Украина и украинско-российские отношения
206,757,980 349,253
 

  Андрей. Россия, Поволжье ( Практикант )
28 окт 2018 08:46:59

2. Василий Анисимов. Порошенко и Варфоломей: восстановление руины? Сайт Украинской Православной Церкви. Заметки журналиста.

новая дискуссия Дискуссия  253

.
==========
.
Мученический крест Андреевской церкви
.
Мученический крест Андреевской церкви

Здесь впору вспомнить примеры настоящего материнского попечительства. Скажем, государыню-императрицу Елизавету Петровну, дочь Петра Великого. Она лишь один раз, осенью 1744 года, посетила Киев, пребывала в нем пару недель. Осуществить поездку царицу убедил ее супруг, черниговский малоземельный казак Алексей Розум, ставший графом Алексеем Разумовским, генерал-фельдмаршалом, кавалером ордена св. Андрея Первозванного, богатейшим человеком империи, управлявшим ею многие годы. 

По дороге императрица посетила в Козельце свекровь и познакомилась с семейством Разумовских. От Козельца до Киева, по свидетельству историков, шла за каретой пешком, как и полагается паломнице-христианке. Киев тогда был военным городом-крепостью, с воинским гарнизоном, древние храмы были либо в руинах, либо полуразрушенными. Киевские хроникеры оставили подробный отчет о визите императрицы: она остановилась в Лавре, ежедневно отстаивала службы, посетила Софию Киевскую, Михайловский, Флоровский монастыри, Китаеву пустынь, Киево-Могилянскую академию. Везде оставляла щедрые пожертвования. Елизавета Петровна возродила из руин Георгиевский монастырь, основанный Ярославом (Георгием) Мудрым, заложила Кловский и Мариинский дворцы, Андреевскую церковь, два последних архитектурных шедевра по праву считаются едва ли не самыми красивыми сооружениями Киева.

Царица лично участвовала в закладке Андреевского собора, выделила на его строительство 20 тысяч рублей. По ее указанию храм и Мариинский дворец возводил московский архитектор Мичурин по проектам придворного архитектора Растрелли. Сама она их уже не увидела, но оставила по себе благодарную память материнского попечительства о Церкви, Киеве и киевлянах. Действительно, матушка-императрица.

В годы советской власти Андреевская церковь, как и другие святыни Киева, была разграблена, экспроприирована, обагрена кровью православных мучеников. Два священника Андреевского собора – протоиерей Виталий Кулинский и протоиерей Петр Спиваков – в 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей были прославлены «в лике святых всех Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, от богоборческой советской власти в СССР пострадавших». Один был казнен в 1932, второй – в 1937 году. Они разделили судьбу пяти тысяч киевских священников и монахов, репрессированных богоборческой властью. Даты их смерти указаны по времени последнего ареста, точное время и место казней до сих пор не установлены. Это объясняется тем, что СБУ (КГБ) МВД, Генеральная прокуратура за 27 лет независимости так и не решились разгрести свои кровавые архивы, систематизировать и предоставить общественности списки кого, где, когда и за что они убили.

После освобождения Киева от фашистской оккупации лагерник митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов), пользуясь послаблением гонений, начал возрождать церковные структуры. В цокольном этаже Андреевской церкви в 1949 году разместилась Киевская духовная семинария, в которой стали преподавать прошедшие тюрьмы и лагеря известные киевский богословы – о. Виктор Муратов, о. Сергий Афонский, о. Георгий Едлинский, о. Алексий Глаголев, о. Владимир Ганецкий. Из семинарии в Андреевской церкви вышло новое поколение защитников Церкви Христовой и борцов с тоталитаризмом. Самые известные из них – духовный композитор, заслуженный деятель искусств Украины, регент митрополичьего хора Михаил Литвиненко, который прямо с семинарской скамьи попал в ГУЛАГ, и знаменитый диссидент-лагерник, духовный писатель о. Павел Адельгейм.

В 1960 году, во время хрущевских гонений, семинарию закрыли: кагэбисты просто вышвырнули всех из здания. Студентам предложили разбежаться, либо перебираться в Одесскую семинарию, преподавателей – разогнали. Но и в Одессе андреевцев ждали новые испытания: семинарию ликвидировали за ночь – студентов выгнали на улицу, а их вещи выбросили из окон. Хотя большинство семинаристов были сиротами (их родители погибли на фронте, в оккупацию или были репрессированы) и могли бы как-то помягче с ними поступить, но власть своих идеологических врагов унижала по полной программе. Но все-таки на дворе была уже политическая «оттепель», студентам разрешили приютиться в заброшенной гостинице Успенского монастыря на околице Одессы. Там единственная духовная школа Советской Украины пребывала 30 лет.

С Андреевской церковью связано и созданное в 1893 году знаменитое «Киевское общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», в дальнейшем преобразованное в «Киевское религиозно-просветительское общество». Его основатель – богослов и писатель, настоятель Андреевского храма протоиерей Павел Подвысоцкий. Общество объединяло более 250-ти преподавателей Киевской Духовной Академии (среди них – проф. Афанасий Булгаков, отец великого писателя), Университета св. Владимира и других учебных заведений. Члены общества проводили свои «внебогослужебные собеседования» – лекции, диспуты, конференции не только в Андреевском и других храмах Киева, в учреждениях, учебных заведениях, но и на заводах, ремонтных мастерских и т.д. – на производстве.

 Таким образом научная и творческая элита Киева несла христианские ценности в трудящиеся массы. В богоборческое время члены КРПО были репрессированы: знаменитые профессора священномученики Александр Глаголев и Михаил Едлинский были убиты в Лукьяновской тюрьме, председатель общества – архиепископ Сергий (Куминский) расстрелян в Красноярском крае, сопредседатель совета общества, последний ректор КДА, архиепископ Василий (Богдашевский) после Зырянской ссылки умер от голода на улице Киева и т.д. Судьбы едва ли не всех членов общества были трагичными. Гибель, ссылки, изгнание. Последним «почетным покровителем» общества был священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, расстрелянный у стен Лавры в 1919 году.

.
=============
.
Не было времен подлее
.
Не было времен подлее

Андреевская церковь, как и все уцелевшие православные святыни Киева, – это храм на крови. 

Знаменитый киевлянин Ролан Быков говорил о нынешней постсоветской эпохе: были времена хуже, но не было подлей. Это в полной мере относится к родной посткоммунистической власти (все наши президенты, от Кравчука до Порошенко, – бывшие коммунисты).

 В брежневские времена душили Православную Церковь, но хотя бы не распинались (Ющенко, Янукович, Порошенко) о ее непреходящем значении для прошлого, настоящего и будущего украинского народа, не издавали Указы (Кравчук, Кучма) о преодолении «негативных последствий» атеистического тоталитаризма. 

Где же это преодоление? Вы же Конституцией и законами Украины отделили Церковь от государства, отчего же вы никак не можете отделиться от церковной собственности и святынь репрессированной Украинской Православной Церкви? По какому праву вы ими распоряжаетесь, пользуетесь, паразитируете на них? Вы их строили, благоукрашали, сохраняли, защищали, отдавая свои жизни? Нет же – по праву правопреемников богоборческой власти, ее кровавых преступлений. Пусть так, но не пора ли не только виртуально осуждать «попередныкив», но и возвращать награбленное ими?

Ту же Андреевскую церковь в советское время много раз пускали по рукам. Сегодня в ней хозяйничают и государственный музей-заповедник (бывший музей атеизма) «София Киевская», и филаретовский богоотступный раскол, и автокефальный. Теперь, с барского плеча Порошенко, – еще и Константинопольский патриарх-иуда. 

Никто из них, естественно, никакого отношения к святыне УПЦ не имеет. Ни у кого из них кровавые священники-мученики в глазах не стоят. Напротив, все имеют отношения к репрессиям. «София Киевская», как и прочие музеи Украины, – это хранилище экспроприированных и награбленных церковных ценностей. Добиться публичной переписи того, что они из награбленного еще не разворовали, не сгноили, не подменили, никто за 30 лет так и не смог.

Сексот КГБ с позывным «товарищ Антонов» Михаил Антонович Денисенко (Филарет) был прислан к нам по воле рока вместе с Евгенией Петровной из Саратова в 1957 году инспектором семинарии в Андреевской. Вскоре стал ректором КДС и управделами Украинского экзархата при престарелом митрополите Иоанне. Осуществил молниеносный погром Православия в Киеве: в 1960 году закрыл семинарию, а в марте 1961 года – Лавру, причем вместе с милицией вытаскивал монахов из келий монастыря (всего в городе было закрыто 20 церквей и две обители). Естественно, поехал не со своими студентами-изгнанниками в Одессу, а взлетел на крыльях КГБ, который души в столь рьяном сотруднике не чаял, – за границу. В Киев вернулся через пять лет уже экзархом, вторым человеком в РПЦ. Вел Церковь, вместе с главным атеистом в ЦК КПУ Леонидом Кравчуком, к коммунизму, закрывая (по отчетам Кравчука) в среднем по 150 храмов ежегодно. Делал это блестяще: народ не только взбунтоваться, но и пикнуть не успевал. Даже вражеские радиоголоса ни слухом ни духом об этом не знали. За это поощрялся орденами и загранпоездками, объездил 60 стран мира. О. Павел Адельгейм раскрыл один из методов работы «товарища Антонова»: Филарет не только исключил его, как неблагонадежного, из семинарии, но и заставил одного студента написать на Павла донос, по которому правозащитник и загремел в мордовские лагеря. Другого диссидента, почаевского монаха Питирима Старинского, скрывавшегося от КГБ, Филарет заманил для беседы и помощи во Владимирский собор, где его уже ждала группа захвата. Арест, шесть лет заключения.

Когда пришло время расплаты (на Харьковском Архиерейском Соборе Филарета сместили с должности и запретили в священнослужении), Леонид Кравчук, ставший президентом Украины, не оставил «товарища Антонова» в беде – создал в 1992 году для него (и для себя, конечно) новую, патриотическую поместную «церковь», именуемую УПЦ-КП. Сегодня уже Порошенко становится на те же грабли, создавая орденов Ленина и Красного Знамени Филарето-Варфоломеевский патриархат, во главе с нестареющим патриархом всея КГБ. Это, оказывается, та самая автокефальная церковь, о которой, по заверениям Порошенко, Украина мечтала 300 лет!

УАПЦ, созданная в Киеве в 1990 году культурологами-националистами, ненавидевшими Филарета, объявляет себя продолжательницей УАПЦ 1920-х годов. Та революционная УАПЦ, призрак которой рыскал при директории Петлюры, была создана по личному распоряжению большевистского руководителя Украины Григория Петровского (он дал разрешение провести учредительный съезд-собор в 1921 году в Киеве) для борьбы с «прислужниками царата», контрреволюционной РПЦ.

 Автокефалисты во главе церкви поставили «церковную раду» (совет, поскольку вся власть – советам) во главе с госслужащим неким Морозом (его портрет обязали повесить в каждой хате), упразднили монашество, избрали из запрещенных священников и мирян иерархию, ввели украинский язык в «богослужение» и начали непримиримую борьбу с церковной контрреволюцией, отправив на Соловки и в ссылки тысячи старорежимных священнослужителей. 

Впрочем, через семь лет уже УАПЦ сама себя объявила контрреволюционной организацией и самораспустилась, а в 1937 году эти самосвяты, попутчики и доносчики сами попали под секиру репрессий. Однако некоторым удалось бежать и возродить свою организацию в националистической диаспоре США и Канады. Ее-то в1990-х, как заблудшую дочь, и взял под свой омофор Константинопольский Патриарх Варфоломей. Теперь на его горбу, а может, наоборот, они возвращаются в Украину, возводя хулу на Украинскую Православную Церковь, Церковь-мученицу.

.
==========
.
Из греков во враки
.
Из греков во враки

Чем можно объяснить обескураживающее невежество в вопросах нашей отечественной истории созидателей новых руин – социально-экономической, государственной и церковной – Петра Порошенко и Патриарха Варфоломея?

С президентом все понятно: он, оторвавшись от написанного, часто «плывет», когда приходится говорить об украинской литературе, истории, даже географии. Это обусловлено тем, что он не получил базового образования, которое давала украинская школа. Он учился в Молдове. Многие ли из нас, закончивших школу в Украине, при всем уважении к Молдавии, знают, где там та Гагаузия, какие господари и митрополиты в ней правили, с кем и за что воевали? Киевский университет, в который Порошенко поступил в 1982 году, не мог заменить школу, поскольку расширял и углублял знания по выбранной специальности. Петр Алексеевич закончил элитный, по коммунистическим меркам, факультет международных отношений, в котором под строгим надзором партии и КГБ ковали коммунистов-пропагандистов для рабочего и национально-освободительного движений развивающихся стран. То есть учили коммунизму «должным образом» и языкам, чтобы нести ленинское учение по всему миру. Президент до сих пор любит щегольнуть этими знаниями, объявляя даже церковнослужителям марксовый тезис из «Манифеста коммунистической партии» о том, что «колесо истории нельзя повернуть назад». Хотя в христианстве нет ни колес, ни спиралей, ни прочих премудростей истмата.

Обучение было прервано срочной службой в армии, осложнялось ранней женитьбой и отцовством, ночными дежурствами с супругой-врачом в клинике, ранним членством в КПСС, Чернобылем, деморализовавшим Киев, и опять же ранним предпринимательством. Некоторые (Игорь Коломойский) пишут и о сотрудничестве Порошенко с КГБ, власть сие опровергает, хотя в те времена для коммуниста, а тем более коммуниста-зарубежника, сотрудничество с КГБ, «карающим мечом партии», было не прихотью, а почетной обязанностью. Тем не менее, очевидно, что недополученных в школе знаний негде было наверстать и некогда. 

Да и там церковной истории не учили. Поэтому Петр Алексеевич с воодушевлением пересказывает самосвятскую огиенковскую чушь об антиукраинских «люксовых кельях» православных иерархов, о притеснениях украинской церкви времен руины и в империи со стороны московских попов. Будто это не киевляне и малороссы во главе с архиепископом Феофаном Прокоповичем, сподвижником Петра Великого, придумали и Российскую империю просвещенного абсолютизма, и Духовный регламент, упразднили московское патриаршество, заменив его Святейшим Синодом, установили церковные порядки, от которых старорежимные москвитяне заливались горькими слезами!

С Константинополем – другая история. В 2008 году Константинопольский Патриарх Варфоломей выступал на Софийской площади перед президентом Ющенко, иерархами УПЦ и Поместных Церквей по поводу 1020-летия Крещения Руси. Раскольников во главе с Филаретом (Денисенко) к торжествам не подпустили и на выстрел, дабы не смущать ряжеными честной народ. Патриарх удивил своей речью, из которой следовало, что для Константинополя князь Владимир не святой и не равноапостольный, Нестор Летописец не преподобный и так далее. Епископы, учившиеся в Греции, нам тогда растолковывали: понимаете, у греков свой гигантский корпус двухтысячелетней святости и подвижничества, в который они мало кого из других народов включают, наши святые и святыни, древняя история и культура за пределами русского мира немногим известны и любопытны. Допустим, так. Но тогда для чего распинаться о своем горячем материнстве? Ведь мать вроде бы как-то должна знать и чтить великих своих сыновей.

Мы-то материнских чтим: носим имена греческих святых, в их честь освящаем храмы, в «чтениях на каждый день» вспоминаем их подвиги, молимся за них, издаем и переиздаем тысячи, если не десятки тысяч, книг о святых и святынях Греции, совершаем многомиллионные паломничества. Могли бы и они за семьсот лет своего духовного водительства хоть что-то из Святой Руси внести в свою «вселенскую» память. Впрочем, один святой, правда, уже из послеконстантинопольского времени, в нее зачислен – Иоанн Русский. Он родился на запорожских землях, участвовал в русско-турецкой войне, попал в плен, был угнан в рабство в Турцию, где и прославился подвижничеством. Прямо скажем, негусто.

Вместе с тем Константинопольский и прочие патриархаты поминали на богослужениях московских, а затем российских императоров как «единственных православных государей вселенной», покровителей, защитников и благотворителей всего Мирового Православия. Следы этого покровительства мы видим повсеместно и на Святой Земле, и на Синае, и на Кипре, и на Балканах, и в Восточной Европе. Чего стоит только величественный кафедральный Александро-Невский собор в Софии. Древним патриархатам «окончательное прощай» Российской империи даже в страшном сне присниться не могло. А вот следов покровительства Константинополя на Руси мы днем с огнем не сыщем: дары, конечно, князьям и царям приносили, а что-то построить на века даже не стремились. Николай Карамзин писал, что духовная опека греков стоила нам очень дорого. За пять веков – от св. Владимира до Василия Темного – было всего шесть русских митрополитов, остальные – иностранцы, которые трудись без усердия на благо отечества, «всегда готовы были его оставить», «копили сокровища и заблаговременно пересылали их в Грецию».

Греки крепко держались за духовную власть. Скажем, первый русский Киевский митрополит Иларион, сподвижник св. Ярослава Мудрого, был избран Собором епископов без согласия Константинополя. С чем греки не смирились: после смерти князя митрополит был смещен с кафедры и канул в лету. Митрополит Иларион – автор великого «Слова о законе и благодати», родоначальник русской литературы. По новейшей историософии Петра Порошенко именно он вырыл себе на Берестове «люксовую келью» (пещеру), где и придумал «русский народ», «русскую землю», «русских князей» и весь прочий «русский мир». Кстати, в Константинополе великий Иларион Киевский числится ли митрополитом, о нем хоть кто-то помнит?

Греки не просто забыли тысячелетнюю историю Православной Руси, они ее никогда не знали и даже не пытались у себя ее сохранить. Не сохранилась и история взаимоотношений Константинополя со своими дочерьми-колониями, поскольку все архивы утрачены. И теперь бывшие дочери сами вынуждены рассказывать бывшему Царьграду, что, где и как он делал. Десять лет назад в Москве сделали копию константинопольского Томоса о переподчинении Киевской митрополии и подарили Константинопольскому патриарху. Он очень удивился, ведь они уже привыкли жить в беспамятстве. Можно сделать и переслать копии других документов, но я не уверен, что они кому-то нужны. Алчность не нуждается в обоснованиях.

Речь патриарха Варфоломея в 2008 году осуждала ересь этнофилитизма, которую патриарх видел в попытках президента Виктора Ющенко создать «украинскую церковь». Тогда Варфоломей тоже тосковал о материнстве, хотя не было той агрессии по отношению к Русской Православной Церкви. Сейчас появилась. Очевидно, что нынешними просветителями Константинополя в украинской церковной истории стали опять-таки русофобствующие мудрецы украинской константинопольской диаспоры в США и Канаде. Их рожки торчат едва ли не за всеми лживыми историческими выкладками. А, кстати, почему бы патриарху Варфоломею не дать им автокефалию, а то ведь руководить через моря-океаны и сложно, и накладно?

Но как бы то ни было, мы видим, что два воинствующих невежества – порошенковское и варфоломеевское – встретились и переплелись на шее Украины и ее Православной Церкви. Прокладывают путь лжи – из греков во враки. Здесь же пришло сообщение, что Украина вышла на первое место в Европе по бедности. Ольга Богомолец объявила, что за четыре года население Украины сократилось на миллион человек, а Павел Климкин – что ежемесячно в среднем по сто тысяч украинцев покидают страну в поисках лучшей доли. А еще война и кровь, боевики и насилие, тарифы и нужда… – руина восстанавливается в полном объеме, как это и было триста лет назад.
.
========
Источник
http://pravoslavye.org.ua/2018…more-90057

  • +0.92 / 15
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!