Обсуждение космических программ
8,818,425 39,628
 

  Slav Rus ( Слушатель )
16 ноя 2018 19:33:03

Старт ракета-носителя «Союз ФГ» кораблём «Прогресс МС-10».

новая дискуссия Новость  592

Запланированное время старта сегодня 16 ноября 2018 в 21:14мск ( 18:14 UTC)
  • +0.18 / 12
  • АУ
ОТВЕТЫ (40)
 
 
  normalized_ ( Слушатель )
16 ноя 2018 20:26:45

По докладу диктора и по завершении трансляции, успешно.
...
Ракета "Союз-ФГ" успешно вывела грузовой корабль "Прогресс-МС10" на орбиту.
РИА

На "Прогрессе МС-10" раскрылись солнечные батареи и антенны
Солнечные батареи и антенны на космическом корабле "Прогресс МС-10" раскрыты, сообщил диктор в Центре управления полетами.
"По телеметрическим данным зафиксировано раскрытие антенн, раскрыты солнечные батареи корабля. Внешние элементы корабля полностью раскрыты", — сказал диктор.
По его словам, "параметры полета корабля соответствуют расчетным, отклонения в пределах допуска".
РИА
  • +0.27 / 17
  • АУ
 
 
  slavae ( Слушатель )
16 ноя 2018 21:59:47

Ну ей-же богу, пока деды будут сраться за свои места, так и будут определять раскрытие батарей по "телеметрическим данным", вместо того, чтобы на экране увидеть это раскрытие, а уж потом подтвердить срабатывание концевиков по логу с датчиков. На том же видео с дополненной реальностью.
  • 0.00 / 8
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
16 ноя 2018 22:42:37

Извините, но это детский сад.
Именно телеметрия - есть закон, а Ваши телевидеонаблюдения - это для "манагеров", которым нужно показать " красивую картинку".
  • +0.24 / 17
  • АУ
 
 
 
 
  normalized_ ( Слушатель )
16 ноя 2018 23:07:49

нужно показать " красивую картинку". ... в целях Пиара.
Понятно, что для технической поддержки пиар не нужен, (хотя ТВ картинка уже помогла при разборе аварии)
Он нужен  для поддержки интереса населением, и как следствие поддержки программ.
  • +0.23 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
16 ноя 2018 23:16:45

Нужен?
Наверное, да ...
"Народ" не понимает?
Дык,  для этого даже кино снимали в СССР.
Не самый плохой фильм, хоть и и не шедевр, однако ... Стоит посмотреть, если не видели ...
"Возвращение с орбиты"
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
17 ноя 2018 06:10:29

Хорошо, телеметрия показывает, что заработал мотор, который открывает батареи.
Вал крутится, а на нём свободно вращается незафиксированная шестерёнка.
Что вам будет понятно по вашей телеметрии?
  • -0.03 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
17 ноя 2018 06:34:35

Зарядные токи и напряжение на аккумуляторах, срабатывание конечников.
Собственно данные по оборотам двигателя могут понадобиться при выяснении, почему нет тока. Если ток есть, всё остальное опционально.
  • +0.14 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
17 ноя 2018 06:54:45

Ничего не понял ) Зарядные токи от солнечной батареи? Так она ещё не открыта. Мотор начал крутиться, батареи начали открываться, шестерня на валу мотора сорвалась. Дальше что?
PS С другой стороны, понятно, что хер с ним, всё равно ничего исправить нельзя, но хотя бы проверить следующую шестерню можно будет.
  • +0.04 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
17 ноя 2018 07:12:52

Если не знать, что мотор крутится, проверять придётся всё вообще. А тут уже понятно, что сигнал сформировался и отработан "железом", уже неисправность частично локализована. Если сигнал сформировался, ток через двигатель идёт, а вращения нет - другая ситуация, отсутствует ток двигателя - третья.

Так на то телеметрия и нужна. килобитный поток контрольных и исполнительных сигналов с временной привязкой даст тысячекратно больше информации о поведении агрегата, чем мегабитная телевизионная картинка.Только я не знаю, как это дистанционно доказать. Даже в детских учебных задачах люди далеко не сразу верят, что бесполезно пялиться на стенд и дёргать его руками, а нужно пошагово сравнить графики сигналов с циклограммой процесса, ошибка тут же вылезет.
  • +0.39 / 23
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
17 ноя 2018 12:47:42

ваш отчаянный спор похож на спор о том, что лучше: песни или танцы?!
  • -0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Игорь_ ( Слушатель )
17 ноя 2018 08:58:56

Ну а видео идёт как еще один источник информации
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  PPL ( Слушатель )
17 ноя 2018 09:31:37

Угу.
Вопрос - нахрена еще один "источник"?
По телеметрии: после 20% времени циклограммы раскрытия солнечной батареи режим двигателя ушел во внештатные режимы - ток упал в 10 раз, обороты выросли на 350%. Концевик начала раскрытия сработал, изменение потребления тока в первые 20% времени соответствовало ожидаемому. Проверка на стенде показала, что такое потребление характерно для ситуации, когда в планетарном редукторе четвертая либо пятая шестеренки расфиксировались на валу. - Всё ясно и понятно.
По видео: солнечная батарея развернулась где-то на четверть и встала колом. Почему - хз, на спутнике было 32 камеры, но именно внутри редуктора - ни одной, а это или редуктор или мотор или электричество пропало или еще что-то случилось.
Глупое надрачивание на видео, как на необходимое для работы - это же не кинотеатр. Видеосъёмка нужна инженерам только там, где необходимо зафиксировать ВНЕШНИЕ НЕПРЕДУСМОТРЕННЫЕ воздействия. 
Если альены начнут разбирать половину спутников при запусках - то да, тут спорить не буду, срочно надо видео.

+++++
  • +0.17 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Vick ( Слушатель )
17 ноя 2018 23:42:35

Да, это "детский сад", но детсадовцы потом вырастают – и кем они вырастают? "Плоскоземельщиками" или " в детстве посмотрел запуск - так красиво, так обалденно, что на всю жизнь заразился". 
  • +0.09 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
17 ноя 2018 07:51:07

О раскрытии солнечной батареи "говорит" не вращающийся мотор,  напрямую это датчик  положения солнечной батареи, и косвенно срабатывание концевого выключателя отключения мотора. По крайней мере так в КИПиА.
  • +0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
17 ноя 2018 10:50:13

Много:
1. Система управления не виновата выдала команду на раскрытие в такой-то момент.
2. Двигатель привода тоже не виноват  крутит.
3. На валу нет нагрузки.
Далее инженерный анализ, который с большой долей вероятности определит. что какой-то мудак не зафиксировал на валу шестеренку, а ещё три мудака это дело прохлопали. Далее, по документации можно определить ФИО всех четверых.
А вот система теленаблюдения  покажет Вам только то, что батареи не раскрылись, а кто в этом виноват: СУ, э/двигатель или привод - этого она Вам не покажет.
  • +0.27 / 16
  • АУ
 
 
 
 
  Игорь_ ( Слушатель )
17 ноя 2018 08:57:26

Видео с регистраторов принимают в суде, почему видео с камер теленадлюдения не принять как официальную информацию? При разборе аварии ценна любая информация, а вы такой ценной как наблюдение своими глазами пренебрегаете.
  • +0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  PPL ( Слушатель )
17 ноя 2018 09:16:31

По телеметрии как раз этот момент считать несложно: потребляемый ток мотора меньше, чем при нагрузке на валу, он не меняется со временем (в работающей кинематике требуемая мощность не постоянна при открытии), состояние концевиков показывает, что раскладывание не началось.
Телеметрия - это показания датчиков, синхронизированные по времени. Это совершенно достаточная информация для выявления причин.
Видео - просто картинка, и более ничего, сколько бы камер не было использовано.
[br/]
Если вы автомобилист, может зайдёт такая аналогия:
попробуйте представить, что на СТО, куда вы обратились по поводу проблем с двигателем вместо подключения диагностического сканера к ЭБУ (привязка ко времени показаний датчиков оборотов, моментов зажигания и впрыска, углов распредвала,воздушного потока, температуры, моментов срабатываний и времени открытия форсунок, давления турбонаддува, положения педали газа, температур воздуха, двигателя, топлива, давления в топливной системе) вдруг мастер говорит: "бро, всё это фигня, сканер дорогой, и вообще лишний, у нас новая технология, надо просто видео снять работы мотора и по нему выясним в чём неисправность".

Если выбирать или-или, то видео - малополезно для _официальной_ информации.
Если как дополение к телеметрии - да пусть будет, к разбору оно не особо то нужно, но презентации сейчас от всех требуют.
Но, вроде никто не предлагает отказаться от телеметрии в пользу видео. Кино _может быть_ (а может, и не может) полезным при разборе при выяснении причин аварии. Телеметрия же малопригодна (в сыром виде) для создания имиджа и красивых картинок для любителей комиксов и верхнего начальства.
  • +0.09 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  PPL ( Слушатель )
17 ноя 2018 09:17:54
Сообщение удалено
PPL
17 ноя 2018 09:44:45
Отредактировано: PPL - 17 ноя 2018 09:44:45

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
17 ноя 2018 18:45:24

Поверьте, я всё понимаю. Я не призываю отказаться от измерения параметров. Но в том числе я знаю, что один взгляд на нормальную визуализацию даёт в сто раз больше информации, чем ползанье туда-сюда по километровым таблицам.
Если на визуализации провода при нормальном токе подсвечиваются зелёным, превышение - красным, недостаток - синим, то никому не нужна будет портянка, её уже обработал компьютер. Более того, информация о происходящем будет доступна сразу.
  • -0.01 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
17 ноя 2018 19:01:34

Извините, но это уже не телевидеонаблюдение, это как раз та же  СИ (телеметрия), только с более современным и удобным "интерфейсом".
  • +0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Vick ( Слушатель )
17 ноя 2018 23:40:29

Телеметрия может быть использована и для для создания три-дэ картинки в прямом эфире, "реал-тайм" вместо сегодняшних тридэ роликов "записанных заранее". Само собой это для обывателя и пиара: на экране, скажем, и данные телеметрии, и такая тридэшка, формируемая в реал-тайм, и реальная видеокартинка. А сами по себе видюшки – да, вещь полезная для популяризации: видюшки масковских пусков и привлекают огромное количество зрителей, кто-то просто позырит, кто-то задаётся вопросом "а вон там чё за фигня" и начинает копать и задавать вопросы более знающим, втягивается, начинает увлекаться космонавтикой,  в итоге – популяризация, образование масс в лёгкой форме.
Понятно, что для реальной "работы" это нафих не упало, но так же понятно, что наплевательство на "красявишность картинки" для обывателя в итоге приводит к "нахрен этот космос никому не нужен и вообще земля плоская", а потом, спустя годы,  депутатии, выросшие из этой не заинтересованной массы, режут бюджеты или запускают пирамидки в космос.   
  • +0.14 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
17 ноя 2018 10:55:05

А что Вы там увидите?
Не, как опция вполне полезная штука. Но много ли увидели, когда Союз  загнулся?
Скажем так, СИ (система измерений, та самая телеметрия) вполне может позволить провести анализ аварий без всякой системы теленаблюдения, что и делается уже десятки лет. А вот СТВН без СИ мало что Вам даст для анализа, ну столкнулся боковой блок Союза с центральным и что? Почему? Что первопричина? Сиди гадай.
  • +0.24 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Игорь_ ( Слушатель )
17 ноя 2018 21:54:59

Я и предлагаю телевидение как опцию. Возвращаясь к этой шестерёнка будет понятно что ее не закрепили а могло и зубцы срезать.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
17 ноя 2018 22:23:50

Именно, что только как дополнение к "классической" СИ. Не более того.
Вы представляете сколько в ракете таких "шестеренок"? Будем под каждую ставить видеокамеру?Веселый
Определение облика СИ - это тоже весьма серьезная проектная задача. С одной стороны - хотелось бы поподробней, с другой - это тянет вес. Опять-таки, ищется оптимум. 
Так и с Вашими видеокамерами, под каждый болт её не поставишь, веса будет немеряно, да иногда  это просто и невозможно (попробуйте, например, поставить видео  для наблюдения за ТНА ЖРДПодмигивающий ).
Тоже ведь  нужно "оптимизировать", однако ... И количество видеокамер. и где под что их ставить.
 Но это уже будет совсем другая история.Крутой
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Vick ( Слушатель )
17 ноя 2018 23:57:46

Само собой видеокамеры не нужно ставить везде и всюду "чтобы всю телеметрию дублировать", Но где-то хоть что-то быть должно и выбор места установки должен не на "тут продублируем телеметрию" опираться, а на эффектность и иногда познавательность получаемых кадров. У пиндосов, мастеров пиара, можно и нужно кое-чему учиться и даже где-то превзойти (без избыточного фанатизма, естественно).  
  • +0.11 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
18 ноя 2018 00:20:36

Прописные истины.
Выше уже сказал, что оптимизация объема, как СИ, так и СТВН - это есть проектный вопрос.

Чему? Как  и куда камеры ставить?
Это, как минимум, спорно.
Пример: никто из нас так и не узнал, почему загнулись два Фэлкона. Может быть, Спейс-Х и в курсе, но нам, обывателям, так и не доложили.Подмигивающий
И это , как раз тот случай, когда никакие видеокамеры никак не помогли (даже амеры, хоть и  умеют поставить видео в баки, но ничего с этого не поимели в части аварии). А вот телеметрия (вкупе с инженерным анализом) как раз чего-то спецам из Спейс-Х дала.
PS. Может быть Скорей всего, когда-нибудь, придут к тому, что видео будет стоять "под каждым болтом". И это станет неотъемлемой частью СИ (системы телеметрических измерений). Тем более, что и сейчас видеонаблюдение всё равно интегрировано в СИ. Как-никак, но сигналы от видеокамер  нужно "упаковать", сбросить на передатчик, и через АФУ СИ выдать на Землю. А это всё - есть "епархия" СИ.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Vick ( Слушатель )
18 ноя 2018 03:29:18

Не-не, я не сторонник ставить камеры к каждому болту. Я даже понимаю, что реальным "разборам полётов" камеры не особо помощники. Я тока исключительно волей пославшей мя жаны за "подрастающему поколению" красивые видюшки показывать. чтоб им было за что зацепиться-заинтересоваться. А то ведь какой только чепухой их нонеча не цепляют, зато красявишно.
  • +0.08 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  PPL ( Слушатель )
18 ноя 2018 11:10:07

Не закрепили или срезало зубцы по телеметрии понятно: известен ток, т.е. известна мощность, прилагаемая к шестеренке. А по видео - нет, если не снималось именно место зацепления как раз этих шестеренок.
Если на стенде эта мощность срезает зубцы шестеренки, у ошибки будет фамилия проектировщика (вариант с использованием материалов, не соответствующих КД - это к Маску с его юзанием углеволоконных баллонов наддува от шаттла в нерасчетном диапазоне температур без предварительных испытаний).
Проектировать все механические передачи - с полным покрытием видеонаблюдением, и, соответственно подсветкой?
Ну-ну.
Камеры внутри автомобильной коробки передач... Технически не относится к невозможной задаче, пожалуй.
Оцените, пожалуйста, в первом приближении численное количество камер и источников света для подобной реализации видеонаблюдения за состоянием трансмиссии и подвески простого автомобиля (пусть ГАЗ-66, схемы в сети общедоступны, коробка передач, карданы, подвеска, раздаточная коробка, дифференциалы, система регуляции давления в шинах, узлы и пружины подвески, точки крепления). 
Второй вопрос: какое разрешение вы предполагаете для каждой из камер? Какой диапазон будем фиксировать (чб, rgb, ближний ИК, тепловой ИК, ультрафиолет)? Какая частота кадров?
Из ответов 1 и 2 нам всем будет несложно прикинуть потребную толщину цифрового канала, объёмы, массу, количество электричества (я не буду тянуть в тему денежную стоимость решения). 
И ответить - а шишига вообще сможет хотя бы увезти эту систему  измерений? А запитать электричеством, не надо ли переделать электросистему, генератор, или, может, мотор помощнее?
Альтернативный вариант: получение того же количества информации датчиками (скорости, вращения, нагрузки, линейного перемещения частей, и т.п.).
_Моя_ предварительная оценка: начиная с количества камер 1 или 2, вариант телеметрии по весу, электрической мощности, потребной ширине канала, объёму аппаратуры выигрывает, при увеличении количества камер разрыв только растет. 
Почему я говорю про эти критерии, понятно: это конечные ресурсы конструкции КК. 
Есть максимально допустимые для всей СИ параметры - масса, электрическая мощность, объём, ширина канала связи; и видео будет конкурировать (читай - отнимать) с телеметрией за эти ресурсы. Что лучше на НОО: два десятка камер и полторы тонны груза - или тонну груза с продуманной СИ? 
[br/]
В 99% случаев видео не дает нужной для инженерного анализа информации в космической технике - это не краш-тесты автомобилей, не изучение обтекания, не исследование процессов горения - это вообще не исследования. К старту все НИР уже давно пройдены, на позиции - изделие, а не тестовая лаборатория.
Снимать реальное видео запуска с нескольких ступеней - просто дешевле, чем по телеметрии потом строить 3Д картинку для обывателей. Удивительно, но такой мультик гораздо более зрелищно и точно покажет старт - можно покрутить с разных ракурсов ракету, "посмотреть", что происходит внутри двигателя или пироболта, увидеть как крутятся шестерёнки и что внутри баков происходит. Но инженерам он не нужен, а требуемые на изготовление деньги могут приближаться к порядку блокбастера, а каждый старт - разовое событие.
Причем я согласен с тем, что PR сопровождение работы - крайне важная задача. Но пиар ради пиара - нонсенс. И хайп "инженерам нужны современные подходы, СИ устарели, камеры дешевые и лёгкие - видеоинформация с разных точек незаменима" меня заставляет чесаться в самых неожиданных местах. 
  • +0.21 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
19 ноя 2018 15:54:09

Данное утверждение это грубая и принципиальная ошибка. В ряде случае визуальная картинка критически важна и жизненно необходима. Другой вопрос – что конкретно нужно снимать и как.
Классический пример, последние аварии Союза, которые списывали на "взрыв" двигателя блока "И". Хотя всем было ясно, что виновник аварий – транспортный корабль. Была б картинка из двигательного отсека и из отсека между носителем и кораблем, второй аварии просто не было бы.
P.S. Правда когда на экране вдруг всплыли гайки и отвертки из двигательного отсека, ответственные товарищи сказали: "Да ну вас нахер с вашим видео"Веселый
  • +0.30 / 20
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Горец ( Слушатель )
19 ноя 2018 16:32:52

Вот так поворот Рот на замке
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PPL ( Слушатель )
20 ноя 2018 08:49:06

Вы не находите, что есть значительное противоречие между тезисом и приведенным примером?
Видео принципиально пригодилось для выявления несоответствия отчётов "абсолютно всё делается как положено и по инструкции" с реальным положением дел в культуре производства.
В "классическом примере" выявляется причиной аварии разбалансированная система (я про отрасль) управления предприятиями, во многом потерявшая между входными сигналами и выходными реакциями. Приемка заказчика, работа по технологическим картам, контроль за операциями, подписи ответственных - видео показало, что, как минимум на каком-то участке, было цельнолиповым.
Причины "почему" - естественно, видео не дало. Потому, что причины - на Земле (тема очень обширна, обсуждение уйдёт в сторону, опустим).
Не секрет, что в военном авиастроении РФ сейчас восстановила правильную работу с контролем представителей заказчика.
И что Роскосмосу еще достаточно много надо двигаться в этом направлении.
Но лично моё мнение - ситуация, когда видеонаблюдение потребовалось, чтобы увидеть, как в космосе выплывают неожиданные гайки и отвертки из движка - совершенно выходит за рамки штатных задач систем измерения и телеметрии.
Про "грубую и принципиальную ошибку" - напомню, вы своим сообщением отвечаете на

Алиены, или дяда Равшан, потерявший отвертку - это и есть непредусмотренное внешнее воздействие.
Зафиксировано такое, не попадающее в параметры СИ - значит видео необходимо, как минимум, чтобы либо СИ была доработана до охвата этого параметра, либо, если ситуация вне самого КК, внесено исправление этой самой ситуации.
В авиации в ТЭЧ инженер работает, например, с двигателем со списочным набором инструмента, причем только с конкретным набором, нельзя "свои" посторонние отвертки-пассатижи. По завершению работы не может возникнуть ситуации нехватки отвертки, разберут всё обратно, снимут двигатель, перероют потроха самолёта,пока отвертка №ххх не будет найдена и сдана под роспись.
Сборка КК, как мне известно, по подобной схеме. Отвертка не может "исчезнуть", лишние болты не могут "появиться" без подписи, которая является прямой ложью.
Не знаю, как бриз (про него же речь?) проходил взвешивание на этапах. Не знаю, как в него сумели при декларируемом жестком контроле "перелить" лишних две сотни литров от расчетных мимо актов предполётного обследования. 
Описанная вами ситуация - не требует системно вводить видеонаблюдение, но выявляет, согласитесь, явную недостачу посадок и наведения порядка в культуре производства.
  • +0.17 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Vick ( Слушатель )
20 ноя 2018 16:37:20

Камрады, а есть в свободном доступе то видео с теми самыми пресловутыми отвёртками и гайками?  
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
20 ноя 2018 20:07:06

Увы, такие видео в открытый доступ не попадают. Улыбающийся 
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
20 ноя 2018 21:02:51

Не нахожу. Приведенный в постскриптуме пример, не более чем анекдот, забавная иллюстрация реально, кстати, произошедшая в жизни. Давно хотел рассказать, да повода подходящего не было

Кто Вам сказал, что видеокамеры в двух отсеках ставились для проверки соблюдения требований промышленной частоты? Камеры ставились с вполне определенной целью проверить и документально подтвердить (или опровергнуть) альтернативную версию аварии. Посредством визуального наблюдения за..., скажем так, определенными явлениями легко обнаруживаемыми визуально, но крайне затруднительно обнаруживаемыми другими методами инструментального контроля. Камеры со своей задачей справились на 100%, Там весь прикол в том, что при просмотре видео, когда ожидаемые признаки были обнаружены и зафиксированы, момент катарсиса, перемежаемый восторженными криками "А я что говорил!!!" внезапно был разрушен плавно вплывшими в поле зрения камеры крепежным элементом и слесарным инструментом. Веселый

Я очень люблю слушать истории про "правильную работу" с "контролем заказчика", ну пусть будет, в авиастроении. Или еще где-нибудь. Хотя очень хочется услышать историю про "правильную работу" с исполнителем

Вы, что же всерьез думаете, что проблемы Роскосмоса можно решить "контролем заказчика"?

Послушайте проповеди про нереальный порядок в авиации это конечно очень познавательно, но лично меня они нисколько не впечатляют. Так случилось, что под боком имеется авиазавод, мы с ним вместе много лет работаем, общаемся и ситуацию знаем из первых рук. Всё там примерно тоже самое, те же самые проблемы, да и как иначе? Одна страна, по большому счету одна промышленность, примерно одинаковое оборудование и технологии, такие же люди... Заказчики так вообще одни и те жеВеселый

Знаете, если чего-то вдруг не знаете, то по уму бы от категоричных заявлений стоило бы воздержаться. Какие акты предполетного обследования? 
Во-первых, лишний кислород залили не в Бриз, а в ДМ-03. Во-вторых, залили его исключительно из-за детской (и от этого вдвойне обидной) конструкторской ошибки. Некомплектное проведение изменений КД называется. Диаметр бака увеличили, а датчик, по которому контролировался уровень заправки оставили на прежнем месте. Случай позорный донельзя. Просохатил в первую очередь конструктор, нормоконтроль и, само собой заказчик. И всё. "Хуйак, вы слушали маяк"© И больше нигде этот косяк не словили. Могли бы, теоретически, отдуплить при согласовании КД в производстве, но увы, только теоретически. Дальше без шансов. И никакие акты предполётного обследования не помогли бы. Даже если б они были.

Есть случаи когда визуальное наблюдение за работой изделия (узла или агрегата) является единственным методом обнаружения и локализации дефекта. Например, если у Вас в трубе идет расход керосина килограмм 80 с давлением атмосфер в 250, то течь с расходом в 100 г/с Вы никакими датчиками не обнаружите. Вот вскрылась у Вас микронесплошность по литью или сварке и керосин с давлением 250 атмосфер тонкой струйкой хреначит наружу. Такая струйка запросто может перебить кабель, залить датчик или пиропатрон. А если это горячий газ из газовода? Или криогенный компонент? Визуально такие дефекты обнаруживаются и локализуются молниеносно, а вот датчиками давления, например, вообще никогда. Емнип, мы в свое время еще удивлялись, когда в составе двигательного отсека Шаттла обнаружили упоминание о системе оптического контроля герметичности, по-моему она даже в САЗ была заведена.
В общем, системы визуального контроля это отнюдь не дешевый пиар для охлоса, а вполне себе рабочий, а в ряде случаев просто необходимый инструмент. Системы работающие под давлением, тоже разделение, кинематика, да много где это ни разу не бесполезный девайс. Безусловно вкупе с другими измерительными параметрами и там где это необходимо
  • +0.34 / 23
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  -=MeXicaN=- ( Слушатель )
20 ноя 2018 21:47:40

У нас был случай неграмотный оператор экскаватора искал течь в гидравлике методом пальпации Позор
В гидросистеме давление до 350атм тонкой струйкой как иглой ему пробило указательный палец. Он сходил в медпункт, забинтовал и пошел искать дальше, так как не понял откуда сечет - опять налетел на струю и пробил на другой руке указательный палец. Так и ходил потом наглядным пособием.
  • +0.35 / 21
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
21 ноя 2018 05:20:09

Не тем органом он у вас течь искал...
А так бы и течь нашел, и премию Дарвина дали - все прибыток...
  • +0.02 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  VVSector ( Слушатель )
21 ноя 2018 17:12:12

Как-то легко он отделался.  Обычно в ткани забрасывает жидкость, назревают некротические поражения.  Выведение этой гадости из тканей до полугода занимает. 
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Vick ( Слушатель )
17 ноя 2018 23:46:52

Были бы видеокамеры на "Союзе" – было бы проще обывателям объяснять, что случилось, в каком месте какой шток "не вышел" и что куда ударило и что пробило. Визуальная информация дополняет (и порой очень сильно) словесное описание и помогает пониманию (да те же "графики" придуманы для более наглядного визуального восприятия информации, нежели просто формула или столбики цифирей). 
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
18 ноя 2018 00:06:39

Дык, они же там были.
Главное - в другом. Нельзя поставить камеру "под каждую шестеренку" Количество камер и места их установки ограничены техническими возможностями.
Камеры аварийного Союза показали, что было столкновение "боковушки" с центральным блоком.
Да, это полезная информация. Наверное, эта информация  чуть помогла в части локализации возможных причин аварии направлений "разбора полетов", но не более того.
Вполне себе, вспомогательная система. Имеет право на существование, но, опять-таки, не более того.
PS. А "обывателям", тем более таким, которые всё равно не захотят слышать реальные аргументы, ничего не докажешь. Даже с установкой видеокамер под каждый болт.
  • +0.10 / 7
  • АУ
 
  Air_Libra ( Слушатель )
19 ноя 2018 12:49:57
  • +0.23 / 13
  • АУ