Украина и украинско-российские отношения
204,759,111 348,213
 

  kotnsk ( Слушатель )
16 окт 2018 04:56:20

Прелюдия к серьёзной гражданской войне на Украине

новая дискуссия Дискуссия  378

сабж
АУ на  усмотрение  (Сотрите если дубль)
ЗЫ не помню точно "форму собственности", но по лаврам там вроде не община должна решать
Отредактировано: kotnsk - 16 окт 2018 04:57:26
  • -0.05 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Skyworce ( Слушатель )
16 окт 2018 10:31:22

Как на данный момент все это видится украинской стороне и к чему конкретно очень активно сейчас готовятся на всеукраинском и региональном уровнях, в том числе на уровне министерств (решают вопрос с лаврами), областных администраций (утверждают переход общин в другую юрисдикцию),  районных администраций (помогают оформлять документы и всячески сопровождают смену юрисдикции общин). 

Как будут переходить приходы и лавры в автокефальную церковь

Часто спрашивают о том, что будет после Томоса с имуществом и храмами Московского патриархата в Украине. Этот вопрос действительно волнует многих, поэтому разберем его подробно. Начнем с того, что никакого имущества Московский патриархат на территории Украины не имеет. Об этом знают и в самой РПЦ. В письме Министру юстиции Украины патриарх Алексий II утверждал, что все церковное имущество принадлежит УПЦ (МП) и РПЦ не имеет на него (имущество) никаких претензий. Но и у УПЦ (МП) нет никакого имущества в Украине, хотя бы потому, что такой религиозной организации не существует. Официально в органах власти зарегистрирована "Киевская митрополия УПЦ", которая является религиозным центром.

Тут следует пояснить. Согласно украинской системе государственно-конфессиональных отношений вся Церковь не является юридическим лицом. Она представлена тысячами региональных общин, каждая из которых является самостоятельным субъектом с правовой точки зрения. Единственная связь, которая есть между этими юрлицами - это упоминание в уставных документах принадлежности к одной юрисдикции. Такая принадлежность означает каноническое и организационное подчинение религиозному центру - об этом говорит ст. 8 профильного Закона Украины. Иным способом общины не подчиняются центру. Т.е. вопросы финансов, имущества, земли - решаются общинами самостоятельно в соответствии с хозяйственным кодексом.

Что это значит? А то, что даже вопреки воле руководства церкви, ее центрального аппарата, никто не может помешать общине, при желании, сменить юрисдикцию, оставив за собой все имущество и землю. 

Как община может сменить юрисдикцию?

Часто возникает вопрос, как верующим поменять церковную юрисдикцию? Для начала нужно отыскать уставные документы религиозной организации, которая представляет общину. Если таковых нет, то отправить запрос в областную государственную администрацию с заявлением об утере. После получения документов их необходимо детально изучить. В частности на предмет того, кто имеет право созывать собрание, кто имеет право участвовать в собрании и каков порядок внесения изменений в сами документы. Для перехода в другую юрисдикцию достаточно поменять название, которое свидетельствует о принадлежности к той или иной конфессии, и исправить соответствующий пункт о подчинении религиозному центру.

Также следует уточнить, кто имеет право голоса и сколько необходимо голосов для утверждения изменений в уставных документах. Очень важно обратить внимание, как в документах прописана сама процедура внесения изменений. Если для утверждения изменений необходимо согласие представителя другого юридического лица (епархии, или епархиального архиерея как ее руководителя), то такие документы противоречат законодательству. А именно ст. 8 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях".

Если в уставных документах есть такая норма, то общине стоит подать заявление в областную государственную администрацию с прошением о признании данной нормы не действительной, поскольку она противоречит законодательству. Важно разрешить данную коллизию до созыва собрания и принятия решения о изменении юрисдикции, поскольку в противоположном случае получится, что изменения проголосовали в нарушение уставных документов и это даст возможность оппонентам оспорить данное решение в суде.

После этого можно проводить собрание, обсуждать вопрос перехода, ставить его на голосование и принимать по нему решение. Оформив протокол собрания и заверив все подписями участников, полный комплект документов следует подавать в областную государственную администрацию.

Часто встречается распространенная ошибка, когда большинству, которое хочет поменять юрисдикцию предлагают создать новую общину, зарегистрировав, таким образом, новое юридическое лицо. Это ошибочный путь, поскольку в таком случае новая община не получит в пользование ни имущество, ни землю, а все останется предыдущему юридическому лицу.  Ведутся на такой коварный сценарий развития как правило люди, которые не знают всех тонкостей церковного и хозяйственного законодательства, а таких в регионах очень много.

А что же с лаврами?

Все вышеописанное касается приходских общин, т.е. храмов, в которые ходят верующие. Сложнее ситуация обстоит с монастырями. Поскольку они чаще всего основывались не группой верующих, как приходские общины, а религиозным центром. Поэтому, согласно уставных документов, именно религиозный центр имеет право принимать решение о переходе монастыря под другую юрисдикцию.

Однако больше всего вопросов сейчас касается Киево-Печерской и Почаевской лавр. Что будет с ними и будут ли они принадлежать новой церкви. Статус лавр в одном из своих интервью затронул патриарх Филарет, заявив, что новой церкви отдадут эти объекты.

В общем и целом логика в словах п. Филарета есть. Лавры не принадлежат ни Московскому патриархату, ни УПЦ (МП), ни даже соответствующим монастырям. Дело в том, что поскольку Лавры являются особо ценными памятниками культурного наследия, на них распространяется действие Закона Украины "О перечне памятников культурного наследия, которые не подлежат приватизации". В этом перечне есть культовые сооружения и Почаевской и Киево-Печерской лавр. В 90-е годы лавры были коммунальной собственностью, но потом перешли в государственную. Правительством лавры были переданы в бесплатное пользование соответствующим религиозным организациям - монастырям УПЦ (МП) сроком на 49 лет.

Однако есть интересная деталь. В договоре о бесплатном пользовании религиозной организацией культовым сооружением, которое является государственной собственностью есть примечательный пункт № 14. Согласно которого договор может быть расторгнут, если имущество содержится в ненадлежащем состоянии либо есть другие замечания при его использовании. 
ссылка

Киево-Печерская (Киев) и Свято-Успенская Почаевская (Почаев, Тернопольская обл.) лавры являются собственностью государства Украина и были переданы в аренду на 50 лет Украинской православной церкви (Московского патриархата), однако если окажется, что при передаче лавр в аренду были допущены нарушения, государство в лице украинского Кабмина может пересмотреть этот договор, напоминают в Минкульте страны.

“Лавры в государственной собственности. Такие объекты национального значения никому в собственность не передаются. Нижняя часть Киево-Печерской и Почаевская лавра переданы на 50 лет в аренду УПЦ МП”, — сказал директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш в интервью интернет-изданию “Главком”.

Отвечая на вопрос, можно через суд эту аренду прервать в случае, если будет доказано, что Почаевская лавра передавалась в аренду с нарушениями законодательства, представитель Минкульта заявил: “Здесь нет оснований для суда”.

“Государство предоставило аренду и в прерогативах государственных органов решать его дальнейшую судьбу. То есть, если будет понятно, что при передаче лавры в аренду существовали нарушения, это может стать основанием для пересмотра договора. Этот вопрос в компетенции Кабинета министров”, — пояснил А.Юраш.

Он также сообщил, что по имеющимся в Минкульте Украины данным, за время войны с начала 2014 года около 120 общин УПЦ (МП) перешло или находится в процессе перехода в Украинскую православную церковь (Киевского патриархата)..
https://www.ukrrudprom.ua/news…i_na_.html
  • -0.03 / 16
  • АУ
 
 
  kotnsk ( Слушатель )
16 окт 2018 14:43:41

Ну есть еще такое мнение руководства  академ инфо. Извиняюсь что без спойлера.

Православный мир накануне вселенского раскола. По крайней мере, к этому привели действия православного Константинополя, Москвы и Киева. Втроем эти великие православные кафедры вырыли яму, из которой еще долго выбираться. Смутили умы миллионов верующих. Дали повод усомниться в незыблемости канонов. Итак, что же произошло для православного россиянина, православного украинца, православного грузина, серба, грека? Для любого православного? Сразу оговорюсь, что представленная точка зрения не претендует на то, чтобы выразить настроения всех. Это просто невозможно, мнения сейчас разделились настолько, что православный мир на пороге вселенского раскола. Но по порядку.
Такое разное православие
Еще недавно любой православный христианин, меняя место жительства, сталкивался с интересным явлением. Например, в США, Канаде, Западной Европе православный может выбрать себе юрисдикцию. Приходы Московского патриарха, приходы Вашингтонского митрополита, приходы Вселенского патриарха, приходы сербские, греческие. И это все каноническое православие. На Украине – УПЦ МП, для удобства назовем приходами московского патриарха, приходы украинской церкви под предстоятельством человека, которому в РПЦ поют анафему и считают (канонически верно, к слову) лишенным сана, а на Украине он патриарх Филарет. В России же полная монополия на православие у РПЦ. Все остальные православные сообщества, с точки зрения канонической, на территории России вне закона (церковного), и московские иерархи не без помощи государства все сделали для того, чтобы в России россиянам было не с чем сравнивать. Конкурентов нет. И идти некуда.
Поясню на примере. Что делать верующему, если духовенство в его общине себя дискредитировало, а сил и возможности бороться с этим нет? Будь он в США, да не вопрос – перешел в другую юрисдикцию, не нарушая канонов, не меняя вероисповедания. Просто стал ходить в тот храм, где духовенство ведет себя прилично, ну так получилось, что храм этот греческий, подчиняется Константинопольскому патриарху. Канонически проблем нет. Дело личного выбора.
В России не так. Или ты слушаешь, как священник с амвона оправдывает роскошную жизнь патриарха, терпишь внутренний конфликт от того беспутства, в котором замечено высшее (да и не только высшее) духовенство. Смиряешься, терпишь или… Или разрываешь с православием. Согласитесь, выбор неравный. В Канаде ты отворачиваешься от беспутного попа и идешь в нормальную общину. У нас – разрываешь с Церковью… Для верующего это катастрофа.
Украина золотая…
Сразу после распада СССР на Украине резко пошли в гору такие конфессии, как греко-католики (униаты), филаретовцы (огромное количество приходов РПЦ, не пожелавших оставаться в РПЦ), а также секты и прочие религиозные течения. Причины в рамках этой статьи обсуждать невозможно ввиду обширности темы. Просто констатируем факт.
С филаретовцами вышло удивительно. Его Высокопреосвященство, Блаженнейший Филарет, Экзарх Всея Украины, местоблюститель патриаршего престола (когда умер патр. Пимен), человек, де-юре и де-факто – номер два в списке иерархов РПЦ, в один день становится лишенным сана гражданином Денисенко. Более того, его лишают монашеского достоинства, а теперь и анафематствуют. И все за нежелание подчиниться Москве, как это делалось во времена СССР. Он не признает отлучения и на созванном им украинском соборе провозглашает автономию. С точки зрения канонов он раскольник, самосвят, а возглавляемая им церковь не имеет благодати. Но не все так просто. Особенно с канонами и скороспелыми отлучениями. В истории Церкви были и отлучения иерархов, и их восстановления. Даже среди канонизированных святых есть те, кого отлучали и лишали сана… Но вернемся к нашим дням.
Все последующие десятилетия РПЦ предпринимает отчаянные попытки ослабить филаретовцев. Даже переманивали от них епископов, заново их рукополагая в сан и назначая на российские епархии. Один рядовой иеромонах из Алтайского края так сделал головокружительную карьеру, сначала приняв сан архиерея у Филарета, затем «покаялся» и тут же был у патриарха Алексия II рукоположен заново в епископа и назначен на кафедру.
Верующих это смущало и не раз…
С канонами такая же незадача. Сейчас РПЦ выставляет Константинополю обвинение в том, что те, мол, еретики, узаконили возможность рукоположения для женатых вторым браком. Да, узаконили. Узаконили то, что в РПЦ практикуется давно в «порядке исключения». Что там далеко ходить. Я лично знавал несколько священнослужителей РПЦ, принявших сан во втором браке. Более того, канонические нормы и требования, которые еще 30 лет в РПЦ казались незыблемыми, сейчас очень легко преодолеваются. Также попран церковный запрет (под страхом лишения сана) на участие духовенства в политической агитации. Сам патриарх Кирилл и подал пример своими высказываниями в поддержку властей. Подробнее расписывать случаи канонических нарушений и откровенного манипулирования правилами Церкви не позволяет формат материала. Уж поверьте, их немало, так что из уст представителей иерархии РПЦ обвинения в адрес коллег из Константинополя звучат не очень убедительно…
Далее. По канонам, вернуть сан низвергнутому из него должен тот архиерей, кто это сделал, а применительно к Филарету (Денисенко) – собор РПЦ. И только он.
Но это если все играют по правилам. А правил давно нет. Более 20 лет Киев пытается получить томос для своей церкви. Будет ли томос, еще не понятно (скорее всего, да и очень скоро), но произошло еще более грандиозное событие. С Филарета сняты все прещения. Он больше не самосвят, а патриарх Киевский. Да, в нарушение канонов, да, без согласия собора РПЦ. Да, решением Константинополя. Всё — да, и тем не менее.
А на днях вообще как гром – РПЦ разрывает канонические отношения с Константинополем. Что будет дальше?
По мере того, как другие патриархи будут признавать Филарета, будет расти его легитимность и таять как дым сила патриарха Московского вместе с его анафемами и отлучениями.
Это грандиозный раскол! Приведет это как 1000 лет назад церковь к новому вселенскому разделению? Такая вероятность есть. Что это будет означать на практике для обычного верующего и православных общин?
Неслыханное смущение в умах. Будет утрачено понятие «единоверец». Ведь и те, кто за Константинополь, и те, кто за Москву, – одной веры. Одной веры, да не одной Вселенской церкви. А так не бывает. Вселенская церковь одна – это уже не канон, это догмат веры. Возможен вариант, когда две части православного мира обвинят друг друга в ереси, а это совсем раскол, как было в 1054 году при папе Римском Льве IX и патриархе Константинопольском Михаиле Кируларии… Более того, по мере втягивания в конфликт других патриархов и не на стороне Москвы для верующих в России будет все отчетливее вставать вопрос: «А мы вообще кто? Церковь или секта, пусть и очень большая?» Вопрос не пустой… Думаете, такой сценарий невозможен? Да кто бы сказал месяц назад, что с Филарета прещения снимут и подтвердят его сан и титул?
Война за Украину для московской патриархии проиграна. И чем более отдельные ее представители, сидя в тепле и роскоши, будут взывать к побоищу и призывать на баррикады, тем больше их грех. Украина навсегда ушла в самостоятельную жизнь как в политике, экономике, так и в последнем, что нас связывало, – в каноническом устройстве православной церкви. Они бесспорно получат томос. Их патриарха Киевского (Филарет не вечен, он очень пожилой человек, скоро будет новый патриарх в Киеве) постепенно признают патриархи Антиохийский, Грузинский, Иерусалимский, Сербский, Болгарский и далее по списку. Всё. Московскому патриарху останется обвинить весь мир и начать изоляцию РПЦ, которая с того момента канонически становится сектой.
Большинство верующих в России вместить это в свои умы не сможет, тем более что с телеэкранов и амвонов будет идти жесточайшая пропаганда. Ведь предстоит решить нерешаемое: что тебе ближе – твой привычный батюшка с милым сердцу приходом или каноническая легитимность церкви? А священнику: что ближе – привычное место, храм, сложившаяся община или каноническая легитимность церкви? Что ближе? Привычный приход или Экумена? Что нам всем ближе: сложившаяся община или членство во Вселенском православии? Дорог ли для нас Афон, что он для нас? Через эту дилемму прошли все раскольники, и решения не найдено.
Филаретовцы были почти 30 лет раскольниками, а теперь уже почти и не раскольники. Еще немного и они – законная церковь. И это, как уже говорилось выше, признают все другие православные церкви. То есть Экумена. А нам, особенно тем, кто разбирается и понимает, придется или искать возможности уехать туда, где православная церковь есть и она каноническая, или уходить вместе с частью духовенства в новые «катакомбники», как это было в 20-х годах ХХ века. В любом случае русское православие в борьбе за Украину получило внутри России грандиозный внутренний кризис, силу и масштаб которого еще предстоит осознать
  • -1.18 / 31
  • АУ
 
 
 
  Skyworce ( Слушатель )
16 окт 2018 16:12:21

Мысль интересная, хотя пока еще для населения России и не бесспорная.

 Исторически, вроде бы РПЦ во главе с Никоном пошла на резкое реформирование (что было не очень легко принято в самой России) - чтобы сделать у себя такие же обряды и каноны, как у православных жителей Малороссии и балканских стран (Сербии, Болгарии, Греции) в 17-м столетии. 

То есть сняла все препятствия для того чтобы православные этих стран не смотрели искоса на "московитское православие", а видели в нем ту же веру которую и сами исповедовали, и те же обряды, которым сами следовали. 

С учетом этого факта крайне интересно будет смотреть за дальнейшим развитием событий. Очевидно, что на Украине в течении года-двух перевес по приходам сместится в пользу Константинопольского патриархата. Также очевидно, что реальная ситуация которая сложится, не будет полномасштабно осуждена многими церквями и патриархами - Иерусалимским и Константинопольским патриархами, церквями Греции (включая Афон) и Румынии. 
Болгария и Грузия наверняка займут нейтральную позицию. 

В общем,  кажется вся эта ситуация нежелательна для РПЦ и там о ней совсем не мечтали. Вызывающе-резкий ход Константинополя требует жестких шагов. Но эти жесткие шаги не решают имеющийся локальный вопрос по Украине, но создают новые проблемы и неудобства.  

В то же время никаких претензий к самой РПЦ (и ее руководству включая патриарха Кирилла) быть не может, так как ясно что эта организация в данный момент является просто заложником текущих геополитических процессов, когда Украина и православные балканские страны являются сферой влияния НАТО. 
  • -0.43 / 21
  • АУ
 
 
 
  keryneia. ( Специалист )
16 окт 2018 16:17:32



Феерично. Хотела разобрать по частям, но смысла нет. Какая разница людям, так разбирающимся в вопросе, что там происходит у этих православных? "Может, лучше про реактор, про любимый лунный трактор..." (с)
  • +0.82 / 12
  • АУ