СССР - мифы, реальности и опыт
575,984 2,874
 

  зарун ( Слушатель )
16 дек 2018 11:01:28

Отсталая страна

новая дискуссия Дискуссия  703

.


Интересно было бы залезть в мозги этой советской девушки – а ведь это девушка скорчила такую непередаваемую гримасу – чтобы узнать, что же думала она в момент, когда судьба столкнула её с западной модой. На советской девушке белая блузка, тёмно синяя, напоминающая мешок из под картошки, длинная юбка в складках. На руках – дешёвые часики. В правой руке – ридикюль, в левой – нечто, завёрнутое в фирменную бумагу ГУМа. Рядом с ней стоит парень (возможно это её парень). Темные брюки, чёрные туфли, белая футболка без намёка на какой-либо рисунок или надпись. И вдруг мимо проходит нечто из иного измерения. О чём же думает она? Что написано на её лице? У парня с выражением лица полегче – спокойная классовая ненависть написана на нём.

Две пятилетки (с небольшими перерывами) я описывал это явление – советскую жизнь – и только сейчас я понял, что за все эти десять лет я так и не произнёс то единственно верное определение, которое единственно подходит к СССР больше всего. Отсталая страна. Да, СССР был отсталой страной. Во всех смыслах этого слова.

Предвижу в этом месте робкую (а то и бурную) попытку не согласиться с моим утверждением. Как же так! – может воскликнуть иной читатель, – как можно называть СССР отсталой страной! А полёты в Космос! А многочисленные НИИ! А Академия наук СССР! А всеобщее среднее образование! А Большой театр! А атомные бомбы! А выплавки чугуна сверхплана! А Советская армия, которая «держала за яйца полмира»! А! А! А! Ну продолжайте – что ещё? Армия, НИИ, ракеты, всеобщая диспансеризация, плавки чугуна. Этого в самом деле достаточно, чтобы страна считалась не отсталой?

Но ведь человек живёт не сверхплановыми плавками и не одной только гордостью за победу своей хоккейной команды на мировом чемпионате. Я не спорю, национальный гимн в честь спортсменов твоей страны или сравнительная таблица плавок – иной раз может вызвать энтузиазм. Но не всегда. Далеко не всегда. Человек не вспоминает про НИИ и атомную бомбу, едва открыв глаза в понедельник утром. А что он вспоминает? Что он видит? Что видел советской человек, разбуженный в будний день будильником на работу в каком-нибудь 1977 году?

Не будем говорить про тех, кто просыпался в рабочей общаге, а то и где похуже. Допустим, что видел советский человек, живущий в комнате в коммуналке или в отдельной квартире?

Чаще всего – старая допотопная уродская мебель. Если и стоял какой-нибудь новый «шифоньер», то большая часть другой мебели досталась от родителей, а то и от бабок и дедок. На стене – в лучшем случае уродский ковёр, а то и просто нечто вроде половичка. Убогий старый чёрно-белый телевизор. Это реальность – в 1977 году большая часть советских людей имела чёрно-белые телевизоры. Да, собственно, в 1977 году даже ещё не все передачи центрального телевидения были цветными, ибо – зачем? В комнате на центральном месте шкаф с «хрусталём», который чаще всего был дешёвой имитацией. Люстра «в три рожка» убого устарелого дизайна. Люстра, кстати, тоже из позапрошлого десятилетия.

Книжные шкафы? Ну если у кого-то и были – причём нередко это были самодельные шкафы, или т.н. «книжные полки» – прикрученные к стене деревянные полированные ящики со стеклянными раздвигающимися дверцами. Большая часть книг – какой-то утиль про революцию, про пионеров героев, про вообще не пойми что – можно выбросить на помойку и не печалиться. Но они хранились. Жемчужина коллекции – «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо». У тех, что поинтеллигентнее попадались и подписные многотомные издания (собрание сочинений Белинского, например, как вам?), а то и энциклопедии. У совсем уж интеллектуальных сливок советского общества – самый мизерный процент совграждан, чаще потомственные интеллигенты – очень богатые библиотеки, но большей частью доставшиеся ещё от родителей и дедушек (из тех, кто чудом не сжёг их или не потерял в годы революции, гражданской войны и прочих чудес Совдепа).

Советский человек, разумеется, не разглядывал это, встав с постели. Зачем? Он видел это тысячи раз и у себя дома, и в домах точно таких же, как он сам, советских людей. Дома советских семей были однотипно унылыми.

Человек шёл в туалет, где справлял нужду в советскую уродскую сантехнику, возможно, мечтал, что когда-нибудь сможет «достать» плитку и оклеить стены сортира белой плиткой. Ванная – тоже самое. Советская допотопная чугунная ванна (всё же не зря регулярно проходили сверхплановые плавки чугуна), советская раковина, советский кран. Кран часто капал, потому что советские прокладки изнашивались часто, а достать новые было проблематично. На небольшой полочке – стакан (чаще обыкновенный советский гранёный), в нём – советские зубные щётки. Нет, на скажу, что уродского дизайна. Не уродского. Но совершенно некрасивые – прямые, изготовленные из какого-то сероголубого или серорозового пластика. Зубная паста «Чебурашка» или, в лучшем случае «Пепперминт». Но это в Москве.

Далее – кухня. Такая же обычная советская мебель. Реже – польский или ГДРовский кухонный гарнитур. Советская плита. Советский холодильник, издающий звуки, словно механик-водитель танка меняет передачи. А что в холодильнике? Может не будем о грустном? Да нет, не сказать, что прямо уж совсем ужас. Яйца, молоко, кефир, сыр, какие-нибудь рыбные консервы (в омерзительно унылых этикетках). Для жителей столицы и небольшого количества крупных городов ещё варёная колбаса. Вы бы сегодня такую есть не стали бы – и не надо фантазировать про микояновские ГОСТы, которые предназначались в основном для кремлёвских столовых. А чаще на завтрак – просто хлеб с маслом и какая-нибудь каша. Кофе? Извините. Чаще – чай. Грузинский. Вы бы тоже сейчас такой пить не стали бы, несмотря на все фантазии про «ах, этот чудесный вкус родом из детства».

Далее советский человек одевался на работу. Мы говорим про типового советского человека, а не про какого-нибудь фирмача или сотрудника Внешпосылторга. Поэтому одевался этот человек в типовую унылую советскую одежду, которую и в 1977 году фабрики шили по лекалам какого-нибудь 1965 года. Унылый цвет материи, унылый покрой. Носилось это всё годами, не меняя. Советские уродские сапоги и советское уродское пальто (если это было в холодную погоду) довершали картину. Что? Вы сегодня видели сканы из советских журналов «Новые товары» и там одежда, представленная советскими модельерами, не такая уж уродская? Но, во-первых, из дня сегодняшнего только настоящий эксперт по моде может точно определить, насколько модным было то, что, скажем, было напечатано в журнале 1977 года. А прочие люди вообще не смогут понять, в самом деле это выглядело модно или смотрелось так, как сегодня смотрелся бы какой-нибудь малиновый пиджак с широкими плечами и чёрные мокасины на ногах с белыми носками. А, во-вторых – и это более важное обстоятельство – то, что появлялось в советском журнале «Новые товары» (и т.п. журналах), обычно не появлялось в советских магазинах. Впрочем, об этом я уже писал.

Итак, советский человек в своей унылой советской одежде выходил на улицу. Он прекрасно осознавал, во что одет и с удовольствием поменял бы это на иностранную модную одежду. Но мы говорим про типового советского человека – у него нет блата, он не готов переплачивать спекулянтам, ибо его зарплаты и так в обрез, а в магазине купить более или менее красивую одежду можно только иногда, когда её «выбрасывают» для плана, да и то, отстояв огромную очередь. Но советский человек не роптал. Да и не сильно комплексовал – ведь вокруг почти все так были одеты. Ну взгляните ещё раз на заглавное фото к этому посту. Посмотрите внимательно, как одеты люди на заднем плане. Однотипные рубашки, однотипные платья. Они в шоке от увиденных манекенщицах во французских платьях. Может быть, даже, посмеиваются над ними. Но от того, во что одеты сами, они не шоке. Впрочем, на фото конец 50-х или 60-е года. А мы про гипотетический 1977 год. В 1977 году советский человек уже не был в шоке, увидев иностранцев и уж точно не посмеивался над их одеждой. Скорее он думал: «живут же люди».

Далее советский человек ехал в переполненном автобусе на работу. И вот тут мы подходим к самому интересному – к тому, что, по идее, должно опровергнуть утверждение об СССР, как об отсталой стране. Советское производство! Советские НИИ! Вот там-то!.. А что – «там-то»? Чаще всего советский завод или советское НИИ 1977 года было набито чуть более чем полностью давно устаревшим оборудованием. Старинные станки (некоторые даже с дореволюционных времён или немецкие трофейные, в лучшем случае 40-х годов выпуска). Лишь очень редкие – самые крупные и важные для страны – заводы имели более или менее современное оборудование. А НИИ? Устарелые приборы, старая советская «офисная» мебель, унылые коридоры с обязательным «иконостасом» – портретами членов Политбюро ЦК КПСС – перед входом. Возможно с бюстом, а то и целой скульптурой Ленина перед входом.

ЭВМ! Вот уж что, казалось бы, должно было демонстрировать «не отсталость». Увы. Даже там, где ЭВМ были – это были устаревшие модели ЕС, которые клонировались с американской старой машины 60-х IBM-360, или, в лучшем случае IBM-370, которая в США появилась в 1970 году. А на периферии нередко можно было встретить и вовсе допотопные машины, типа БЭСМ или Минск-32. Никакой современной компьютерной техники в 1977 году нигде в СССР не было. Даже в НИИ и на заводах, работавших на космическую промышленность. Даже ксероксы если и были в редких, особо важных местах, то на весь СССР их можно было пересчитать по пальцам. И ещё любопытный факт – ксероксы охранялись, как секретные объекты и получить доступ к ксероксу было ой как не просто.

И вот наступал обед. Типовой советский человек шёл в типовую советскую столовую. Это могла быть столовая его предприятия, но часто – просто ближайшая столовая «за углом». Суп, «второе» (кусочек варёной курицы или котлета с рисом, или засохшим «пюре»), булочка, «салат весенний» (капуста с клюквой или типа того), стакан (естественно, чаще всего гранённый) компота или кефира. Вот и весь обед. Впрочем, для огромного числа советских людей, проживавших в провинции, обед в заводской или институтской столовой был единственным способом регулярно есть мясо (в виде той же варёной курицы или котлеты). Конечно, бывали и другие советские столовые. В столовой газеты «Правда», например, даже бутерброды с чёрной икрой продавались. Да и другие деликатесы. Но основная масса советских людей обедала в столовых, ой как сильно отличавшихся от столовой газеты «Правда».

А работа? Ну что работа. Были конечно в СССР заводы и НИИ, которые занимались космическими программами или разработкой новых самолётов. Были. Но да не покажется это странным детям и приравненным к ним по разуму гражданам с давно прокисшим мозгом, далеко не все советские граждане работали в космической отрасли или в космических НИИ. Большая часть работала на самых обычных заводах и в самых обычных НИИ. Обычные советские заводы, особенно из категории Б (производство товаров потребления), выпускали всякий устаревший хлам. Но даже его делали часто некачественно. Особенно в конце квартала, полугодия или года, т.е. тогда, когда надо было выполнять и перевыполнять план. В народе ходила шутка, что товар, произведённый в конце отчётного периода покупать не стоит, потому что он будет бракованным.

Безусловно, от брака никто не застрахован. Однако в СССР производственный брак был настолько всеобъемлющей проблемой, что, собственно, даже перестал восприниматься, как проблема. Так, поругивали бракоделов в «Крокодиле» лениво. И всё. В обычных советских НИИ проектировали не ракеты, а, скажем, новые виды телевизоров или утюгов. При этом, разумеется, за основу брали какую-нибудь западную устаревшую модель. В итоге, когда это очередное «новое изделие» начинали выпускать, оно уже безнадёжно устаревало уже на старте. Впрочем, для советских людей даже такие устаревшие «новые изделия» были лакомым кусочком.

Но вот рабочее время заканчивалось. В НИИ ли работал советских человек, на заводе ли или ещё где, но он мог идти домой. Тут советские люди резко сепарировались. Женщины скорее бежали в продуктовые магазины, чтобы попытаться купить что-нибудь для семьи. Мужчины шли либо домой, либо – бухать. Вторая группа – это преимущественно пролетарии. Куда же они шли бухать? В кафе? В ресторан? В пиццерию или суши-бар? В лучшем случае – в советскую грязную автопоилку. А чаще – просто в любую подворотню, предварительно купив в вино-водочном магазине (или отделе гастронома) бутылку водки или дешёвого портвейна, который ничем не напоминал прекрасный напиток из Португалии.

Конечно, может такая жизнь была более счастливой, чем сейчас. Но я ведь не про счастье. Счастливо жить можно и в Сомали. А я про пресловутую дихотомию «отсталая – передовая», которую большевики положили в основу своей пропаганды. Мол, революцию они сделали, и уйму народа порешили, а ещё большую уйму низвели до положения крепостных только потому, что «царская Россия была отсталой страной». А прошли десятилетия, на горизонте нарисовался 60-летний юбилей революции – а СССР иначе, как отсталой страной почти по всем пунктам (паритет был разве что по космосу, да по количеству танков на душу населения), назвать иначе было и нельзя. А уж когда подкатил 70-летний юбилей большевистского переворота, то уже поголовно всем это коммунистическое счастье стало настолько омерзительно, что даже самые распоследние идиоты поняли, что пока у власти находятся коммунисты, страна так будет отсталой и уровень отсталости будет нарастать, как снежный ком.

В финале приведу цитату из одной работы «Экономическая ситуация в СССР» экономиста Игоря Бермана:

«…доказанная более чем полувековой практикой неспособность режима обеспечить собственному народу более или менее достойную материально жизнь, его очевидное бессилие в этом является самой глубокой причиной его (режима) недолговечности, его неизбежного будущего падения. Не американские империалисты и сионисты, не диссиденты и даже не пекинские марксисты, а собственная экономическая система является злейшим врагом режима, врагом, который в конце концов его разрушит»


Написано это было в 1981 году, накануне XXVI съезда КПСС. Тот съезд вошёл в истории тем, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев с трибуны порадовал страну мудрой мыслью о том, что «экономика должна быть экономной». Как говорится – ноу комментс.
https://germanych.li…43230.html
  • -0.15 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (22)
 
 
  biv2 ( Слушатель )
16 дек 2018 11:34:32

Зачем тогда перед этим так подробно всё расписывать?
  • -0.06 / 5
  • АУ
 
 
  зарун ( Слушатель )
16 дек 2018 13:06:45


Дык, автор и пишет, что  у кого-то возможно  жизнь тогда была и лучше чем сейчас. У кого-то. Но не у автора.
  • -0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  olenevod ( Слушатель )
16 дек 2018 14:45:48

мне про ванны понравилось.
Чугунные ванные ему не нравятся. акриловые, что ли лучше?
  • +0.12 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  зарун ( Слушатель )
22 дек 2018 11:20:54

Эмалевое покрытие чугунной ванны через малый промежуток времени скалывалось, покрывалось множеством трещин. Реставрация в то время была невозможна
из-за отсутствия для этого необходимых материалов. Сегодня многие эти дефекты закрывают акриловыми вкладышами.
  • -0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  ДядяВася ( Слушатель )
22 дек 2018 16:41:36


У меня самая натуральная чугунная ванна, больше 30 лет. Ни сколов, ни трещин, не замечено.

Если в неё не ронять кувалды, сколы не появятся.
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
22 дек 2018 16:59:24

Что интересно, акриловые дома на дух не переношу, напоминают гостиницы..., 
да и железные не люблю, разбаловал этим СССР...Улыбающийся
Поэтому при первом ремонте после переезда, железную на дачу в дом чугунную, и ни одной претензии за 15 лет... 
У матери чугунной было более 60 лет, с момента постройки дома в середине пятидесятых, 
в этом году ремонт, так старую чугунную выкупили на реставрацию, а вместо неё купили новую.... чугунную. 
  • +0.10 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
20 май 2019 23:19:55

Да вообще текст - пропаганда. Подтасовка фактов под необходимый вывод. В чем-то, безусловно, СССР был отсталым. А в чем-то - очень даже передовым. Например, в системе всеобщего бесплатного образования. В массовом медицинском обслуживании.
Кстати, вопрос, который всю енту пропаганду убивает на корню: ну, свергли ненавистный советский режим. Вполне у нас сейчас "рынок, демократия, капитализм... И как? Сильно продвинулись в соревновании с другими государствами по уровню развития?
  • +0.02 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Bugi ( Слушатель )
21 май 2019 00:02:52

Вы так хорошо знаете систему образования в СССР?
Ответьте пожалуйста, в каком году была принят фонематический принцип обучения орфографии в начальных классах и зачем? Если что, именно это действо лежит в основе нынешней массовой безграмотности.
А когда и чем убили обучение математике? Сможете сказать? Или так и будете утверждать нечто бездоказательное?
Да, и с какого времени у китайцев появилась пенсия. Очень хочется узнать. Особенно её размер у "вторых детей".
  • +0.20 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
22 май 2019 20:27:16

По пунктам.
1. Да, неплохо. На своей шкуре, так сказать-с...
2. Бездоказательное утверждение. Нынешняя массовая малограмотность - следствие реформ образования после 1990 года и общего снижения чтения в массах населения в связи с катастрофическими изменениями базовых ценностей с переходом к капитализму Плачущий
3. В СССР обучение математике не убивали. В советских школах и вузах оно было на высочайшем уровне по сравнению с западными странами.
4. Тяга к знаниям - хорошее стремление. Интернет в помощь! 
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Bugi ( Слушатель )
22 май 2019 21:27:13


1. Нет. Плохо. Потому что, если человек не в состоянии понять, что на социальные процессы действуют объективные обстоятельства, то в советской школе он учился неудовлетворительно.
2. Что такое фонематический принцип можете сказать?
3. Бурбаки. Что это?

4. В интернете, увы, есть не всё, а часть информации намеренно сфальсифицирована. Ваш путь в библиотеку.
  • +0.15 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Romanio78 ( Слушатель )
23 май 2019 05:09:35

можно Вас попросить вкратце рассказать об этом? я знаю только о группе французских математиков, которые издали большое количество книг по математике, последние работы выходили уже в нашем веке. 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Bugi ( Слушатель )
23 май 2019 09:48:13

Если вкратце, то лучше зайдите на ветку "Мировая закулиса", там есть информация об этой группе, и что произошло после того, как их идеи стали воплощать на практике.
Суть в том, что ущерб от их деятельности проявился в мировом масштабе, но у СССР была возможность этого избежать. Однако вследствие деятельности некоторых товарищей и нас не минула чаша сия. Причём, лично я считаю, что тот же Кольман прекрасно осознавал, что именно он делает.
  • +0.23 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
  зарун ( Слушатель )
21 май 2019 06:47:10
Сообщение удалено
зарун
23 май 2019 06:33:58
Отредактировано: зарун - 23 май 2019 06:33:58

  • +0.05
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
21 май 2019 07:09:27

Полуправда хуже лжи.
Обязательно бесплатное образование в СССР 30-х годов, было семилетним,  
В 1933-37 годах было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей, окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школ
при этом 
учителей увеличилось с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.
В предвоенный, а точнее военный 1940 год, было введено платное образование в 8 - 10классах, в техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведениях, а также в высших учебных заведениях.
Плата за обучение составляла в 1940 году в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 году и далее вплоть до отмены оплаты в 1956 — около 5 %
  • +0.05 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  зарун ( Слушатель )
21 май 2019 07:23:58
Сообщение удалено
зарун
23 май 2019 06:33:27
Отредактировано: зарун - 23 май 2019 06:33:27

  • -0.02
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
23 май 2019 11:45:51

Т.е. поколению 26-43-го годов рождения был поставлен имущественный фильтр на доступ к обучению выше базового
Нет ли связи этого момента с технологической "просадкой" СССР в середине 60-х/70-х ?
  • +0.30 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
23 май 2019 12:18:11

Как раз снят, как парадоксально это не звучит...
1. РИ на 1913 
среднее образование
МНП на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями. Мужские: гимназий — 441, прогимназий — 29, реальных училищ — 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии 873, прогимназии 92.
начальное образование
  • 80801 ведомства МНП,

  • 40530 ведомства православного исповедания

  • 2414 других ведомств.


2. Ну и.... где взять учителей после семи лет войн и революций? Особенно на средние и старшие классы? 
А ещё и ученики в начальных, куда записывали не только по возрасту, но и по уроню грамотности....
3. В 20 е средним образованием в СССР считалась семилетка, ставшая в 30 неполной средней...
.За двадцатые годы рост числа учителей с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в 1929/30 годы.
Это закрыть только потребность семилетки и только в городах, но ведь, 
- Индустриализация и взрывной рост городов,
 и количество учителей выросло с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.,
но если для подготовки учителя начальной школы, тогда скажем так достаточно было средней (семилетки) плюс учительские курсы, то предметы средней, а особенно старшей школы требовали полноценного среднего и вуз или техникум т.е. 10-15 лет обучения.
А ведь ещё и взрывной рост вузов техникумов и ПТУ и всё требовало преподавателей, а иначе то как.... 
Как итог,
СССР вводил среднее, средне специальное и высшее образования для всего населения,  
в условиях резкой недостаточности кадровых ресурсов, в условиях очень низкого экономической базы, и был вынужден  финансовым фильтром регулировать те уровни образования где была наиболее очевидная и острая нехватка преподавательских кадров.
Всеобщее семилетнее было продекларированно ещё в 30-х, а завершить удалось только в середине 50х, тут надо учитывать и военное разорение, и значительную гибель учительских кадров, это ещё начиная с финской, при этом рост населения с освободительного похода РККА.....
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Bugi ( Слушатель )
23 май 2019 12:45:09

К этому вопросу нельзя подходить односторонне.
Здесь имеется совокупность двух факторов: с одной стороны готовилось достаточное количество работников, чьё семилетнее образование позволяло им успешно выполнять производственные функции и с другой - регулируемое, хоть и достаточное, количество специалистов с высшим образованием.
Перевод всех на десятилетку с последующим курсом на высшее образование породил: во-первых, размывание престижа высшего образования, а во-вторых, резкое падение его качества, когда люди стремились получить любой вузовский диплом как таковой, но не собирались работать по полученной специальности. При том, что деньги на их обучение государством были затрачены. Обязательное распределение выпускников не решало проблему в целом, так как отработав кое-как положенные три года, люди всё равно потом уходили в другие сферы деятельности, вплоть до продавцов или сантехников - там, если "вертеться", зарплаты получались выше.
Имущественный фильтр - это лишь инструмент, вопрос в том, как его использовать.
  • +0.27 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
23 май 2019 23:12:18

Несомненно. Массовость высшего образования ведёт как к девальвации такового, так и к падению уровня обучения
Но с другой стороны - именно массовость (т.е. отсутствие фильтров) ведёт к тому, что все таланты получают шанс на реализацию.
Ну а фильтр в виде имущественного ценза - прямой путь к дотрахаться до мышей
  • +0.31 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Bugi ( Слушатель )
24 май 2019 11:30:22

Вот в этом и заключается основная проблема: как сделать высшее образование общедоступным и при этом его не девальвировать. На мой взгляд, это можно сделать, если оно будет платным, но с большими льготами для успешных учеников. То есть, если ученик заканчивает школу с высокими показателями, то при поступлении в вуз он будет пользоваться определёнными льготами. Собственно, оно и сейчас так есть, но всё зависит от организации данного процесса: как сделать так, чтоб льготами пользовались именно талантливые, а не блатные.
Кстати, для студентов учащихся по льготе, можно будет сделать обязательный период работы по распределению. Для части блатняка - это уже будет неприемлемым условием.
  • +0.21 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  зарун ( Слушатель )
23 май 2019 15:01:15
Сообщение удалено
зарун
27 май 2019 07:13:04
Отредактировано: зарун - 27 май 2019 07:13:04

  • +0.02
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Bugi ( Слушатель )
23 май 2019 15:31:58


у-у-у-у-у.... как оно знакомо...


"...И все они обучаются всяким наукам совместно. По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются все их члены. При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Одновременно с этим водят их в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т. д. для выяснения наклонностей каждого.

На восьмом году, после начального обучения основам математики по рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем естественным наукам. Для каждого предмета имеется по четыре лектора; и в течение четырех часов все четыре отряда слушают их по очереди, так что в то время, как одни занимаются телесными упражнениями или исполняют общественные обязанности, другие усердно занимаются на лекциях.
Затем все они приступают к изучению более отвлеченных наук: математики, медицины и других знаний, постоянно и усердно занимаясь обсуждениями и спорами. Впоследствии все получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего, – каждый по указанию своего вождя или руководителя. Они отправляются на поля и на пастбища наблюдать и учиться земледелию и скотоводству; и того почитают за достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев. Остальных должностных лиц избирают четыре главных правителя: 0, Пон, Син и Мор и руководители соответственных наук и ремесел, хорошо знающие, кто наиболее пригоден заведовать тем или иным мастерством и ведать ту или иную добродетель. И никто не выступает сам в качестве соискателя, как это обычно принято, а предлагается на Совете должностными лицами, где каждый на основании своих сведений высказывается за или против избрания определенного лица.
Но никто, однако, не может достичь звания 0, кроме того, кто знает историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел и строение и историю неба. Также почитается для этого необходимым ознакомиться со всеми ремеслами (ведь всего в какие-нибудь два дня можно постичь одно из них, хотя и не овладевая им практически, но освоившись с ним по его применению и изображениям). Также надо знать и науки физические, и математические, и астрологические. Не так существенно знакомство с языками, так как у них имеется много переводчиков, которыми служат в их республике грамматики. Но преимущественно перед всем необходимо постичь метафизику и богословие; познать корни, основы и доказательства всех искусств и наук; сходства и различия в вещах; необходимость, судьбу и гармонию мира; мощь, мудрость и любовь в вещах и в Боге; разряды сущего и соответствия его с вещами небесными, земными и морскими и с идеальными в Боге, насколько это постижимо для смертных, а также изучить пророков и астрологию. Таким образом, уже задолго известно, кто станет 0. Но никто, однако, не возводится в это звание ранее достижения тридцатипятилетнего возраста. Должность эта несменяема до тех пор, пока не найдется такого, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению". (с)  Томмазо Кампанелла. "Город солнца"


Но, сдаётся мне, составители доклада Хрущёву опирались не на Кампанеллу, а на Богданова. Именно сей основатель педологии и продвигал кампанелловские идеи на новом уровне.
  • +0.31 / 11
  • АУ