Надо трезво смотреть на мир: Политика государств определяется возможностями, а не «хотелками»В последние недели в некоторых СМИ и группах в социальных сетях, связанных с ДНР и ЛНР, развернулась клеветническая кампания против Константина Затулина, основанная на приписанной Константину Федоровичу ее организаторами фразе про «недостаточно русский Донбасс». Предлагаем Вашему вниманию ответ К.Ф. Затулина Юрию Барбашову, активному участнику «Русской весны». Статья Юрия Барбашова и его письмо Константину Затулину прилагаются.Уважаемый Юрий!
Прочитав Ваше письмо и статью, я решил написать ответ, как только для этого выдастся время. Не для того, чтобы защитить свое доброе имя от (мягко говоря) упреков, которыми перенасыщены Ваши тексты. О том, боролся ли я и борюсь ли за русскую Украину – об этом надо судить по моим делам, статьям и выступлениями за последние 25 лет. Чего, кстати, и Вы не отрицаете.
Причина в другом. У меня сложилось впечатление, что, во-первых, Вам действительно не безразлична судьба Донбасса и будущее Русского мира, а во-вторых, что Вы ввязались в кампанию по дискредитации России в глазах народа Донбасса под влиянием эмоций, а не сознательно.
Не подумайте, что меня поразила мания величия. В отличие от Людовика XIV я не ставлю знак равенства между собой и Россией и не утверждаю, что любая критика в мой адрес является критикой России. Однако есть вещи совершенно очевидные. Организаторы клеветнической кампании против меня с помощью двух-трех вырванных из контекста моих высказываний, чаще всего ими же мне приписанных («народ Донбасса недостаточно русский»), взвинчивая эмоции читателей, в быстром темпе переходят на тему «предательства» России. Цель не меня опорочить – цель опорочить Россию.
Кое-кто даже пытается припугнуть: «…жители Донецка, Луганска, Горловки, Стаханова, Первомайска и т.д. будут массово записываться в украинскую армию. Чтобы в момент политической смуты в РФ свести с ней счеты за предательство. И добровольцы с Донбасса, как и остальной Новороссии, будут первыми в рядах украинской армии, наступающей на Ростовскую, Белгородскую, Курскую, Брянскую, Воронежскую области, а также на Республику Крым и Краснодарский край».
К сожалению и Вы, – надеюсь неосознанно, – присоединились к этой позорной травле.
Преувеличиваю? Внимательно перечитайте свой текст. «Обличив» Затулина, Вы сразу же обрушиваетесь на Россию: «По итогам Гражданской войны окажется, что все жертвы были лишь для того, чтобы местные царьки получили какую-то автономию от Киева, а не ради воссоединения с Россией».
Вы сами поняли, что написали? Россия четыре года терпит совсем небезобидные санкции, четыре года министры, главы крупнейших российских корпораций, депутаты и общественные деятели ходят под санкциями, весьма существенно осложнившими их жизнь, и все для того, чтобы какие-то донбасские «царьки» получили от Киева автономию. Это же бред. Но зато как хлестко сказано! Эмоциональная и гарантированно антироссийская реакция у измученных войной и неопределенностью людей в Донбассе обеспечена. Или еще более хлесткая фраза из Вашего письма ко мне: «Если четыре года тому назад здесь гордо говорили: Донбасс никто не ставил на колени. То сегодня грустно констатируют: но России это удалось».
И в письме и в статье Вы беспрерывно пишете о «предательстве» России. Противопоставляете Донбасс, который «поднял над собой российский триколор и ради воссоединения с Россией взял в руки оружие», России, отказывающейся его принять из-за страха «попасть под раздачу». Очень прочувствованно.
Честь и слава восставшему против киевского режима Донбассу! Но только последний лжец осмелится утверждать, что Донбасс смог самостоятельно отразить карательную операцию. Без поддержки «предательской» России сейчас не было бы ни ДНР, ни ЛНР, а восставших утопили бы в крови. Это факт. Как фактом является и то, что ради спасения восставшего Донбасса Россия сознательно пошла «под раздачу». Напомню, основные антироссийские санкции были введены не за Крым, а именно за поддержку Донбасса.
Включите разум. Задайте себе вопрос – почему Армения до сих пор не признала Нагорный Карабах? По Вашей логике надо гневно осудить предательскую Армению, которая из страха попасть под раздачу отказывается принять Нагорный Карабах, поднявший армянский флаг и взявший в руки оружие ради воссоединения с Родиной.
Ереван не сделал этого даже когда к власти в Армении пришли «карабахцы», герои боев за Арцах. Причина очевидна. Такие действия могли привести если не к катастрофе, то к серьезному ослаблению Армении. Без Армении Нагорный Карабах не выстоит. Резня гарантирована. Интересы «материнского» государства первичны. Без него у общин на отторгнутых территориях нет шансов на выживание.
Поэтому давайте начнем трезво смотреть на окружающий мир. Политика государств не определяется «хотелками», пусть и самыми возвышенными. Она определяется возможностями.
После краха Советского Союза русская нация оказалась самой большой в мире разделенной нацией. В целом ряде новых государств этнократические режимы взяли курс на выкорчевывание всего русского. Сейчас к числу этих государств присоединилась и Украина. Как показал опыт последних десятилетий, самостоятельно отстоять свои права русские пока не в состоянии. Это факт. Фактом является и то, что подавление русского начала в бывших союзных республиках проходит при полной поддержке «цивилизованных» стран – носителей европейских ценностей. От них помощи не будет. Кроме Российской Федерации никакой другой защиты у русских на постсоветском пространстве нет. Это аксиома.
Аксиомой является и то, что нация, равнодушная к угнетению своих соотечественников, приуготовлена к вымиранию. «Без меня народ не полный»,– как писал Платонов. Однако нынешняя Российская Федерация – это не сверхдержава времен СССР. РФ – государство только-только начинающее восстанавливаться после катастрофы 90-х. Наши западные «партнеры» совсем не по глупости тогда поставили на России крест. Шансов выжить было совсем немного. Ныне, при Путине, мы встаем с колен, в существенно худших международных условиях, чем даже большевики после Гражданской войны.
Это объективная реальность, которая накладывает на российскую политику объективные ограничения. Они могут нам не нравиться, но они есть. И именно они заставляют действовать по принципу «семь раз отмерь», а «резать» лишь тогда, когда нет другого выбора.
Возвращение Крыма и Севастополя после переворота в Киеве было для России стратегически безальтернативным. Не поддержав возвращение Крыма в Россию, мы обрекли бы на репрессии население Крыма и Севастополя, вынуждены были бы со стороны наблюдать за упразднением единственной автономии на Украине и за постоянной пропиской кораблей НАТО в Городе русской славы Севастополе.
Да, возвращение Крыма в Россию подтолкнуло пророссийские силы в Донбассе. Выступили бы они без этого? Приглашаю Вас самого к ответу. Но факт остается фактом: мы поддержали протест Донбасса – по-другому при Путине, а не при Ельцине, и не могли. Вы в этом усматриваете какое-то лукавство, обман ожиданий и т.д.? Я же – неизбежность. Как, наверное, и Вы, находившийся в Николаеве, я, находившийся в тот момент в Севастополе, Сергей Глазьев и многие другие, находившиеся тогда в Москве, полагали возможным дальнейшее развитие событий на Юге и Востоке Украины, которое должно было или привести к изгнанию узурпаторов из власти в Киеве, или к воплощению в жизнь идей Новороссии.
Сложилось иначе – не хочу повторять уже известной Вам своей оценки происшедшего. Хотели остановить кровопролитие, сберечь жизни наших людей по обе стороны фронта. Выступили гарантами Минских соглашений, предполагающих возвращение Донецка и Луганска в Украину, но на строго определенных условиях, при всем уважении к их особому статусу, праву на русский язык, самоуправление, связи с Россией. Почему те, кто требует от нас выйти из этих соглашений и безоговорочно признать ДНР и ЛНР, не удосуживается задуматься хотя бы о двух третях Донбасса, остающихся при этом у Киева в плену? Вы ведь, кажется, тоже ждали «русскую весну» в Николаеве? Николаев-то где остается?
Не могу не процитировать полученное мной 17 сентября письмо из оккупированного добрабатами Донбасса: «Прочитала, что Вы добиваетесь признания Россией Донецкой и Луганской республик. Знаю, что многие россияне вас в этом поддерживают и этого очень ждут. Но огромная к Вам просьба: помогите, пожалуйста, чтоб Владимир Владимирович и Госдума признали не только республики, но и весь Донбасс. Во всех его бывших границах, по результатам референдума за 11 мая 2014 года. Ведь люди в оккупированных территориях страдают не меньше, чем в республиках. И им тоже нужно помочь. Неужели Вы их бросите? Помогите, пожалуйста, всему Донбассу».
Да, определенные проблемы населения ДНР и ЛНР их признание могло бы решить. Но породило бы другие проблемы, последствия которых могли бы быть самыми непредсказуемыми, в том числе и для уже вошедшего в состав России Донбасса. Не говоря уже о том, что это только усугубляло бы положение русских в остальной Украине.
Вы, и не только Вы, обвиняете Россию в том, что для русской Украины у нее «нет никаких рецептов, кроме как впихнуть обратно Донбасс и посмотреть, как он будет «переламывать» вектор на бандеризацию. Раз уж Россия с этим не справилась – авось у Донбасса в одиночку получится». Ничто в поведении России до сего дня не позволяет заподозрить ее в том, что она, сейчас или в будущем, собирается оставить Донбасс «в одиночку».
Тот эмоциональный образ Минских соглашений, который Вы даете, трудно назвать даже демагогией: «Человека, вырвавшегося из концлагеря окровавленным и изнеможенным вернуть обратно к остальным заключенным, чтобы им не скучно было и легче вместе бороться, взяв торжественное обещание от охраны особо его не наказывать, то это очень вдохновит остальных на побег. И отношение к тем, кто так поступил, со стороны и возвращенного, и свидетелей его попытки, будет просто «очень» дружелюбным. Объяснение, что за укрытие беглых заключенных очень сильно карают нынче, конечно, будут приняты, но вряд ли после этого поступившего так назовут хотя бы другом, не говоря уже о «братстве».
Минские соглашения были буквально вырваны в процессе тяжелейших переговоров, причем не у Порошенко, а у Запада. Да, они предусматривали возвращение Донбасса в состав Украины, но с особым статусом и собственными вооруженными силами. Ключевым положением Минска-2 являлось обязательство киевских властей провести конституционную реформу, закрепляющую децентрализацию государства и гарантирующую тем самым права преимущественно русских регионов Украины. И этот документ любители обвинять Россию в «предательстве» уподобляют возвращению беглого заключенного в нацистский концлагерь из страха быть покаранным за его укрывательство. Почему же тогда и Запад и Киев делают все возможное, чтобы Минские соглашения не были воплощены в жизнь? И почему Россия уже три года, несмотря на колоссальное давление, отказывается от их ревизии, хотя ей постоянно обещают отменить санкции в обмен на именно «впихивание» Донбасса на Украину?
Полагаю, что не видеть причину этого может только слепой или притворяющийся слепым. Минские соглашения не решают «русский вопрос» на Украине. Добиться этого Россия пока не может. Но они, в случае реализации, сводят на нет результаты государственного переворота в Киеве, и в значительной мере гарантируют права русского населения Украины. Они лучшее из возможного на момент их заключения.
Конечно, надо признать, что у России хватило сил на то, чтобы навязать западным «партнерам» Минские соглашения и даже оформить их в виде документа Совбеза ООН. Однако продавить их реализацию до сих пор не удается. Что лишний раз подтверждает старую истину «политика – искусство возможного».
Вместе с тем, обстоятельства изменяются, изменяются и возможные варианты решения проблемы. Буквально на днях по моей инициативе депутаты комитета по делам СНГ выступили с предложением к Государственной Думе принять заявление, где мы, отталкиваясь от подлого убийства Александра Захарченко, заявляем о том, что видим, что деятели Украины ведут ситуацию к войне. Первым актом этого действия может быть попытка реванша, и наступление на Донбасс. В этом Заявлении мы предупреждаем, что если Украина попробует предпринять такое наступление, в предвыборных или каких угодно целях, то позиция России будет такой же, как в ситуации с Грузией в 2008 году. Напомню, что тогда были признаны республики Абхазия и Южная Осетия.
В завершение еще раз хочу подчеркнуть, что развернувшаяся кампания по обвинению России в «предательстве» Донбасса является акцией антирусских и антироссийских сил, направленной как против интересов России, так и против интересов Донбасса и русской Украины. В какие бы ура-патриотические одежки ее исполнители не рядились. Не удивлюсь, что, по крайней мере, часть возмущенных Интернет-криков о предательстве России производится на фабрике фейков СБУ.
Идеальна ли нынешняя политика России, не делает ли она ошибок в своей политике на Украине? Конечно, нет. Надо добиваться исправления. В первую очередь, во всем, что касается поддержки народа Донбасса, ДНР и ЛНР, русской Украины. Но для русского патриота, независимо от страны проживания, Россия всегда права. Главным преступником для нас всегда будет тот, кто попробует восстановить русский народ против России, тем более в годину испытаний. Поэтому мы давно реабилитировали Деникина и Врангеля и никогда не реабилитируем Власова, Краснова и Шкуро.
Надеюсь, Вы внимательно прочитаете мой ответ и сделаете правильные выводы. Мне кажется, что Вам с врагами русского народа не по пути.
Константин ЗатулинВон где хихлосрач уже. На федеральном уровне