Вчера закончил читать книгу "Шпион" написанную Давидом Вайсом, по английски книга называется Spy: The Inside Story of How the FBI's Robert Hanssen Betrayed America by David Wise.
В ней впервые написано о операции "BUCKLURE" - один из руководителей операции "BUCKLURE" Брайан Келли считал что с помощью большого количества наличных денег они смогут найти "помощника" из бывших офицеров КГБ/СВР.
ФБР пытаясь вычислить "крота" сопоставило по времени пребывание руководящих офицеров КГБ а потом и СВР в резидентуре в Вашингтоне с утечками разведданных, к слову сказать им помогал уже завербованный офицер СВР из резидентуры в Оттаве, Первый Секретарь Полосольства России Евгений Тропов (который после разоблачения Хансена тут же перебежал на сторону американцев), таким образом они составили список из дюжины разведчиков к которым решили обратиться за помощью. Многие из них все еще были на руководящих должностях в Ясенево и Лубянке, но некоторые уже вышли на пенсию.
Один из них в 2000 году проживал в Москве и уже уволился из СВР и занялся частным бизнесом в Москве. Майк Рочфорд (Mike Rochford) установил с ним контакт во время его пребывания ВНЕ России. По разнарядке ФБР и ЦРУ ему прислали якобы бизнес предложение с целью посетить США. По приезду во время "бизнес встречи" его попросили о помощи в выяснении крота, но он ошарашил их тем что заявил что имеет в личном распоряжении ОРИГИНАЛЬНОЕ досье на Роберта Хансена которое он тайно выкрал из архива КГБ во время развала СССР как "страховку" на "черный день".
ФБР поняло что готово заплатить любую сумму за эту папку. Они сошлись на $7,000,000 , грин картах для всей семьи и участие в программе по защите свидетелей.
Очень интересно что ни в каких мемуарах не упомянута эта сногшибательная деталь. Наверное СВР/КГБ и никогда не признает потерю оригинального файла Роберта Хансена. Возможно досье продал дипломат Потапов?
Либо это был Третьяков, который исчез одновременно с Тороповым ( а тот как известно помогал ФБР разрабатывать список офицеров КГБ/СВР для выявления крота)
на не закончилась. Она, напротив, продолжает увеличивать свои обороты, только видно это далеко не всем...
С тех событий прошло уже ровно полтора года. Но за все это время - ни единого звука о нем, словно человека такого в природе никогда и не существовало...
...Дипломат Владислав Потапов исчез сразу после Нового 2001 года. Последний раз сослуживцы видели его 16 января. Вечером, как обычно, он вышел из мидовской "высотки" на Смоленской, обменялся с коллегами дежурными улыбками.
"Завтра приду пораньше, - пообещал Потапов. - Накопилась уйма дел". Однако ни завтра, ни послезавтра на работе он так и не объявился...
В МИДе забили тревогу: пропажа дипломата - явление не рядовое, а тем более дипломата такого уровня. Уже несколько лет Потапов возглавлял отдел двусторонних отношений с США. До этого - страшно сказать - заведовал секретариатом самого министра иностранных дел.
Но все поиски были тщетны. Когда же выяснилось, что вместе с Потаповым исчезла и его жена - сотрудница ФАПСИ Марина Хазова, - самые страшные подозрения закрались в голову мидовской верхушки, и подозрения эти, к сожалению, оправдались очень скоро. А через несколько месяцев Потапов прислал письмо, в котором просил уволить его "по собственному желанию". Письмо было отправлено... из Америки.
...В моих журналистских блокнотах несколько лет уже хранится интригующая история, поведанная мне первым председателем российского КГБ Виктором Иваненко.
Время от времени я вспоминал об этой истории, несколько раз пытался даже "реанимировать" ее, но безуспешно: секретные службы для того и существуют, чтобы хранить свои секреты. И лишь когда узнал про одиссею Владислава Потапова, что-то тягучее засосало у меня под ложечкой. Я бросился к записям и понял, что нахожусь на верном пути. Так вот о ком, скорее всего, рассказывал мне генерал Иваненко...
- В 91-м мы завели несколько разработок по шпионажу, - вспоминал Иваненко. - Одна из них касалась сотрудника МИДа, которого мы уличили в связях с американской разведкой. Когда материалов было собрано достаточно и сомнений в его измене больше не оставалось, я пошел к министру - тогда им был Козырев, - предупредил. "Огромное спасибо, - ответил Козырев. - Я обязательно приму меры..."
- И принял?.. - я спросил это скорее для проформы: слишком хорошо понимал, что представлял собой "западник" Козырев.
- Принял... Ага... - Иваненко усмехнулся. - Через месяц повысил этого человека в должности... Сделать я ничего уже не мог: вскоре президент уволил меня самого...
Иваненко убрали в декабре 91-го. Примерно в то же время Владислав Потапов и возглавил секретариат министра Козырева.
Если генерал рассказывал именно о нем, получается, что десять лет в самом сердце МИДа, под боком у министра работал иностранный агент, равных которому страна еще не знала. И проработал бы, возможно, и дольше, если бы не его скорый побег.
Из оперативных досье:
Потапов Владислав Викторович, 1960 года рождения, начальник отдела двусторонних отношений с США департамента Северной Америки МИДа России. В 1995-98 гг. находился в длительной загранкомандировке в Вашингтоне, занимал должность помощника посла. Ранее работал зав. секретариатом министра иностранных дел.
17 января 2001 г. совместно с женой, Хазовой Мариной Михайловной, 1961 года рождения, программистом ФАПСИ при Президенте РФ, и сыном Михаилом, 1989 года рождения, тайно покинул территорию РФ, вылетев из аэропорта "Шереметьево-2" транзитом в Будапешт. В настоящее время находится в США.
Трудно даже представить себе урон, который мог нанести стране предатель такого масштаба. Знаменитый Александр Огородник ("Трианон") на его фоне кажется просто мальчишкой...
Служебное положение Потапова позволяло ему быть в курсе практически всех внешнеполитических операций и планов России. Он имел доступ к секретам первой величины. Без труда мог "расшифровать" всех без исключения сотрудников внешней и военной разведок, работавших под дипломатическими "крышами" - во всех странах мира, не только в Америке. (Назначение разведчиков на дипломатические должности проходит через аппарат МИДа.)
Никогда за всю свою историю Штаты не имели еще агента подобного ранга, а в том, что Потапов начал сотрудничать с американцами задолго до своего побега, сомнений ни у кого уже не возникает. В противном случае ничем иным объяснить его внезапный уход невозможно.
Потапов мог остаться за рубежом бессчетное количество раз: и в период работы в посольстве, и во время своих многочисленных заграничных вояжей (по долгу службы он регулярно выезжал на Запад). В конце концов всего за пару недель до исчезновения, на Новый год, он ездил отдыхать к Красному морю. Что мешало ему тогда, без лишних проблем, сразу же перебраться в США? Но вместо этого Потапов предпочел вернуться в Москву, чтобы, рискуя собой, тут же пуститься в бега
Я специально посмотрел в прошлогодний календарь. 17 января - день его исчезновения - это была среда. Самая середина рабочей недели. Факт очень странный.
Значит, случилось что-то непредвиденное, экстраординарное. Что-то, что заставило Потапова, не дожидаясь даже выходных (выходные дали бы ему двое суток форы - ведь хватились бы его только в понедельник), спешно срываться с насиженного места и убегать из Москвы...
Что? Возможно только два объяснения. Либо Потапов почувствовал угрозу скорого разоблачения и предпочел чужбину лефортовским казематам. Либо от кого-то он получил безоговорочный приказ: срочно покинуть Россию...
Последняя версия - особенно любопытна: ведь бегство Владислава Потапова как нельзя лучше совпало с чередой крайне таинственных, удивительных даже событий...
Побег Потапова держится в секрете по сей день. Российской стороне говорить о нем невыгодно: это все равно что самим себя высечь. Американцы, возможно, берегут его для каких-то неведомых еще целей.
О бегстве другого высокопоставленного дипломата - первого секретаря постпредства России в ООН Сергея Третьякова - пресса тоже сообщила не сразу. Третьяков попросил "политического убежища" 18 октября 2000 года. Первая же утечка прошла лишь 31 января.
Впрочем, дипломатом Третьяков был чисто номинальным. Всю свою сознательную жизнь он проработал во внешней разведке, преимущественно в американском отделе. Дослужился до полковника.
В нью-йоркской резидентуре СВР этот человек занимал второй по значимости пост - заместителя резидента по политической разведке.
А 25 декабря, то есть через два месяца, аналогичный кульбит проделывает и другой "наследник" Штирлица: офицер безопасности посольства России в Оттаве, кадровый сотрудник СВР Евгений Торопов. До командировки в Канаду Торопов работал в Управлении внешней контрразведки СВР, был начальником американского направления.
Внешняя контрразведка (сокращено - ВКР) - это своего рода спецслужба в спецслужбе. Именно она занимается поиском предателей в стенах разведки, держит под "колпаком" всех подозрительных сотрудников.
Проникнуть в ВКР - мечта любой спецслужбы, тем более - американцев. Во-первых, имея там людей, всегда можно успеть вывести свою агентуру из-под удара и навести противника на ложный след. Во-вторых, это значительно облегчает вербовочную работу: зная слабые стороны разведчиков, их психологические и личные особенности, вербовать их - словно орешки щелкать. (Когда, например, в
86-м контрразведка арестовала агента ФБР Сергея Моторина, работавшего в вашингтонской резидентуре КГБ, он признался, что окончательно решился на предательство после того, как вербовщики поздравили его с присвоением майорского звания. На Моторина это произвело колоссальное впечатление. Ларчик открывался просто: к тому времени у ФБР уже был в резидентуре агент - Валерий Мартынов, также впоследствии раскрытый.)
Сразу два перебежчика - улов для американцев громадный, тем более что и Третьяков и Торопов - это не какая-то мелочевка. Объем их знаний трудно переоценить. Если же оба они были завербованы еще до побега - от такого удара российская разведка может оправиться нескоро.
Впрочем, мне не дает покоя другое: странная закономерность этих побегов. Третьяков "выбирает свободу" 18 октября. Торопов - 25 декабря. 17 января бежит Потапов. Все они работали именно по Америке.
Что это? Случайность? Или звенья некой единой цепи, понять которую мы пока не в силах? Ведь еще через месяц, 18 февраля, американцы арестовывают одного из самых ценных агентов КГБ-СВР, сотрудника ФБР Роберта Ханссена. Как утверждает печать, Ханссена предал именно Сергей Третьяков...
Внедриться в спецслужбу противника - вот главная задача любой разведки. Все остальное - лишь общий фон. Декорации для основного действа. Соответственно, главная цель контрразведки - такого изменника найти и обезвредить...
За годы советско-американского противостояния каждая из сторон преуспела на этом фронте неплохо. И в КГБ (а затем в СВР), и в ФБР-ЦРУ работали (и наверняка работают еще) "кроты" - так с легкой руки писателя Ле Карре повелось именовать оборотней в спецслужбах.
Но агентов, подобных Ханссену и разоблаченному еще в 94-м ЦРУшнику Олдричу Эймсу, у СВР не было давно. Не случайно за годы сотрудничества с Москвой Эймс получил 2,7 миллиона долларов, Ханссен - 600 тысяч долларов; еще 800 было переведено на специально открытый для него в России счет.
Благодаря этим людям КГБ-СВР находилось в курсе самых щекотливых операций противника. По очереди они выдали в общей сложности около 20 американских агентов внутри КГБ и ГРУ.
Кто предал Олдрича Эймса? Этот вопрос даже по прошествии восьми лет остается без ответа. Сами американцы утверждают, что он попал под подозрение, ибо любил жить на широкую ногу, а расходы его явно перекрывали доходы: Эймс купил новенькую яхту, "Ягуар" последней модели, шикарный особняк...
Сомневаюсь. Известно, что ФБР пошло на арест Эймса, не имея против него никаких серьезных улик. Если бы контрразведке не удалось разговорить шпионскую жену, суд над Эймсом наверняка бы провалился. Кроме того, Эймс сибаритствовал не первый год, еще с 80-х, арестовали же его лишь в 94-м.
Одних беспочвенных только подозрений мало, чтобы втягиваться в попахивающую скандалом авантюру: для этого нужно было знать о предательстве Эймса наверняка. И такую уверенность контрразведка могла обрести лишь со слов кого-то очень знающего.
И здесь мы вторгаемся в область, вызывающую в российской разведке крайне болезненную реакцию. СВР старательно пытается замолчать эту тему, только шила в мешке не утаишь...
...Когда-то Вячеслав Трубников - бывший уже директор СВР - сказал фразу, которую я запомнил навсегда: о победах разведки не знает никто, о промахах - все.
Вполне возможно, на американском фронте у СВР (да и у ГРУ) есть победы, о которых со временем мы услышим. Однако промахи ее столь серьезны, что скрывать их просто уже нельзя, и нет ничего удивительного в том, что ФБР арестовало и Эймса, и Ханссена, да и множество других наших агентов. Удивительно другое: то, что это произошло так поздно.
"Конечно, нельзя сказать, что мы проиграли американцам тайную войну вчистую, - считает ветеран внешней контрразведки, полковник в отставке Станислав Лекарев. - Но то, что мы не в силах уже с ними соревноваться, - это факт. Для отечественной разведки наступила эпоха заката..."
Перебежчики были всегда. Факт этот настолько очевидный, что не требует даже подтверждений (достаточно вспомнить того же князя Курбского). Но именно после революции бегства сотрудников спецслужб превратились в явление массовое.
Точной цифры их не знает никто. В общей сложности огласке было предано лишь более 70 фактов. Четверть из них - приходится на нынешнее десятилетие.
Пик побегов случился в начале 90-х. В 91-м в страну не вернулись сразу шесть разведчиков (цифра рекордная). В 92-м - еще пятеро. Причины этого понятны без перевода: шпионы всегда чувствуют перемены в обществе острее других.
Потом - наступило относительное затишье. И вдруг - разведку словно прорвало.
Официально СВР скрывает, сколько ее сотрудников ушло за последние годы на Запад. Называются только две фамилии: Торопов и Третьяков (да и то после того, как их озвучила пресса: кстати, не могу не похвалиться - первым о побеге Торопова сообщил именно "МК"). Неофициально же - нет никаких сомнений - число это в невообразимое количество раз больше.
Не знаю, насколько это соответствует действительности, но один из уволившихся недавно высокопоставленных разведчиков назвал мне дикую, ужасающую даже цифру: более двадцати перебежчиков.
Необходимо, впрочем, учесть, что число это включает в себя и отставников - тех, кто уволился из разведки и уехал потом на Запад, вроде генерала Калугина.
Формально - они уже не сотрудники. Фактически - это ничего не меняет. Они точно такие же секретоносители, как и их недавние коллеги, только куда как более уязвимые. Особенно те, кто работал как раз по американской "линии".
"Отставной сотрудник разведки, приехавший жить в страну оппонента, - считает ветеран СВР, попросивший сохранить свое инкогнито, - все равно обречен на сотрудничество с местной спецслужбой. Даже ушедших на покой людей американцы рассматривают как возможные источники информации. Волей-неволей их по-любому выпотрошат или создадут такие условия, при которых не останется иного выхода. Единственный капитал бывшего сотрудника спецслужбы - это его память. Он знает имена агентов, он участвовал в разных операциях, хвосты которых могут тянуться до сих пор..."
Это касается, кстати, не только разведчиков, но и бывших дипломатов. Только в период 1991-1993 годов в США добровольно осталось 15 мидовцев, срок командировки которых подошел к концу.
Конечно, в старые времена их заочно бы осудили, но в условиях "реформ" никто даже не пытался вернуть этих дипломатов домой. Результат такой либеральности Москва сумела ощутить очень скоро, когда в 96-м ФБР арестовало своего же сотрудника Эрла Питтса: его в обмен на хорошее к себе отношение сдал бывший советник российского постпредства при ООН Роллан Джейкия.
Да что там дипломаты, если через сито американской контрразведки просеиваются практически все репатрианты из России: ФБР ищет тех, кто имел хоть какое-то касательство к секретам. Регулярно в русскоязычной прессе появляются объявления с призывами помочь своей новой Родине...
"Московский комсомолец",
4 июня 2002
По ссылке на полную статью
СсылкаДэвид Вайз умер 8 октября с.г. в возрасте 86 лет. После его смерти 23 октября увидела свет последняя книга Вайза (в формате аудиокниги) Шпион ценой в 7 миллионов долларов/The Seven Million Dollar Spy,
Книга получил небольшое внимание средств массовой информации. Но корреспондент Newsweek Джефф Штайн заявил, что эта книга может помочь в выявлении личности человека, который помог раскрыть Роберта Ханссена. Штайн указывает на то что таинственный информант ранее имел деловые отношения с Джеком Платтом, офицером ЦРУ в отставке, который после окончания «холодной войны» основал международную компанию, консультировавшую по вопросам безопасности, вместе с бывшим офицером КГБ Геннадием Василенко. Двое мужчин пригласили в свою компанию нескольких бывших американских и российских офицеров разведки. Среди них был некто Анатолий Степанов, бывший офицер в КГБ. Штайн сообщает, что, согласно книги Вайза под фамилией, Степанов на самом деле скрывался бывший офицер КГБ Александр Щербаков. Именно он доставил папку с делом Хансена в ФБР, что облегчило его арест. Считается, что Щербаков перебежал в США в 2010 году, где он продолжает жить под вымышленным именем.
По словам Штайна ЦРУ пошло на раскрытие имени Щербакова потому, что ЦРУ было уверено на 99% в том, что в СВР знали кто сдал Ханссена. ЦРУ просто не хотело подтверждать эту информацию.
С другой стороны, по словам Милтона Бирдена, который возглавлял советский отдел в ЦРУ, в80-е годы прошлого века до сих не раскрыт один из советских агентов, работавший в ЦРУ. В настоящее время ему уже далеко за 80 лет или он уже умер. Но ЦРУ не оставляет надежды узнать его имя.
Ссылка на статью Штайна в Newsweek