Специалист РКК "Энергия" Александр Москаленко - координатор работ по управлению российским сегментом МКС (международной космической станции) в ЦУПе и руководитель оперативной группы анализа ТОРУ (телеоператорного режима управления сближения и стыковки кораблей "Прогресс" с орбитальными станциями); член Госкомиссии и Техруководства по запускам космических кораблей серий "Союз" и "Прогресс" на Байконуре, руководитель региональной группы управления; руководитель ночной смены региональной группы управления в Хьюстоне. Периодически принимает экзамены по ручным режимам управления у космонавтов.
"Слушайте, не стоит мне говорить о ручных стыковках. Я ими занимаюсь 15 лет. Вы совсем не понимаете разницы между стыковками у Земли и у Луны? Без автоматической системы сближения, которой у них не было? "Аполлон" на десяти километрах от звёзд не отличишь. А, впрочем, астронавты звёзд не видели.
А точность расчёта примитивного вычислителя (других тогда и не было) на лунном модуле должна быть ох... какая! С мизерным запасом топлива. Не состыковался с первого раза и - гуляй вася. Это только вам кажется, не отягчённому баллистическими расчётами, что стыковаться вручную просто, хоть и с элементом риска. Это в Луну попасть просто - она большая. А вот с Луны - шалишь!
"Для этой цели у них был радар". Ага, и фонарь, блин! До двухсот километров ещё долететь надо. А потом? Ну засекли вы корабль и что? Думаете, как на машине - вперёд и с песней за звездой? Не буду вдаваться в подстерегающие сложности - скажу лишь, что сейчас вручную можно стыковаться с 400 метров! И не по радару,
а исключительно визуально. И запаса топлива у лунной капсулы - тоже с гулькин нос.
https://photo-vlad.livejournal.com/106388.html?thread=5882260#t5882260