Не только про железки. Жизненные истории про авиаторов.
новая дискуссия
Статья
256
Как вносятся изменения в конструкцию самолета.
Лето 1980 года. Як-40 с пассажирами на борту заходит на посадку в аэропорту Архангельск. Самолет занял 600 метров и в горизонтальном полете уменьшает скорость. Нужно выполнять третий разворот и снижаться дальше. Командир Владимир даёт команду бортмеханику «Малый газ». Немного о конструкции. На центральном пульте находятся 3 РУДа. На конце РУДа небольшая круглая головка, а на средине небольшой рычажок, который поднимает ограничитель движения РУДа. Он находится на расстоянии вытянутых пальцев и достать его можно не снимая руки с головки. Ограничитель ограничивает ход РУДа от положения «Взлётный режим» до положения «Малый газ». Если поднять рычажок ограничителя, то РУД можно перевести в положение «Стоп», то есть, выключить двигатель. РУДами на рулении управляют пилоты, а в полете бортмеханик. Он по команде устанавливает нужный режим двигателям. Это очень удобно. Не нужно отвлекать внимание от пилотирования, особенно в сложных условиях, на установку режима по прибору.
И так, командир дал команду «Малый газ». Бортмеханик почему-то, протянул пальцы вниз по РУДам, поднял стопора и перевел все 3 двигателя в положении «Стоп». Двигатели остановились. Остановка двигателя в полете на Як-40 не является чем-то аварийным. Тренировки по запуску двигателя в полете экипажи проводят регулярно, как на тренажере, так и в реальном полете. Нужно только раскрутить ротор двигателя от набегающего потока до 13,5% и нажать кнопку «Запуск двигателя в полете». Поставить РУД на малый газ, двигатель и запустится. Если, конечно, он исправен. Скорость у самолета была уже маленькая, высота маленькая, для того чтобы разогнать скорость со снижением. Ротора не раскручивались, двигатели не запускались. Нужно выполнять посадку вне аэродрома. Надо сказать, что пригодного места в районе аэродрома Талаги нет. От слова совсем. Вся местность покрыта лесом. Единственно более-менее пригодное место, это автомобильная дорога, идущая к морю. Володя исхитрился и посадил самолет на эту дорогу. Посадил благополучно. И всё бы хорошо, но самолет на пробеге задел правым крылом столб, отклонился и сошел с насыпи. Насыпь высокая, канава глубокая, скорость пробега еще большая. Самолет уткнулся в землю, фюзеляж раскололся. Через эту трещину в фюзеляже кто мог, вылезали сами и вытаскивали людей, кто не мог выбраться сам. Погибших оказалось двое. Бортмеханик и человек на земле, который косил траву у дороги. Ему крылом разбило голову. Не повезло человеку. Командир, второй пилот и несколько пассажиров получили ранения.
Расследование установило, что двигатели были выключены ошибочно. Чтобы предотвратить подобные случаи ошибочного выключения, на пульте установили обыкновенную металлическую планку, которая в опущенном положении не позволяет перевести РУД в положении «Стоп». В полете планку поднимать нельзя. И правильно сделали, так как случаи выключения двигателей в полете и раньше бывали, но там успевали их запустить. Естественно, о таких случаях начальству не докладывали.
Так продолжается путь познания методом проб и ошибок.