удовольствии красочно описать, как смело и решительно, с пожарными рукавами наперевес для смыва русских абордажников, отряд кораблей ВМСУ прорывался через Керченский пролив.
Словом, перемога на перемоге и перемогой погоняет!..
Федеральное агентство новостей разобралось, как было на самом деле.
Пиар-поход на Азов
ЦитатаНо вначале следует хотя бы кратко описать то, что предшествовало «подвигам» Регулы и Коваленко.
После распада СССР и до крымских событий 2014 года акватории Керченского пролива и Азовского моря находились в совместном пользовании РФ и Украины. Воссоединение Крыма с Россией де-факто сильно скорректировало вышеописанный status quo, но де-юре он практически не изменился. Так продолжалось до марта 2018 года, когда украинские морские пограничники совершили пиратский захват в Азовском море российского сейнера «Норд».
Когда попытки России по дипканалам добиться освобождения «Норда» и его экипажа не увенчались успехом, Москва резко ужесточила режим досмотра судов, следовавших через Керченский пролив в украинские порты Азовского моря. Такой прессинг судоходства, не выходящий за рамки правового поля, привел к заметному уменьшению грузооборота портов Мариуполя и Бердянска. Украина стала нести существенные финансовые и репутационные потери, но выхода из тупика, в который сама себя загнала, не находила.
Отпустить «Норд» и его команду? Для Киева это был бы прецедент признания российской госпринадлежности Крыма. Средств силой помешать действиям российской стороны у Украины в Азовском регионе не было. Продолжать же ничего не делать президент Петр Порошенко, с учетом своего критически низкого рейтинга и приближающихся выборов, тоже не мог.
В сложившейся ситуации Киеве решил хоть как-то нарастить свое военное присутствие на Азовском море. С этой целью было принято решение перебросить сушей в Бердянск пару МБАКов. Несколько позже для обеспечения действий МБАКов из Одессы в Азовское море отправились два вспомогательных корабля ВМСУ: морской буксир «Корец» и плавмастерская «Донбасс», по причине плохого технического состояния переквалифицированная в… поисково-спасательное судно.
Все эти телодвижения украинской стороны, конечно, не могли изменить ситуацию на Азове, где Россия имеет подавляющее военное превосходство, а также сохраняет контроль над Керченским проливом. Но зато появление в Азовском море хоть каких-то вымпелов ВМСУ давало повод Киеву объявить украинцам об очередной «безусловной победе» над Россией.
Не имея возможности технически усилить свою военно-морскую «могучую кучку», отправляемую на Азовское море, Киев постарался усилить ее морально и идейно. «В бой» были брошены наиболее мотивированные кадры ВМСУ. Командирами МБАКов специально назначили бывших курсантов Академии военно-морских сил имени П. С. Нахимова, отказавшихся в 2014 году оставаться в Севастополе и доучивавшихся в Одессе.
Старшим на походе был назначен капитан 1 ранга Дмитрий Коваленко — бывший командир украинского большого десантного корабля «Константин Ольшанский». Перед тем как в марте 2014-го стоявший в Донузлаве БДК перешел под контроль России, по приказу Коваленко экипаж «десантника» устроил настоящий погром машинного отделения собственного корабля…
Основу экипажа «Корца» составляла бывшая команда украинского морского тральщика (МТЩ) «Черкассы». 25 марта 2014 года тральщик «Черкассы», после нескольких неудачных попыток выйти в море, последним из кораблей ВМСУ в Крыму поднял Андреевский флаг. Данное событие, доведенное сценаристами до уровня эпической битвы, даже легло в основу украинского кинобоевика…
Боевая летопись незаметности
Вот теперь, когда читатель примерно представляет себе общую канву событий, самое время вернуться к перемогам старлея Регулы и капраза Коваленко.
Итак, днем 24 сентября сего года, получив соответствующее разрешение от российской стороны и приняв на борт российского лоцмана, на минимальном ходу, в плотной «коробочке» из российских боевых кораблей и катеров, украинский морской буксир «Корец» протащил на буксире лишенное хода украинское же поисково-спасательное судно «Донбасс» по Керчь-Еникальскому каналу в Азовское море.
Так состоялся первый в истории проход кораблей ВМСУ под Крымским мостом. Однако сей проход, в изложении украинских СМИ, превратился в «блестящую боевую операцию» и даже — в «героический прорыв». Судя по всему — в параллельную реальность.
Думается, всем понятно, чем разрешенный проход под конвоем российских вымпелов отличается от прорыва. Так что останавливаться на этом душещипательном моменте не будем. Оставим подчиненных пана Коваленко бдить с брандспойтами в руках и посмотрим на дальнейшие события.
Миновав Керченский пролив, украинский отряд на трехузловом ходу продолжил движение на север. Слева сзади от «Корца» и «Донбасса» следовал российский МТЩ проекта 02668 «Вице-адмирал Захарьин», осуществлявший визуальное слежение за кораблями ВМСУ.
Когда вечерние сумерки уже почти сменились темнотой, в 4 милях севернее Керченского пролива «Корец» и «Донбасс» встретились с украинскими МБАКами «Лубны» и «Кременчуг», вышедшими для встречи «своих» из Бердянска. С точки зрения до сих пор действующих российско-украинских межгосударственных договоренностей о совместном использовании Азовского моря, ничего необычного в этом не было. Но не с точки зрения командира «Кременчуга»!
Приведем дословную цитату Александра Регулы.
«Мы подошли вообще незамеченными, — расписывает он. — Уже потом они (русские. — Прим. ФАН) нас увидели — давали координаты (судя по контексту, радиозапросы. — Прим. ФАН), но мы, конечно, им не отвечали. Мы же шли в режиме «радиомолчания». Они сначала думали, что это их собственные корабли пограничников. Тогда мы снова «потерялись» и появились не в том месте. Они нас заметили только когда мы уже возле «Донбасса» шли… У нас было преимущество в том, что было темно, а мы же малозаметные визуально. На радарах тоже… Это специальная геометрия — обводы корпуса радиопоглощающие».
Словом, не два МБАКа, а «ужас, летящий на крыльях ночи»!
Регуле вторит и капитан 1 ранга Дмитрий Коваленко, руководивший переходом «Корца» и «Донбасса» из Одессы в Мариуполь.
«Россияне же не заметили МБАКи! — запевает он. — Я вам искренне говорю: я, конечно, знал, где наши катера идут, потому что у меня были их координаты, которые я нанес на карту. Но визуально — я сам их едва заметил! И это они уже с ходовыми огнями шли. Русские их пропустили вообще. Они их просто не заметили».
Два прыща на ровном месте
Что ж, давайте разберемся, что на самом деле произошло поздним вечером 24 сентября в четырех милях севернее Керченского пролива.
Сразу отметим важный момент. Несмотря на то, что «Лубны» и «Кременчуг» постарались покинуть Бердянск незаметно, это им не помогло. В России почти сразу узнали о выходе МБАКов в море. Почему?
Во-первых, об этом радостно и весьма оперативно проболтались украинские СМИ. Во-вторых, читаем в интервью Регулы.
«Когда с Бердянска вышли, нас тут (российский. — Прим. ФАН) «пограничник» ждал, — рассказал он. — Мы тоже мимо него за четыре мили прошли, он должен был нас увидеть. И, вроде, заметил…»
Добавим: заметил и дал оповещение берегу, а также кораблям КЧФ, Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ и российских рыбаков.
Догадаться, куда идут МБАКи, было нетрудно. Тем не менее, украинцы не удержались от того, чтобы не разыграть новый акт военно-морского спектакля под названием «Неуловимый Джо».
Впервые премьеру этой комической постановки мир увидел еще в марте 2016 года, когда флагман ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный» и судно размагничивания «Балта» совершили вояж в Стамбул за бесплатными спальниками и одеялами. Ловить и останавливать украинцев никто не собирался. Тем не менее вымпелы ВМСУ крались к Босфору, расставив людей по боевым постам, соблюдая радиомолчание и светомаскировку.
Нечто подобное повторилось и 24 сентября 2018 года. За украинскими МБАКами никто не охотился, но бронекатера двигались при полном радиомолчании, с запертыми в сейфе командира мобильниками команды и выключенными ходовыми огнями.
Напомним, что малый бронированный артиллерийский катер проекта 58155 «Гюрза-М» имеет водоизмещение 38 тонн. Согласно информации разработчиков, катер «Гюрза» отличается пологой наружной архитектурой с использованием элементов стелс-технологий, таких как сильный наклон надстройки и стен с обеих сторон; в поперечном сечении корпуса катер имеет форму плоского шестиугольника. Это дает значительное повышение участка радиолокационной отражательной способности. Таким образом, маленькую «Гюрзу» засечь в темноте действительно не просто. Но «не просто» не значит «невозможно».
Например, далекой ночью 14 мая 1990 года четверка небольших эритрейских боевых катеров попыталась атаковать МТЩ проекта 266-М «Разведчик». Летом 1997 года доставшийся Украине «Разведчик» станет уже известным нам МТЩ «Черкассы», а тогда, в 1990-м, тральщик не только своей РЛС на приличной дистанции засек противника, но и в ходе последующего боя уничтожил один из вражеских катеров.
Следовавший рядом с «Корцом» и «Донбассом» российский МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» имеет более совершенное радиолокационное оборудование, чем МТЩ проекта 266-М. Габариты МБАКов не сильно меньше таковых у катеров эритрейцев. С учетом этого, уверенно рассуждать о том, что «российские радары не заметили МБАКи», было бы крайне наивно.
Если же мы вспомним, что украинцев постоянно «вели» еще и береговые РЛС, а также РЛС находившихся в Азовском море кораблей Береговой охраны Пограничной службы, то «Лубны» и «Кременчуг» вообще должны были выглядеть для российской стороны как два прыща на ровном месте.
У носорога очень плохое зрение…
При этом у россиян теоретически могла возникнуть проблема с селекцией целей. Напомним утверждение Регулы про то, что, мол, российская сторона первоначально приняла МБАКи за корабли собственных морских пограничников. Практически же данная ситуация была исключена. Поясним, почему.
Большая часть гражданских судов следует по акватории Азовского моря с включенными приборами автоматической идентификационной системы (АИС). В результате «кто куда идет» в режиме реального времени понятно не только российским силовикам, но и простым пользователям Интернета. Если в зоне ответственности кораблей КЧФ и Береговой охраны появляется цель, не использующая АИС, следует радиозапрос с просьбой «представиться». В случае отсутствия ответа навстречу цели для ее визуального опознания отправляется российский корабль или катер. В зоне Керчь-Еникальского канала и прилегающих к ней районах визуальному опознанию подвергаются все иностранные суда.
Таким образом, если «Лубны» и «Кременчуг» смогли на четыре мили приблизиться к Керченскому проливу, то это означает, что их не только заметили, но и четко опознали. Последнему, кстати, способствовал и еще один момент.
При приближении к Керченскому проливу МБАКи, с их беспримерным броском на юг, неожиданно оказались в зоне интенсивного судоходства. Возможности у гражданских крупнотонажников обнаружить крадущиеся в темноте МБАКи были куда меньшими, чем у российских силовиков. Как следствие этого, анекдот про «Неуловимого Джо» для бронекатеров ВМСУ мог внезапно закончиться фразой «У носорога очень плохое зрение, но с его массой это не его проблема». Бронекатера чем дальше, тем больше рисковали залететь под форштевень какого-нибудь «купца» с фатальными для украинцев последствиями.
Переварив данную вводную, «Лубны» и «Кремечуг» включили ходовые огни. В доказательство этому напомним оговорку пана Коваленко: «Они (МБАКи. — Прим. ФАН) уже с ходовыми огнями шли».
Русские заранее обнаружили украинские МБАКи, опознали их, сочли не представляющими угрозы, пожали плечами и спокойно продолжили слежение за «Корцом» и «Донбассом» вплоть до их захода в порт Мариуполя. Вот такая смешная подоплека у феномена «невидимости» украинских бронекатеров получается. Оказалось, что в байку об этих «катерах-невидимках» верит, похоже, один только Киев.
И вот все у них так
Если еще покопаться в рассказах Регулы и Коваленко, то обнаружится немало других столь же мнимых перемог. Некоторые из них офицеры ВМСУ умудряются сами же и опровергать.
Вот Регула описывает, как утром 25 сентября два МБАКа якобы «прессовали» российский патрульный катер проекта 12150 «Мангуст»: «Мы его начали окружать и прижимали к берегу, к нашему». Но уже в следующем предложении старлей внезапно вспоминает, что «Гюрзы» несколько уступают «Мангусту» в скорости.
Поясним: «несколько» — это украинские 28 узлов в штилевую погоду против более 50-ти российских. Вы себе можете представить, как на гоночной трассе два грузовика пытаются догнать и прижать к бровке болид «Формулы-1»? Мы тоже не можем.
А чего стоит рассказ Регулы о своей карьере!
«Почти три месяца я проходил практику на французском фрегате. Тоже очень интересно было с ними, много где побывал. Были и похожие (на перехват МБАКами «Мангуста». — Прим. ФАН) ситуации. В Средиземном море, когда Россия только начинала активные операции в Сирии, бывало всякое. Думаю, я именно от них набрался этого спокойствия…» — с интонациями бывалого морского волка поведал корреспонденту «Укринформа» старлей.
Понимаете, «всякое» у Регулы на французском фрегате «бывало». Видимо, как в песне Высоцкого: «Абордажи, бои, паруса — и под ложечкой ком!» А помните ли вы о каких-нибудь великих викториях французского флота в Средиземном море после 2015 года? Нам вспоминается лишь удар 14 апреля 2018 года по Сирии, когда из тройки французских фрегатов ракетами смог отстреляться только один, да и то выпустив вместо шести запланированных ракет лишь три.
Но что это мы говорим только о старшем лейтенанте, у которого еще юношеский задор не отыграл? Давайте помянем и пана каперанга, решительно машущего саблей прямо на палубе несамоходного «Донбасса»: «Главное — не бояться. У нас война идет уже четыре года. Прямо здесь — недалеко от места, где мы говорим. Не надо бояться! Надо идти буром!..»
Странно, но вот начальник генштаба Украины Виктор Муженко отчего-то «идти буром» не торопится. Когда агентство Reuters 2 октября поймало военачальника за пуговицу и приперло к стенке вопросом, чего стоит ждать от украинских «дредноутов» на Азове, Муженко честно признался, что… ничего.
Даже задачу конвоирования гражданских судов с целью недопущения их досмотра российской стороной ставить ВМСУ никто не будет. Поскольку всем понятно, что задачка эта украинским морякам не по силам. А в остальном — да, «мы не дадим россиянам сделать Азов своим озером!»
И вот все у них так.
Eliseevna ( Профессионал ) | |
06 окт 2018 11:42:09 |