Украина и украинско-российские отношения
204,758,685 348,212
 

  Luna ( Практикант )
04 янв 2019 11:33:24

"У автокефалии слишком много отцов...."(с)

новая дискуссия Статья  108

Бывший глава киевского патриархата Филарета неожиданно изменил риторику. Источники в окружении “почетного патриарха” новой церкви сообщают о его намерениях деполитизировать автокефальный проект и не допустить межцерковных столкновений в Украине. Вмешательство политиков, которое собственно и обеспечило существование проекту новой церкви, теперь ряду церковных представителей кажется нежелательным моментом.

“Во время недавней поездки по Западной Украине Филарет встречался с лидерами местных праворадикальных националистических групп – и просил их не захватывать храмы и не нападать на священников и верующих УПЦ”, – сообщает "Вестям" источник в окружении Филарета. Также, по нашим сведениям, накануне нового года Филарет лично просил главу ОУН Николая Коханивского не захватывать Киево-Печерскую лавру. 


Политолог Руслан Бортник также считает, что тактика, которую выбрал для себя экс-патриарх, вполне логична.
“С одной стороны, ПЦУ нужны массовые переходы – показать, что процесс прошел и что все это поддерживается украинским обществом. Именно это Порошенко пообещал Варфоломею, именно это он обещал на многих международных платформах, – отмечает Бортник. – С другой стороны, в ПЦУ есть понимание того, что радикализация процесса погубит перспективы признания и каноничности”.

При этом "развод с политикой" может вылиться в публичную плоскость. Это может случиться на встрече бывшего патриарха УПЦ КП с архиереями новой церкви после Рождественского богослужения 7 января. Филарет планирует выступить с требованием отделения политики от церкви. Тогда встанет вопрос о "громадськой раде", которую попытаются резко ограничить в правах и влиянии. Эта рада является центром политического влияния властей на жизнь новой религиозной организации – и стоит за ней непосредственно Администрация президента.

В настоящее время вокруг Поместной церкви немало и других противоречий. Самое серьезное – это неожиданное упорство Украинской православной церкви. Массового исхода священников из нее не состоялось. По большому счету, лишь два иерарха – Симеон и Александр Драбинко – перешли из УПЦ в ПЦУ.

К тому же ситуация вокруг Томоса неясна и тревожна для ПЦУ. Стороны до сих пор не поделили имущество и не распределили влияние в новой церкви. 

У новой церкви есть проблема – после публикации текста Томоса общество может неиллюзорно понять статус ПЦУ, как структуры, полностью контролируемой Константинопольской церковью. Нет сомнений, что это вызовет резонанс – автокефалия ненастоящая! Источники в ПЦУ сообщают, что там опасаются – ситуация может перерасти в громкий скандал. Менее всего в нем заинтересован президент Порошенко – "локомотив автокефалии".

В свою очередь, Филарет готовится возглавить и провести архиерейский собор 20 - 23 января, а приглашения епископам на это собрание подписаны “патриарх Филарет”, а не “митрополит Киевский и всей Украины Епифаний”.
“Результатом собора будут изменения в устав ПЦУ, которые раздвинут полномочия украинских архиереев и ограничат греков. Также верхушка ПЦУ подготовит и отправит обращение признать новую церковь автокефальной ко всем Поместным церквям. Подковерные противостояния не менее интересны – Филарет собирается ограничить влияние Евстратия (Зори) и отправить львовского митрополита Дмитрия (Рудюка) работать во Всеукраинскую Раду Церквей”, - такую информацию сообщил “Вестям” источник в ПЦУ. Что касается участия в работе по созданию непосредственной структуры ПЦУ, то возглавить ее может выходец из бывшей УАПЦ, хотя кто именно - пока неизвестно.

Получается, что как бы гладко ни хотел Петр Порошенко провернуть получение Томоса накануне президентских выборов, ситуация в ПЦУ и на переговорах с Варфоломеем пока что остается напряженной. Особенно с учетом того, что Филарет не собирается сходить со сцены, как многим бы хотелось.

“Несмотря на солидный возраст, Филарет будет играть роль “первой скрипки” в новой церкви – и с этим должны смириться все участники автокефального проекта, в том числе Порошенко и Варфоломей. Он сохраняет колоссальное влияние на епископов, и он будет его использовать, чтобы противостоять передаче храмов в пользование Константинопольского Патриархата,” – уверен политолог Кирилл Молчанов.


Накануне Нового года в церковной жизни Украины произошло мало кем замеченное событие. Через несколько дней после создания Православной церкви Украины к ее главе Епифанию обратился глава украинских греко-католиков. И предложил ПЦУ ни много, ни мало – объединение.

Готовность УГКЦ, подчиняющейся Папе римскому, слиться с ПЦУ, которая скоро станет вотчиной православного патриарха Варфоломея – крайне интересное событие. Ведь с одной стороны может быть поставлена точка в унии, которой в Украине уже сотни лет. А с другой – может произойти и совсем обратный процесс: уния может охватить половину украинского православия.
Это, во-первых, приглашение к диалогу, а не согласие объединяться на любых условиях. Причем высказанное в максимально неконкретной форме. Впрочем, конкретика если и обговаривается, то уже при двусторонних контактах.
Правда, кое-что прозвучало: евхаристическое общение. Как православный может причащаться с католиком (пусть и "греко") – Шевчук не поясняет. Но по идее пути только два – или православный становится католиком, или наоборот.
Впрочем, под объединением здесь вряд ли подразумевается переход под ПЦУ, у которой пока проблемы даже с признанием внутри самого православного мира. Тогда как греко-католики имеют полную международную легитимность через Ватикан. Поэтому вполне вероятно, что единство в униатской церкви видят явно не в форме перехода в православие (детальнее о мотивах УГКЦ мы поговорим ниже). 

Во-вторых, интересно, что Шевчук использовал название "патриархат", рисуя перспективы гипотетической объединенной церкви. В то время как ПЦУ – это всего лишь митрополия Константинополя. Стать патриархатом она сможет, лишь выйдя из подчинения Варфоломею. Чего по условиям Томоса нет и не предвидится.
Глава греко-католиков не может этого не понимать. Либо он допустил оговорку – либо в завуалированной форме предлагает Епифанию с помощью униатов побороться за более высокий статус новой православной церкви.
И в этом греко-католики могут сыграть значительную роль – ведь по многим параметрам они имеют больше веса в церковной жизни Украины, чем ПЦУ – пусть они и усилена поглощением автокефальной церкви, а также некоторых приходов Московского патриархата.
Греко-католическая церковь появилась еще в шестнадцатом веке – когда земли Западной Руси (территории нынешней Белоруссии, центральной и западной Украины) находились под польским владычеством. Поляки вели агрессивное окатоличивание местного православного населения, которое, как могло, этому сопротивлялось.
Чтобы побороть это сопротивление, католики навязали "восточной Польше" Брестскую унию – по сути новую церковь, которая внешне, по всем обрядам, выглядела как православная. Но подчинялась Папе римскому и следовала католическим догматам.
В унию священников и верующих загоняли силой. По сути это был тот же католицизм, только, как говорилось – "восточного обряда".

Со временем униатская церковь утвердилась на западных украинских и белорусских землях, теряя влияние, когда они подпадали под власть русского царя или позже – большевиков. При СССР греко-католики ушли в подполье, из которого вышли уже в независимой Украине.
Отметим, что униатство при этом оставалось основной религией для украинской диаспоры в США и Канаде (второй по величине зарубежной украинской церковью была никем не признанная УАПЦ). Поэтому за рубежом греко-католики чувствовали себя вольготно, получая к тому же поддержку от Запада в рамках "холодной войны" с Советским Союзом.

В общем, к независимости УГКЦ подошла с весьма солидным бэкграундом, который имеет более чем трехсотлетнюю историю – а главное, с международным признанием. В отличие от Киевского патриархата, который меньше месяца назад сменил вывеску и превратился в Православную церковь Украины.

О том, что греко-католики и ПЦУ – практически равные игроки, говорит и церковная арифметика.
У греко-католиков почти четыре тысячи приходов, а если считать с римо-католиками – это 4810 религиозных общин. У ПЦУ на данный момент 6334 приходов, унаследованных от Киевского патриархата и автокефалов.
При этом нужно понимать, что количественная разница для униатов не фатальна. В УГКЦ почти пять миллионов прихожан, которые сосредоточены в самых религиозных регионах страны – западных. Они более традиционны, чем верующие ПЦУ - которые часто дизориентированы и не всегда понимают разницу между разнообразием православных патриархатов, посещая и тот, и другой.
Скажут, что и греко-католики имеют своих "перетекающих" верующих – римо-католиков. Но они никакой путаницы не вносят – ведь и у тех, и у других один первоиерарх. И одна церковь по сути дополняет другую. При этом разницу сами прихожане знают, поскольку могут отличить службу на латыни от литургии на украинском языке. То есть - они ходят в разные храмы, но составляют единый организм. 
О том, что верующие УГКЦ более мотивированы, говорит и число монахов. У греко-католиков оно выше в пять раз – 1169 (вместе с римо-католиками – 1810) против 231 у ПЦУ. Соответственно, больше монастырей имеют униаты – 123 (с "чистыми" католиками – 232) против 74 у церкви Епифания.

Сложно себе представить, что при сопоставимых "мощностях" она согласится на поглощение со стороны ПЦУ. Не в пользу последней играет и фактор "полупризнания". Томос патриарха Варфоломея не гарантирует полноценного вхождения в православный мир, где многие уже заявили о неприятии церковных событий в Украине. 

Так кто кого планирует поглощать?

Вариантов здесь видится два.

1. Униаты хотят вернуться в православие. Однако в эту версию верится с трудом по причинам, изложенным выше. Греко-католики слишком спаяны и исторически мотивированы, чтобы раствориться в новой и пока не оперившейся православной церкви, чьи прихожане подчас сами не знают, какому патриарху молятся.

2. УГКЦ (и стоящий за ней Ватикан) планирует расширить свое влияние на Украину. Церковь, имеющая легитимность в Риме, уж точно имеет больше оснований на миссию "ввести Украину в Европу", чем сидящий в Стамбуле патриарх Варфоломей.
На Европу есть намек и в тексте письма Святослава: "От того, насколько мы сегодня будем лелеять единство и преодолевать то, что нас разделяет, зависит будущее Церкви, нашего народа и Украинского независимого европейского государства".

Как говорилось выше, униаты пока только приглашают Епифания к диалогу. Но это приглашение может стать открытой дверью, в которую рано или поздно смогут войти епископы ПЦУ, желающие больше определенности в разных вопросах – от международного признания до проблем церковной собственности.
Тем более, что "мятежники" в новой православной церкви уже вовсю заявляют о себе. Они высказывают недовольство и результатами объединительного собора, и непомерными, с их точки зрения, требованими Варфоломея – который не дал реальной автокефалии, да еще и хочет прибрать к рукам богатые приходы и монастыри.
Впрочем, мессидж направлен прежде всего на Епифания, который уже сейчас находится на жесткой "растяжке" между "старой гвардией" Киевского патриархата в лице Филарета, светской властью в лице Порошенко и Константинополем, у которого свои масштабные "хотелки". Главе пока непризнанной ПЦУ приоткрыли возможность избавиться от навязчивых кураторов и сыграть в свою игру. Ведь статус "человека Ватикана" дает куда больше независимости от украинских элит.

Впрочем, сам Епифаний этой темы еще не комментировал. Правда, сразу после обретения нового титула он предложил праздновать рождество с католиками – 25 декабря. Чем показал себя даже "католичнее" греко-католиков, которые отмечают рождение Христа вместе с православными – 7 января.

А уже на следующий день – 18 декабря - прозвучало предложение от главы УГКЦ объединяться. На которое Епифаний пока не сказал "нет".
ссылка
Отредактировано: Luna - 04 янв 2019 11:38:04
  • +0.76 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!