Россия проводит вот прямо сейчас ужасное гибридное наступление. Навязывает, да что там — заставляет, покупать свои гибридные удобрения. А еще засылает людей с паспортами, которые творят холодящие (отопление прикрутили ведь) душу вещи! Обманывают гос. структуры, не предоставляют необязательные документы, используя рубли (почему не доллары?!). И все это делается только с одной целью — бесконтрольно властвовать в секторах. Кто-то подумает, что галактики, но ошибется — и пока что в секторах экономики. Самое страшное, что ни кто не знает, что удобрения, то не "айс" — они даже не растворяются, а это значительно подрывает основы основ — статус "житницы" по эту сторону рукава галактики. Спасения нет. Зрада.Занимательные подробности приведены ниже.Парадоксальность ситуации в том, что в теории завоз удобрений из России в Украину невозможен из-за санкций, которые введены СНБО Украины в 2018 г. На практике — импорт из РФ не только не прекратился, но заново расцвел с помощью различных схем манипуляций с документами и просто контрабанды, чем был нанесен удар еще и по официальным импортерам удобрений.
Часть “серых схем”, которые в упор не видит таможня,
уже была раскрыта в расследованиях СМИ. От источника с рынка есть информация о еще одном способе: карбамид, который стоит примерно $280 за тонну, завозят под видом селитры, цена которой по декларации $180 за тонну. Таким образом только НДС занижается в 1,5 раза, не говоря уже о пошлинах.
В подтверждение этих данных говорит и сравнительный анализ официального потребления карбамида и селитры с другими странами:
Италия: карбамид — 68%, селитра — 12%
Испания: карбамид — 47%, селитра — 6%
Германия: карбамид — 41%, селитра — 3%
Польша: карбамид — 33%, селитра — 33%
Украина: карбамид — 18%, селитра — 50%
Где-то половина продукции ввезенной в Украину под видом селитры могла быть карбамидом, что привело к занижению НДС по разным оценкам на сумму от 400 млн грн до 550 млн грн. И это мы еще пошлины оставляем за скобками, их, понятно, тоже не платят. А это уже потери для бюджета в несколько миллиардов. Выровнять ситуацию может ужесточение контроля за импортом, а также возврат гос. испытаний и сертификации удобрений.
Пока одной рукой вводились заградительные меры, другой отменялась гос. регистрация и сертификат качества на товар при импорте удобрений. Теперь они находятся в категории “другие документы” и не являются обязательными. Также таможня не проводила анализы состава ввозимых под видом удобрений хим. веществ, а значит, что именно завозилось, не знает вообще никто.
К примеру, в США, Германии и некоторых других странах есть строжайший контроль даже за покупателями подобной продукции, поскольку она может быть использована террористами. А в Украине даже неизвестно что ввозится!
В частности, по просьбе Союза химиков Украины в лаборатории черкасского химкомбината совместно с ГП “Научный центр превентивной токсикологии, пищевой и химической безопасности имени академика Л.И. Медведя МЗ Украины” попытались разложить на составляющие “селитру” из России, но так до конца и не смогли определить хим. состав порошка, который выпадал в осадке. Поскольку осадок не растворялся даже в кислоте.
Беспокоит ли украинских аграриев возможные риски и то, что они засыпают в наш чернозем химию, состав которой никак не контролируется? В основном нет, ведь их больше интересует снижение расходов и максимальная прибыль. Почему так? Может быть потому, что интересы части аграриев представляет ОО “Всеукраинская аграрная Рада”, чей зам. председателя — Михаил Соколов — переехал в Украину из РФ и до сих пор имеет в партнерах одной своей компании (фирмы “Кесарево-консалтинг”) Петра Орджоникидзе — члена совета директоров “Тольяттиазот”. На последней пресс-конференции Михаил технично ушел от ответа на вопрос сдал ли он российский паспорт. Т.е. от имени украинских аграриев на самом деле выступают русские химики — круто, правда? А ведь помимо заражения наших земель не пойми-чем, можно потерять и статус “Житниці Європи”, к которому Украина шла более 7 лет. Ведь именно высокое качество продукции обеспечило нам доступ на рынки ЕС, где оно строго контролируется. В отличии от стран Африки и Азии, которые ранее были основными покупателями.
События конца 2018 г. показали, что государство наконец обратило внимание на проблему, результатом чего стало задержание судов и вагонов с удобрениями, с дополнительными проверками и даже отбором проб.
Против этих действий выступили некоторые агроассоциации, часть импортеров и ряд народных депутатов. Это можно понимать по-разному, но надо помнить, что по словам президента Союза химиков Украины Алексея Голубова, на лоббирование своих интересов в Украине на рынке минеральных удобрений РФ тратит более $100 млн ежегодно. Россия не стала бы этого делать, не будь поставки удобрений частью гибридной войны. Понять это должны правительство и агросектор. Ведь речь идет о рынке в $2 млрд, а неофициально он в несколько раз больше и фактическом контроле двух отраслей экономики Украины: химической и аграрной.
И желающих поработать за рубли хватает: отсюда и возгласы о попытке срыва посевной, переделе рынка, “беспределе налоговиков” и “беспочвенных проверках сбу и таможенников”. И здесь сюрпризом стало то, что на защиту импортеров-схемщиков стал и.о. главы ГФС Александр Власов. Так по словам участников процесса именно его креатура — Александр Халковский — наиболее активно старался “порешать”, чтобы импорт продолжал ехать.
Схемы по реэкспорту удобрений из РФ через другие страны уже опубликованы в СМИ, равно как и прочие ухищрения по обходу пошлин и, как написали выше, уклонению от уплаты НДС. Но “говорящие головы” продолжают твердить о том, что переупаковывать товар якобы не выгодно. Для обхода оплаты заградительной пошлины в 42,96% очень даже выгодно. Более того, для увеличения спроса удобрения перефасовывают и еще раз в Украине под местные торговые марки.
Вот как оценивает происходящее народный депутат Михаил Головко: “Это очень опасно для нашей страны. Потому что у нас уничтожаются отрасль за отраслью. В свое время Россия уничтожила нефтеперерабатывающую отрасль. Теперь мы полностью зависимы от импорта нефтепродуктов, идущих через Беларусь. Сейчас то же самое происходит с химией. То есть, мы шаг за шагом, теряем независимость, самостоятельность”.
Но пока это звучит как глас вопиющего в пустыне, но ведь решение этой проблемы должно быть!