Владислав Мальцев14.09.2018, 07:33
Эксклюзив© РИА Новости, Александр Гальперин |
Перейти в фотобанкПока на Украине полным ходом готовятся к автокефалии, где основу для новой Церкви составит неканонический Киевский патриархат, стоит вспомнить о структурах последнего на территории России
По данным на начало 2014 года, когда Крым еще не входил в состав России, в России действовало 10 официально зарегистрированных религиозных организаций Киевского патриархата, в том числе одна руководящая.
Цифры — Министерства юстиции. При этом еще одна организация, как мы увидим, к тому моменту просто убрала упоминание о принадлежности к филаретовцам из своих документов (но позже — снова «вспомнила»).
Да, в России есть целые епархии Киевского патриархата, объединенные в структуры более высокого уровня.
Заглянем, например, в журналы заседания Священного Синода Киевского патриархата от 13 мая 2017 года: «Постановили: Образовать на территории Российской Федерации (в пределах международно признанных границ) Русский экзархат Украинской православной церкви Киевского патриархата. Включить в состав Русского экзархата Украинской православной церкви Киевского патриархата Белгородскую и Богородскую епархии УПЦ Киевского патриархата в Российской Федерации. Назначить экзархом Всероссийским, управляющим Русского зкзархата Украинской православной церкви Киевского патриархата Преосвященного Иоасафа, митрополита Белгородского и Обоянского».
Непосредственно о чем, как и когда возникшем идет речь?
Первый приход Киевского патриархата в России образовался в ходе такого же раскола, который сейчас производит на Украине Константинопольский патриархат путем создания «параллельной» канонической юрисдикции в стране. В апреле 1990 года настоятель Цареконстантиновского прихода Русской православной церкви в Суздале архимандрит
Валентин (Русанцов) заявил о переходе с общиной в Русскую православную церковь заграницей (РПЦЗ), в которой уже в январе 1991 года он был посвящен в Брюсселе в епископа Суздальского и Владимирского и стал затем экзархом РПЦЗ в России. Предполагалось, что после появления легальной юрисдикции «зарубежников» в России под названием Российской православной свободной церкви (РПСЦ) в нее начнут необратимо массово переходить духовенство и верующие. Однако этого не произошло.
Между тем, раскольнический дух быстро дал о себе знать и в июне 1993 года Русанцов заявил уже о непризнании решений священноначалия РПЦЗ, официально отделившись от этой Церкви только в октябре 1995 года. Русанцов образовал собственную неканоническую юрисдикцию под прежним названием (в 2001 году перерегистрирована как Российская православная автономная церковь). Однако еще до этого, 18 января 1993 года, Русанцов принял в состав РПСЦ общину Богоявленского собора в подмосковном Ногинске во главе с архимандритом
Адрианом (Стариной).
Старина — весьма выразительный персонаж. В период начавшегося в перестройку религиозного возрождения он, получив в 1989 году управление возвращенным Церкви полуразрушенным Богоявленским собором XIX века в Ногинске, успешно провел сбор денег и начал ремонт собора и строительство огромного храмового комплекса, включавшего женский монастырь, семинарию, гимназию и большое подсобное хозяйство. Но одновременно на посту главы прихода он обнаружил авторитарные замашки и абсолютно бесконтрольно распоряжался собираемыми на строительство огромными деньгами. Добавим к этому и еще одно шокирующее обстоятельство.
© raskolam.net
Газета «Радонеж» писала: «Почти одновременно с созданием церковного учебного заведения стали появляться и жалобы на деятельность нового настоятеля. Жаловались алтарники Богоявленского собора, жаловались родители учившихся в гимназии детей, жаловались прихожане храма. О. Адриана обвиняли ни много ни мало — в противоестественном пороке». Как утверждало 9 сентября 2015 года интернет-издание «Русская планета», ссылаясь на протоколы Архиерейского собора РПЦЗ 1993 года, в 1991 году против Адриана было возбуждено уголовное дело о домогательствах к двум подросткам-алтарникам, один из которых затем от моральных травм повесился.
Ряд данных,
приведенных «Русской планетой», выглядит особенно скандально: Адриан опаивал своих алтарников прямо в храме в дни крупных церковных праздников и там же устраивал оргии.
«Летом 1992 года, — продолжает «Радонеж», — началось судебное разбирательство по фактам домогательств со стороны Адриана к алтарникам и другим подчиненным ему юношам, трудившимся на приходе. Однако ни к чему оно не привело: у архимандрита действительно сложились крепкие связи с сильными мира сего. Скандальное дело удалось замять. Однако в Ногинском благочинии терпеть запятнавшего себя столь отвратительными проступками клирика уже не желали». 14 сентября 1992 года клир Ногинского благочиния практически единогласно (24 из 27 голосов) поддержал обращение к правящему архиерею об устранении Старины, которое 1 октября 1992 года было рассмотрено епархиальным советом Московской области, после чего митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) издал указ о снятии скандального архимандрита с поста настоятеля собора и переводе за штат «за недостойное поведение, выразившееся в различных действиях, порочащих высокое звание пастыря и христианина».
Старина указ не признал, с поста настоятеля не ушел, забаррикадировавшись в соборе с группой фанатично преданных (либо финансово заинтересованных, так как через его руки к тому времени проходили огромные суммы денег) сторонников. После того, как 10 января 1993 года патриарх Алексий II своим указом перевел Старину в Ульяновскую епархию, архимандрит поспешил найти себе легитимное пристанище у «зарубежников». Впрочем, информация о его специфических наклонностях быстро стала известна и там. 18 марта 1993 года церковный суд Московской епархии РПЦЗ под руководством епископа Каннского
Варнавы (Прокофьева) поставил вопрос о том, что «свидетельства о его тяжких нравственных преступлениях делают невозможным его служение в ограде церковной».
11 мая 1993 года Архиерейский собор РПЦЗ отменил решение о принятии Старины в юрисдикцию этой Церкви, отметив: «Архимандрит Адриан пользовался плохой славой еще на своем старом приходе, а в Ногинске против него возбуждено было уголовное дело за растление малолетних церковных прислужников. Все происходящее безобразие пошатнуло веру многих… Когда патриархия намеревалась его перевести на другой приход, архимандрит Адриан перешел в юрисдикцию Российской свободной церкви в Суздальскую епархию. Происходит, таким образом, дискредитация нашей Церкви».
27 декабря 1993 года этот деятель был радостно принят в Киевском патриархате. Честолюбивый Старина, давно мечтавший о епископском посохе, добился того, что 6 февраля 1994 года в Киеве его хиротонисали в правящего епископа Днепропетровско-Запорожской епархии (родился он как раз в Днепропетровске). Вслед за этим 8 февраля 1994 года на базе общины Богоявленского собора и действующих при нем Свято-Тихвинского женского монастыря и Ногинской духовной семинарии была создана Богородская епархия (Богородск — дореволюционное название Ногинска) Киевского патриархата, которую Старина также возглавил с титулом «Московского и Богородского», совместив таким образом управление одновременно двумя епархиями в двух странах.
В 1995 году Старина вошел в состав Священного Синода Киевского патриархата. Впрочем, даже там через время поняли, кого пригрели у себя на груди. На прошедшем 17-18 марта 2011 года заседании Священного Синода Киевского патриархата Филарет выступил с отдельным докладом «О ситуации в Днепропетровской епархии».
В журналах Синода Киевского патриархата
сообщалось: «По просьбе Преосвященного митрополита Адриана (Старины) Днепропетровская епархия (ранее в 1999 году Днепропетровско-Запорожская была разделена на Днепропетровскую и Запорожскую, первую из которых возглавил Старина, получивший в 2002 году сан митрополита. — Прим. Ред.) была разделена на Днепропетровскую и Криворожскую. Преосвященный митрополит Адриан (Старина) был назначен управляющим Криворожской епархией. В состав этой епархии не был включен город Днепропетровск, который входит в состав Днепропетровской епархии. По настоятельной просьбе Преосвященного митрополита Криворожского и Никопольского Адриана в его управлении в качестве исключения были оставлены храмы. ап. Петра и Павла и св. пророка Божия Илии в г. Днепропетровске (Журнал № 22 заседания Священного Синода от 21 октября 2009 г.)».
А дальше Старина проявил свой интриганский нрав: «Вопреки духу и букве решения Священного Синода митрополит Криворожский и Никопольский Адриан на базе оставленных в его управлении в качестве исключения храмов в городе Днепропетровске образовал в составе вверенной ему епархии «Днепропетровское благочиния», чем вмешался в юрисдикцию Днепропетровской епархии. От имени этого благочиния он действует как епархиальный архиерей в городе Днепропетровске, чем также нарушает юрисдикцию Днепропетровской епархии и вызывает недоразумение в церковной жизни». Филаретовский Синод послал ему недвусмысленный сигнал перестать вмешиваться в чужие дела и начать выполнять указания руководства.
В том же году скандальный митрополит исчез из числа членов Священного Синода Киевского патриархата. Очевидно, в связи с этим Старина решил теперь «кинуть» и принявшего его в тяжелый час Филарета, проведя 14 ноября 2011 года перерегистрацию Богородской епархии и убрав при этом из ее названия упоминание о принадлежности к Киевскому патриархату (она стала просто некоей «Украинской православной церкви»).
Затем Старина совершил тот же кульбит, что и пятью годами позже
Филарет, обратившись 21 июля 2012 года с покаянным письмом к патриарху Московскому и всея Руси и попросив принять его обратно. При этом «епископ Московский» скромно предложил в письме: «В Российской Федерации постоянно проживает несколько миллионов украинского населения, в том числе и в Москве. Не хотели бы вы… в составе РПЦ Московского патриархата в России сформировать Украинскую епархию?… Доверьте мне возглавить эту новую структуру, которая будет развиваться только согласно с Вашего Первосвятительского благословения». Ответа не последовало, а само письмо пару лет назад было предоставлено автору этой статьи из патриаршего архива.
В итоге, поскольку публично о письме Старина особо не распространялся, он решил «тихой сапой» вернуться в ряды филаретовцев и даже прибыв со своими приверженцами для участия в проходившем 26-28 июля 2013 года в Киеве Поместном соборе Украинской православной церкви.
Но «возвращение блудного митрополита» получилось скомканным: как позже он с обидой заявил на своем сайте, перед всем залом его начали высмеивать представители епископата Киевского патриархата, а Филарет прервал его выступление с трибуны.
Вернувшись домой, митрополит начал всячески ругать Филарета, а 7 июня 2014 года община Богородской епархии провела отчетное собрание, окончательно убрав из своих документов упоминание о принадлежности к Киевскому патриархату. Тем более, к этому моменту публично отмежеваться от поддержавшего АТО патриарха Киевского было полезно (правда, в следующем году Старина все равно поехал на торжества раскольников в Киеве, заявив потом в интернете, что Филарет натравил там на него сотрудников СБУ).
Тем не менее, в августе 2015 года в Ногинске началась массовая общественная кампания против действующей здесь епархии Киевского патриархата. Стоит отметить, что в 1997 году по решению суда милиция вернула Богоявленского собор его законным владельцам в лице Богородского благочиния РПЦ, после чего Старина в 2014 году приобрел большой участок на краю Ногинска и начал там строительство трехэтажного кирпичного особняка, сделав при нем с улицы подъезд с декоративным куполом, а внутри дома — молельный зал. Между тем, строительство домов общественного назначения на личных участках запрещено и не раз служило законным поводом для сноса такого самостроя.
Негодование жителей тогда вызвало и широкое привлечение Стариной для постройки своего «коттеджа-храма» гастарбайтеров из Средней Азии, многим из которых к тому же «епископ» решил не платить за проделанную работу и те обратились в контрольные инстанции (в базах судов есть целый ряд дел по таким поводам в отношении Старины). Интересно, что подобные наклонности, как отмечает «Русская планета», у Старины проявлялись и в 90-е годы: «Адриан знать не знал, да и не хотел знать, что существуют какие-то нормы… Приглашая рабочих, Адриан обманывал их, а на протесты отвечал: «Кому не нравится, идите на все четыре стороны». Если же кто-то из контролирующих органов предъявлял претензии, то слышал: «Ты коммуняка, иди вон отсюда».
На этот раз, когда администрация Ногинского муниципального района обратилась в суд с иском о сносе незаконного построенного здания общественного назначения и 23 июня 2016 года выиграла это дело, а 9 октября 2016 года выиграла апелляционные слушания в Московском областном суде, Старина вдруг «вспомнил», что принадлежит к Киевскому патриархату (с которым давно официально порвал) и все «гонения» на него происходят вследствие этого. Информационные ресурсы филаретовцев и официальные ведомства Украины немедленно начали истерию о «сносе единственного украинского храма в России».
Более того, в
интервью либеральным российским СМИ Старина в октябре 2016 года уверял, что и его снятие в 1992 году с поста настоятеля Богоявленского собора было вызвано его национальностью: «По версии отца Адриана, все происходило так. В 1992 году, когда Украинская церковь провозгласила автокефалию, ко всем активным украинцам стали приглядываться». Но вот ушел он почему-то к «зарубежникам», имевшим реноме русских великодержавных патриотов-монархистов, а лишь когда его выгнали и оттуда — в Киевский патриархат.
Между тем, решение суда до сих пор не исполнено — незаконно построенный Стариной храм стоит в Ногинске. На фоне гонений на Московский патриархат на Украине, где у него отбирают силой храмы, Россия демонстрирует удивительный либерализм к филаретовцам. И не только к приходу Старины (пусть и самому известному за пределами Крыма), но и другим приходам Киевского патриархата, разбросанным по всей стране.
Удивительно похожая биография и у других архиереев Киевского патриархата в России, разве что не так богата деталями скандалов, как у Старины. Например, митрополит Воронежский и Обоянский
Иоасаф (Шибаев).
10 сентября 1991 года игумен Шибаев, являвшийся настоятелем Свято-Троицкого собора города Обоянь в Курской области, вышел из Русской православной церкви и перешел к «зарубежникам». Точнее, в созданную ими к тому времени в России Российскую православную свободную церковь. Как сообщает сайт raskolam.net, «причиной для Шибаева уйти из РПЦ стал скандал вокруг особых его специфических отношений с иеромонахом Серафимом Баранчиковым — обеих обвинили в содомском грехе».
В рядах РПСЦ Шибаев развил активную деятельность, получив сан архимандрита и пытаясь стать епископом. Как упоминается в некоторых источниках, в 1993 году ему удалось добиться назначения управляющим Белгородско-Обоянской епархией РПЦЗ, однако, в данном случае он мог выдавать желаемое за действительное. Фактом является то, что в конце 1994 года Шибаев ушел от «зарубежников» и был принят в Киевском патриархате, где 19 февраля 1995 года был хиротонисан в Киеве во епископа Белгородско-Обоянского, а затем включен в число постоянных членов Священного Синода. В 2000 году он был произведен в архиепископы, а затем в митрополиты.
Официально зарегистрированы три входящих в состав этой епархии Киевского патриархата прихода — Свято-Троицкий приход в Обояни (впервые зарегистрирована в государственных органах 11 ноября 1994 года), Свято-Никольский приход в городе Шебекино Белгородской области (впервые зарегистрирована 17 марта 1999 года) и приход Святого архистратига Михаила в поселке Маслова Пристань в Шебекинском районе Белгородской области (впервые зарегистрирована 2 января 2000 года). Кроме того, по данным базы ЕГРЮЛ, Шибаев значится одним из учредителей Свято-Духовского прихода Свободной Российской православной церкви (видимо, речь о РПСЦ) в городе Валуйки Белгородской области (впервые зарегистрирована 14 декабря 1999 года).
Судя по имеющимся в Интернете фотографиям, приход в Шебекино на 2009 год имел собственное культовое здание в подобие храмовой архитектуры, судя по всему, перестроенный общиной из небольшого частного дома.
Щупальца Киевского патриархата добрались даже до Сибири и Дальнего Востока. 14 декабря 1993 года в иерархии этой неканонической церкви появился епископ Тобольский Енисейский
Варух (Тищенков), возглавлявший Сибирскую митрополию. Откуда эти титулы? Как сообщается в его биографии, будучи в Русской православной церкви, Тищенков в 1978 году возглавлял некий приход Покрова Пресвятой Богородицы в Красноярской области (без уточнений, где именно), а на момент перехода в Киевский патриархат был настоятелем храма при одном из кладбищ в Кургане. Собственно, по адресу последнего и было 16 августа 2005 года зарегистрировано Управление Сибирской митрополии Киевского патриархата (при том, что Тищенков дослужился к тому времени у филаретовцев лишь до архиепископа).
В 2009 году в Интернете появился видеоролик, посвященный гомосексуальным связям Тищенкова и его окружения (насколько известно, его достоверность он не отрицал). Его членству в Киевском патриархате это не повредило. Повредило другое — действовал он настолько независимо, что полностью оторвался от контроля из Киева.
Продолжение видеоролики и фото по ссылке:
https://ukraina.ru/e…26121.htmlт. к. вся информация не вставляется.