Не только про железки. Жизненные истории про авиаторов.
новая дискуссия
Статья
231
Как вносятся поправки в РЛЭ. Ту-134.
С начала семидесятых годов началось внедрение самолета Ту-134. Самолет становился массовым. Пассажиры его полюбили. Летит быстро, а главное, по сравнению с другими самолетами – малошумный. Но с ростом количества полетов, возросло количество выкатываний с полосы при посадке. Естественно, проводились расследования каждого случая. С одинаковыми выводами в духе того времени. Летчики летать не умеют. Снять с работы. Более мягкий и редкий вариант – командира перевести во вторые пилоты. Если самолет поврежден, частично возместить причиненный ущерб. Так бы оно и продолжалось, но выкатываниями заинтересовались студенты Рижского института инженеров гражданской авиации (РИИГА). Они выяснили закономерность, при каких условиях происходит большинство выкатываний. Оказалось, что при малых коэффициентах сцепления на полосе. Казалось бы, логично. Скользкая полоса, можно выкатиться. Большинство выкатываний были боковые. Можно было предположить, что есть проблемы управления самолетом на пробеге. Решили поснимать кино «Посадка самолета на мокрую полосу». Почему на мокрую? Дело в том, что с поверхности полосы при посадке поднимается вода в виде мелких брызг и становятся видимы потоки воздуха и всякие завихрения. Поснимали. Посмотрели. Кино получилось интересным и неожиданным. Оказалось, что при включении реверса развернутая реактивная струя от двигателей уходит довольно далеко вперед , дальше чем киль самолета. Киль, а соответственно, руль направления находятся в зоне турбулентности и становятся совершенно не эффективными. В то же время, при малом коэффициенте сцепления, управление самолетом при помощи колес тоже не эффективно. Получалось, самолет в каких-то условиях на пробеге становится плохо управляемым или совсем не управляемым. Вот выяснилась такая неожиданность. Студенты результаты своих исследований передали куда надо, и вскоре в РДЭ появилась запись, что при потере управляемости на пробеге, выключить реверс. Действительно, при выключении реверса, восстанавливалась аэродинамическая управляемость самолета , и можно было исправить возникшее отклонение.
Шел естественный путь познания. Методом проб и ошибок.