Как показали итоги форума в Давосе, украинская власть лихорадочно пытается создать иллюзию экономического роста вместе с инвестиционным бумом.Самый широко разрекламированный инвестпроект последнего времени – Kyiv Boryspil Express. Его запустили 30 ноября 2018 года. Стоимость проекта составила 480 млн. грн. Было положено почти аж 4 км (!) путей, построена 272-метровая эстакада над трассой Киев-Харьков, а также возведены платформы возле аэропорта и пешеходный переход до терминала D.
Торжествовали недолго. Чудо-вагончик начал регулярно застревать в дороге. А потом появилась информация о том, что Нацполиция расследует растрату и присвоение 20,4 млн. грн. во время строительства.
По данным следствия, частная компания "Рилейд" перечисляла полученные от "Укрзализници" деньги на фиктивные фирмы. Кто бы сомневался, что “стройка года” не обойдется без краж?
Не воровать мы не можем. Но дело не только в этом. Генеральный консул Украины в Канаде Андрей Веселовский взорвал Сеть своим постом в Facebook, где он поиздевался над знаменитым экспрессом ("одинокий вагончик, который стыдно называть поездом”) и ужаснулся состоянию перехода на привокзальной площади.
"Призываю все телеканалы пройти этот путь – он рядом со станцией метро “Вокзальная”. Никакие Венесуэлы и Зимбабве не создали такой грязи, разбитых остатков асфальта, толпы продавцов колготок, колбасы и пончиков в темном коридоре, да еще и трех лестничных маршей для пассажиров с вещами. Стоит ли добавлять что на выходе к трамваю не асфальт, а каток?", – возмутился дипломат.
Последние несколько лет вопрос инвестиционной привлекательности Украины, несмотря на Соглашение об Ассоциации с ЕС, мягко говоря, пробуксовывает. Может, нас и хотят, как сказал Кличко-брат, но почему-то на расстоянии. Теоретически.
А практически, как утверждает Министерство финансов в макроэкономическом обзоре и прогнозе за январь 2019 года, большинство ПИИ (прямых иностранных инвестиций) – это возвращение украинских средств из офшоров и докапитализация банков. И приходят они с Кипра (т.е. это реинвестирование средств нашими же олигархами, которые раньше вывели эти деньги туда) или из РФ. Война войной, а бизнес по расписанию.
При этом, как свидетельствуют цифры и подтверждают эксперты, отечественные госструктуры тратят на привлечение инвестиций довольные крупные суммы денег. Понятно, что нанимать иностранных советников, проводить в Лондоне “роад-шоу” и т.д. нужно. Только желательно иметь от этого хотя бы небольшой выхлоп в пересчете на затраты.
И когда премьер-министр Владимир Гройсман на заседании правительства заявляет, что “мы уже имеем почти два с половиной года экономического роста”, хочется его поправить и сказать: это всего лишь путь из ямы, в которую страна упала в 2014-ом. И пройдена только половину пути. Когда Украина достигнет уровня не самого блестящего в экономическом плане 2013 года, никто точно не знает.
Понятно, что в условиях отсутствия реальных успехов хочется их изобразить. Тем более в предвыборный период. В этом плане умиляют “танцы” вокруг проекта строительства новых ветряков на Сиваше. Яркий пример как один и тот же информационный повод эксплуатируется многократно. Рассказывали, что Михаил Саакашвили, будучи президентом Грузии, по нескольку раз открывал одну и ту же больницу. Это из той же серии.
Хорошо помню, как норвежская компания NBT и китайская China Power в присутствии президента Петра Порошенко и министра иностранных дел Норвегии Ине Серейде подписывали договор намерений о строительстве ветряков на Сиваше на $450 млн. Президент по этому поводу написал трогательный пост в своем микроблоге Twitter.
Происходило это, если не ошибаюсь, в сентябре прошлого года. А сама тема тянется с 2012-го, если не раньше. Короче говоря, началось все при Викторе Януковиче, когда его правая рука Андрей Клюев выбил под свои “ветряные проекты” специальный энерготариф. Очень даже завышенный. Так называемый “зеленый”.
Тогда фирма ООО «Сивашэнергопром» пыталась расширить ветропарк на берегу озера Сиваш своими силами. После революции сил этих у нее не осталось, и она продала бизнес молодой норвежской фирме, которая сидит на “подсосе” у международных экологических структур и получает гранты на строительство объектов чистой энергетики в не сильно развитых странах. Самый крупный их проект, если не ошибаюсь, реализован в Пакистане.
Но поиск инвесторов для Украины затянулся. Несмотря на “зеленый тариф”. Кстати, от украинской власти требовали четкой гарантии, что она этот тариф не отменит. А то всякое бывало.
Два года стороны морочили друг другу головы. И, наконец, вроде бы договорились. Генподрядчиком по строительству и вводу в эксплуатацию нового ветропарка была выбрана китайская государственная компания PowerChina. Договор с ней, включая все приложения, насчитывает 1760 страниц на английском языке. При торжественном подписании документа присутствовал наш президент. Это и есть то событие в сентябре прошлого года, о котором мы рассказывали выше.
Собственник ветропарка есть, подрядчик найден, оставалось добыть деньги. Во вроде бы взяли кредит у ЕБРР и привлекли партнера – Total Eren. Не надо путать эту компанию с французским нефтяным гигантом Total, который успешно работает в России.
Total Eren – молодая французская фирма, основанная в 2012 году, специализируется на нетрадиционных источниках энергии. Собирает финансирование под инвестиционные проекты в “возобновляемые электростанции”. На ее сайте висит пресс-релиз, что “Проект Сивашской ВЭС был разработан компанией под международное финансирование”.
Кредит на сумму 155 млн. евро в свою очередь состоит из кредита в 75 млн. евро, предоставленного Европейским банком реконструкции и развития, и 50 млн. евро, которые дал “Зеленый фонд” голландской финансовой компании развития (FMO). Плюс кредит в 5 млн. евро от Северной финансирующей компанией окружающей среды.
Отлично. Только надо учесть, что ЕБРР уже почти 20 лет дает нам деньги на проекты в сфере энергетики. Причем в основном традиционной. А те самые "зеленые киловатты" привлекательны и для отечественного капитала.
После парадного подписания контракта в Давосе, украинская компания ДТЭК похвасталась, что в 2018-м вложила в развитие ветряных и солнечных электростанций 400 млн. евро собственных и иностранных инвестиций. Сумму не случайно заявили в евровалюте. Небось, Ринат Ахметов обиделся, что норвежцам с французами такое внимание, а его инвестиций не замечают.
По словам президента, только в 2018 году в Украине заработали построенные с нуля 83 предприятия. А с 2014 года создано 238 предприятий. Но что он имеет в виду? Чаеразвесочную фабрику в Харькове? Предприятия по скручиванию электропроводки? IT-компании на аутсорсинге, которые год назад нещадно трясли проверяющие органы? Производство австрийских лыж в Мукачево?
Все это прекрасно. Но... если сравнивать с Бангладеш. А мы ведь не Бангладеш. Мы окраина Европы, претендующая на право когда-нибудь к ней присоединиться. Что у нас есть из крупных инфраструктурных проектов, кроме горемычного экспресса из Борисполя?
Названы, например, GО Highway – четырехполосная транспортная автомагистраль, которая свяжет два порта – Одессу и польский Гданьск. Проект стоимостью $3 млрд., о котором говорил еще Михаил Саакашвили, во время всего одесского губернаторства. Идея прекрасная, но денег пока нет. Ведем переговоры с ЕБРР. Однако, ЕБРР миллиардные кредиты не дает. Максимум – несколько сотен миллионов.
Продолжение третьей линии метрополитена в Харькове: опять вся надежда на ЕБРР. Новый участок метро в Днепре. Ну, отлично. Давно было пора построить. Электрификация железнодорожного направления Долинская – Николаев – Колосовка: зернотрейдеры давно просили соединить железнодорожные магистрали с Николаевским портом для перевозки зерна электровозами. Говорят, что это втрое дешевле, чем тепловозами. Странно было бы для великой аграрной державы не вложиться в такой проект.
Также среди капитальных вложений – перестройка взлетно-посадочной полосы аэропорта “Одесса”. Наконец-то, так как самолеты там по кочкам прыгают. А вот загадочный проект под названием “Международный аэропорт “Белая Церковь” с бюджетом в 50 млн. евро на первоначальном этапе выглядит очень подозрительно. Тем более, со сроками исполнения на пять лет вперед.
На такие деньги аэропорт не построишь. Максимум – спроектируешь. Но зачем нужен аэропорт в Белой Церкви, если в “Борисполе” простаивают два терминала? Их подрихтовать и можно использовать. В общем, остро пахнет инвестиционным “распилом”.
ссылка