АндрК ( Дилетант ) | |
19 янв 2019 12:51:28 |
ЦитатаСоюзное государство России и Белоруссии развивается не так быстро, как того хотелось бы обеим сторонам, но причина этого — ряд рабочих моментов, а не геополитический подтекст. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Федеральное агентство новостей обсудило различные аспекты российско-белорусских отношений с директором минского аналитического центра «Актуальная Концепция» Александром Шпаковским.
— В последнее время наступило некоторое охлаждение отношений между Москвой и Минском. СМИ, мгновенно начавшие муссировать эту тему, только усугубили ситуацию. В частности, это касается таких болезненных тем, как таможенные пошлины и цены на топливо. Когда, на ваш взгляд, российско-белорусские отношения вернутся в прежнее русло?
— «Все течет, все изменяется», как говорил Гераклит, поэтому в прежнее русло белорусско-российские отношения больше не войдут. Можно вести речь об их нормализации с позиций сегодняшнего момента, когда сторонами заявлены соответствующие мнения в отношении перспектив интеграционного проекта «Союзное Государство России и Белоруссии», торгово-экономических вопросов и пр. Для выхода на позитивную динамику и были сформированы соответствующие «рабочие группы» в правительствах двух стран во главе с министрами экономики, а послы в Минске и Москве — Михаил Бабич и Владимир Семашко — наделены высоким статусом «специальных представителей президента».
Кроме того, существует канал коммуникации на уровне глав государств, то есть личное общение Александра Лукашенко и Владимира Путина. Этим политикам уже 20 лет удается разрешать сложные противоречия в отношениях Белоруссии и России, которые в основном имеют экономическую подоплеку, поэтому, с большой долей вероятности, так произойдет и в 2019 году. В Минске рассчитывают на то, что ко 2 апреля — Дню единения народов России и Белоруссии — основные спорные вопросы получится урегулировать.
— В данный момент наблюдается несовпадение позиций двух государств по ряду важных вопросов — конфликт в Донбассе, отношения с Украиной, провозглашенный российским руководством после введения западных санкций курс на импортозамещение, на фоне которого в Россию начались поставки «белорусских» креветок и т. д. Как вам кажется, каким образом Россия и Белоруссия могут наладить сотрудничество без экономического, имиджевого либо иного ущерба для себя?
— С белорусской точки зрения, все выглядит несколько иначе. В отношении конфликта в Донбассе стороны занимают общую позицию — мирное урегулирование противостояния в соответствии с буквой минских соглашений, гарантом соблюдения которых, наряду с Францией и Германией, является Российская Федерация.
Что касается отношений с Украиной, то здесь дело обстоит несколько сложнее: Минск, в отличие от Москвы, действительно поддерживает на нейтральном уровне контакты с официальным Киевом. Это вполне естественно с учетом того, что Белоруссия является переговорной площадкой в отношении конфликта в Донбассе, а украинская власть — одной из сторон этого конфликта. Отсюда же возникает и проблема Крыма, юрисдикцию РФ над которым Минск признает де-факто, а не юридически. В то же время, и это необходимо подчеркнуть особо, в ООН Белоруссия всегда голосует против антироссийских резолюций, которые выдвигает Украина. Большинство этих резолюций касаются ситуации в Крыму.
Что касается экономики, то украинский рынок является вторым по значимости для Минска после российского, а двусторонний оборот составляет порядка 5 млрд долларов с позитивным сальдо для белорусской стороны около 1,5—2 млрд долларов. Понятно, что такие объемы торговли наряду с вопросами охраны государственной границы протяженностью более 1000 километров и иными аспектами белорусско-украинских отношений диктуют Минску необходимость по возможности избегать конфликтной повестки в контактах с официальным Киевом. При этом в белорусской столице привыкли к постоянным пертурбациям украинской политической жизни, которые наблюдаются в этой стране с 2004 года, и готовы выстраивать диалог с любыми персоналиями, которые придут к власти у южных соседей. Тем более что никаких особых инструментов влияния на внутриукраинскую политическую жизнь у Минска объективно нет.
Поэтому упреки отдельных российских публицистов в адрес Белоруссии в том, что руководство страны сохраняет контакты с «неонацистским режимом в Киеве», безосновательны, особенно на фоне того, что торгово-экономические связи России и Украины, в отличие от политического диалога, в последние несколько лет также имеют позитивную динамику. После спада в 2014—15 годах торговые отношения восстанавливаются. Причем Россия является экспортером в Украину критически важных товаров — таких как железная руда, нефть и нефтепродукты, каменный уголь и пр. Если продолжать логику вышеназванных «публицистов», то можно сказать, что без российского экспорта более чем на 7 млрд долларов «неонацистская хунта» в Киеве не продержалась бы и месяца.
Еще один вопрос — это набившие оскомину «креветки». Действительно, через Белоруссию налажен один из маршрутов поставки в РФ т. н. «санкционной продукции», однако организаторы этих схем и торговые организации, которые реализуют эту продукцию на российском рынке, почему-то остаются вне зоны критики. Хотя имена владельцев крупнейших российских торговых сетей прекрасно известны, как и их лоббистские возможности в органах государственного управления РФ.
Миф о том, что «белорусы наживаются на санкциях», нужен для того, чтобы отвлечь внимание широкой общественности от реальных бенефициаров незаконных схем. Чтобы понять всю ущербность этого мифа, достаточно взглянуть на статистику белорусско-российского торгового оборота, включая экспорт Белоруссии в РФ, показатели которого даже в 2018 году не достигли докризисных значений 2013 года.
Борьбу с контрабандой можно вести только сообща, и большие надежды здесь возлагаются на внедрение системы автоматизированного контроля «Меркурий», которая позволит отслеживать перемещение грузов с момента пересечения границы государств ЕАЭС. Нужно понимать, что Белоруссия, Казахстан и другие партнеры России, в отличие от РФ, не вводили санкции против западных государств, поэтому любая «запрещенка» попадает в эти страны абсолютно легально, а далее может направляться в РФ под видом переработанной продукции либо транзитных грузов. Однако в конечном счете основной получатель прибыли от «серого» импорта все равно находится в России.
— В РФ многих волнует возможная реализация «майданного» сценария в Белоруссии, который привел бы ее на «украинский» путь.
— Сравнения Белоруссии с Украиной выглядят некорректными по многим основаниям. Во-первых, это совершенно разные общества и совершенно разные государственные модели, что было заметно изначально, когда бывшие советские республики только отправились в свободное плавание, а сейчас эти различия уже даже кажутся непреодолимыми. Весь период своей новейшей истории, включая каденции «пророссийских» президентов Леонида Кучмы и Виктора Януковича, Киев декларировал приверженность курсу евроинтеграции, в стране свободно работали иностранные фонды с сомнительной репутацией, в западных областях Украины процветал этнический национализм. С 1997 года Украина принимает участие в военных операциях НАТО за рубежом, а ее бывший президент Кучма стал автором книги «Украина — не Россия».
Нужно также напомнить, что свергнутый в результате государственного переворота на Майдане украинский президент Янукович пришел к власти с помощью американских политтехнологов, и все три года, пока находился у руля в Киеве, вел Украину в направлении подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским союзом. На определенном этапе Украина была «успешной историей» европейских бюрократов, а в 2012 году Янукович по требованию главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу отказался приглашать в Киев Александра Лукашенко на мероприятия, посвященные очередной годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС. За этот поступок белорусский лидер охарактеризовал тогдашнее руководство Украины как «вшивое», и время подтвердило правоту оценок нашего президента.
В то же время Белоруссия, напротив, сознательно инициировала проект Союзного государства с РФ, выступила основателем Евразийского Экономического Союза и ОДКБ. Минск состоит во всех формах союзных отношений с Москвой, существующих на постсоветском пространстве, и думается, что именно поэтому, а не по причине неких девиаций правящего режима, более 20 лет находился под санкциями Запада. Здесь стоит заметить, что отдельные ограничения сохраняются и до нынешнего момента, несмотря на нормализацию отношений с ЕС и США. При этом, подчеркну, речь идет именно о нормализации контактов, ликвидации аномалий в виде отсутствия посольств и договорно-правовой базы, а не о желании Белоруссии присоединиться к евроатлантическому лагерю.
Тема «майдана» в Белоруссии также является спекулятивной и, опять-таки, появилась с подачи журналистской братии, которая после переворота на Украине, начала торговать «майданом» во всех изданиях, как герой произведения «Двенадцать стульев» Никифор Ляпис-Трубецкой — своим многоликим «Гаврилой». Напомним, что после т. н. «революции гидности» в Киеве и начала украинского конфликта, в Белоруссии в 2015 году прошли выборы главы государства, в 2016 году — парламента, а в 2018 году — депутатов местных советов. Все эти кампании были наиболее спокойными в новейшей истории нашей страны, так как прозападной оппозиции было нечего сказать населению на фоне войны на Украине, а традиционная повестка «Все на площадь!» оказалась обнулена по объективным причинам. Фактически, и это надо с грустью признать, украинцы своей кровью заплатили за стабильность в Белоруссии.
Кроме того, нужно понимать, что белорусское государство периода Лукашенко в течение 25 лет пережило не менее шести попыток «цветных революций», инспирированных зарубежными центрами с помощью местных коллаборационистов. Все эти попытки закончились провалом благодаря поддержке власти со стороны общества и отлаженному механизму работы силовых структур. В настоящее время коллективный Запад реализует в Белоруссии не революционный, а трансформационный сценарий, который предполагает изменение сознания белорусского общества через СМИ и НКО, выращивание агентуры влияния, проникновение в государственный аппарат, что является игрой «в долгую».
Лучшим ответом на эти действия будет эффективность развития евразийской интеграции, что положительно скажется на жизни людей и сузит возможности для деструктивной пропаганды конкурентов. Кроме того, в белорусско-российских отношениях необходима информационная гигиена, то есть меньше лжи, хамства, а больше союзных смыслов. Очевидно, что дурацкие спекуляции различных бумагомарателей на тему «белорусского федерального округа» не добавляют России симпатизантов в Минске. При этом, именно общественные настроения являются гарантией пророссийского вектора Белоруссии в будущем, ведь этот курс также не был волюнтаристским решением руководства, а определялся на всенародном референдуме в середине 1990-х годов, когда более 70% граждан выступили за экономическую интеграцию с РФ.
Сейчас ситуация не сильно изменилась: интеграцию с Россией как процесс сближения двух суверенных государств, согласно последним опросам, поддерживают порядка 65% жителей Белоруссии. Проще говоря, белорусский народ выступает за союзные отношения с Россией с сохранением государственной независимости.
— Какие вы видите внешние угрозы для Белоруссии? Возможно, определенные риски могут исходить от Польши, Украины, ЕС либо Запада в целом?
— О рисках со стороны Запада я уже говорил выше. Нужно понимать, что коллективный Запад — это не просто геополитический конкурент Москвы, но еще и определенная система цивилизационных ценностей, которые в тамошнем истеблишменте считаются универсальными. Поэтому Запад никогда не откажется от политики продвижения собственного видения «демократии» в Белоруссии, а инструменты и сценарии могут меняться.
С военной точки зрения, Белоруссия является единственным союзником РФ на западном направлении: фактически «белорусский балкон» не дает сомкнуться кольцу антироссийских государств в лице стран Балтии, Украины, Польши. Поэтому, безусловно, Минск беспокоят военные планы НАТО по наращиванию сил и средств на восточном фланге, то есть у государственных границ нашей республики. Тревогу вызывает намерение польского руководства разместить на своей территории военную базу США, а также масштабная программа перевооружения польской армии, которая была начата в 2012 году. В белорусском министерстве обороны квалифицируют эти действия как военную опасность и вместе с Россией планируют программу ответных шагов в соответствии с военной доктриной Союзного государства, которая уже представлена на подпись Владимиру Путину и Александру Лукашенко.
Что касается Украины, то кризис в этой стране сам по себе является угрозой национальной безопасности Белоруссии с учетом протяженности общей границы, развитых экономических связей и наличия украинских объектов атомной энергетики в непосредственной близости от белорусской территории. С началом конфликта на Украине в нашей стране также активизировались различные экстремистские формирования. Несколько сотен граждан Белоруссии принимают участие в боевых действиях по обе стороны конфликта. Особенно беспокоят связи белорусских радикалов с т. н. «добровольческими батальонами» «Азов», «Правый Сектор»1 (экстремистская организация, запрещенная в РФ) и пр. На сегодняшний день в МВД есть информация в отношении большинства белорусских участников войны в Донбассе, несколько «добровольцев», воевавших в составе вышеназванных неонацистских группировок, приговорены к длительным срокам лишения свободы и уже отбывают наказание. Иные же опасаются возвращаться в Белоруссию и безуспешно клянчат у Петра Порошенко украинское гражданство.
Определенные меры предосторожности также необходимо принимать в связи с попытками украинских спецслужб «прощупать» сферу безопасности Белоруссии. В прошлом году контрразведывательными органами КГБ с поличным был задержан кадровый офицер ГУР министерства обороны Украины Павел Шаройко, осуществлявший шпионскую деятельность под прикрытием журналиста. Впоследствии украинский шпион дал признательные показания, на настоящем этапе он отбывает наказание в одной из белорусских колоний. Однако характер разведывательных устремлений Шаройко в Белоруссии указывает на то, что украинские спецслужбы действуют на нашем направлении в интересах третьих стран, и это также необходимо учитывать при планировании действий в области обороны и безопасности.
— Сейчас уже очевидно, что Союзное государство как новая, постсоветская форма интеграции состоялось. Оно предполагает сохранение суверенитета обоих государств, и тем не менее Россия и Белоруссия продолжают процессы интеграции. Как вам кажется, какие ближайшие шаги должны быть предприняты для дальнейшего сближения двух стран?
— Договор о Союзном государстве был подписан 20 лет назад, когда существовала совершенно иная реальность в международных отношениях, была другой ситуация на постсоветском пространстве, а менталитет элит во многом определялся инерцией к восстановлению СССР. Однако практика показала, что дважды войти в одну реку нельзя, поэтому нормативно-правовая база Союза, особенно ее политическая часть, нуждается в ревизии в соответствии с реалиями современного исторического момента.
В остальном Белоруссии и России крайне необходимо раз и навсегда выработать общую позицию по вопросу ценообразования на энергоносители, прийти к пониманию единой агропромышленной политики. Также важно делать простые шаги в направлении сближения, которые крайне важны с точки зрения рядовых граждан. Такие, например, как отмена роуминга, интеграция национальных платежных систем и пр.
Союзу нужны глобальные инфраструктурные проекты, ведь вовсе не обязательно России «компенсировать» Минску налоговый маневр в области добычи полезных ископаемых, достаточно предоставить белорусам возможность заработать эти деньги на российском рынке. К сожалению, сейчас, несмотря на достаточно внушительные показатели двустороннего товарооборота, порядка 35 млрд долларов, действительно «стратегическим» можно назвать лишь проект строительства Белорусской АЭС, подрядчиком которой выступает Росатом. Иные планы объединения белорусских и российских промышленных гигантов так и остались на бумаге. Возможно, необходимо вернуться к их исполнению.