Блоки Фукусимы разнеслм взрывы гремучего газа, а водород в товарных количествах пришел из пароциркониевой реакции: при температурах за тыщу градусов цирконий становится активнее водорода, забирает кислород у воды, а водород отправляется в путешествие по залам блока, работает чтобы устроить бум-бум!
Так что творческая мысль сейчас над т.н. толерантным топливом, в которой пароциркониевая реакция исключена или полным отказом от циркония, или же цирконий попробуют "замазать" чем-нибудь паростойким. ТВЭЛ в эту гонку вступил с заметным опозданием, нго цыплят по осени считают.
В Росатоме начались испытания толерантного топлива для российских и зарубежных легководных реакторовТВЭЛ, ОПУБЛИКОВАНО 28.01.2019
Первые экспериментальные тепловыделяющие сборки (ТВС) российского производства на базе толерантного ядерного топлива загружены в водяные петли исследовательского реактора МИР в ГНЦ НИИАР (г. Димитровград, Ульяновская область) для проведения испытаний.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО
Фото ТВЭЛ
Проект выполняется в рамках проекта Топливной компании Росатома "ТВЭЛ" по созданию и выводу на рынок российского толерантного ядерного топлива, устойчивого к тяжёлым авариям.
Две экспериментальные ТВС, изготовленные на Новосибирском заводе химконцентратов (ПАО "НЗХК", входит в Топливную компанию Росатома "ТВЭЛ"), состоят из твэлов типоразмеров ВВЭР и PWR с четырьмя различными сочетаниями материалов оболочки и топливной матрицы.
Топливные таблетки изготовлены как из традиционного диоксида урана, так и уран-молибденового сплава с повышенной плотностью и теплопроводностью.
В качестве материалов оболочек твэлов использованы либо циркониевый сплав с хромовым покрытием, либо хром-никелевый сплав.
Каждая ТВС содержит по 24 твэла с различными сочетаниями материалов.
В реакторе МИР для топливных кассет будут создаваться условия, максимально приближённые к условиям эксплуатации и параметрам теплоносителей энергетических реакторов ВВЭР и PWR.
Конструкция исследовательского реактора позволяет одновременно проводить исследования в отдельных петлевых установках, что особенно важно с учётом синхронного испытания топлива для реакторов российского и зарубежного дизайна.
"Изготовлению экспериментального толерантного топлива предшествовала масштабная работа учёных и конструкторов топливного дивизиона Росатома. Проводились глубокие материаловедческие исследования, отрабатывались новые технологии нанесения покрытий и контактно-стыковой сварки, успешно прошли лабораторные испытания образцов".
"Выбор конкретных материалов обусловлен не только исследованиями, но и многолетним опытом российской атомной отрасли, поскольку некоторые из них успешно используются в конструкциях топлива для исследовательских реакторов, а также в активных зонах энергетических и транспортных реакторов", - отметил вице-президент по научно-технической деятельности АО "ТВЭЛ" Александр Угрюмов.
Первая фаза реакторных испытаний и послереакторных исследований толерантного топлива завершится в 2019 году.
На основании полученных данных предстоит определить оптимальное сочетание материалов оболочки, а также выполнить расчёты и обоснования нейтронно-физических характеристик активных зон водо-водяных реакторов.
Следующим важным этапом станет загрузка в энергетический реактор одной из российских АЭС опытных тепловыделяющих сборок с отдельными твэлами в толерантном исполнении".