Ядерная и углеводородная энергетики
4,041,320 11,957
 

  Внимательный ( Слушатель )
04 мар 2019 17:04:40

Разработка НИТУ "МИСиС" поможет создать атомные реакторы нового поколения

новая дискуссия Новость  325


© Фото : пресс-служба НИТУ МИСиС
 Материаловеды Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" (НИТУ "МИСИС") создали уникальный трехслойный материал "сталь-ванадий-сталь", который способен долго выдерживать температуры до +700°С, жесткое радиационное облучение, механические напряжения и химическое воздействие и может применяться в оболочках стержней атомных реакторов, сообщила пресс-служба вуза.
Стержни относятся к ключевым функциональным узлам атомного реактора; они входят в контакт с урановым топливом и управляют интенсивностью течения ядерной реакции. Главная проблема атомного реактора на быстрых нейтронах нового поколения, позволяющего повторно использовать отработанный уран, заключается в серьезных нагрузках, которым подвергаются эти стержни.

Максимальные рабочие температуры оболочек тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) в реакторах нового поколения достигают 550-700°С, с внешней стороны на них действует жидкометаллический теплоноситель – натрий. Создаются нагрузки значительно выше тех, которые могут выдержать оболочки стержней существующих реакторов.

Для замыкания ядерного топливного цикла в реакторе на быстрых нейтронах нового поколения необходимы новые конструкционные материалы, способные обеспечивать более высокое выгорание топлива, по сравнению с достигнутым в настоящее время. Эти материалы должны выдерживать повреждающие дозы облучения до 180-200 сна (смещений на атом), вместо максимальных 100-130 сна для существующих материалов.
В таких условиях оболочки стержней, выполненных из стали, просто не способны работать. Перед материаловедами встала задача создать материал, способный в течение длительного периода выдерживать одновременное воздействие нескольких факторов сверхагрессивной внешней среды.
"Наш коллектив разработал трехслойный материал "сталь-ванадиевый сплав-сталь", представляющий собой "сэндвич". Ферритная коррозионностойкая сталь в нем обеспечивает коррозионную стойкость, а ванадиевый сплав (V-4Ti-4Cr) – жаропрочность и радиационную стойкость, достаточные, чтобы противостоять воздействию сверхжестких сред атомного реактора", – рассказала соавтор исследования, аспирант кафедры металловедения и физики прочности НИТУ "МИСиС" Александра Баранова.

По ее словам, создать подобный композит – задача сама по себе непростая, поскольку два материала должны быть максимально монолитны в местах соединения.

"Решить проблему удалось применением сложной деформационно-термической обработки трехслойных заготовок, включающей горячую коэкструзию (прессование), радиальную ковку и совместную прокатку. В результате происходит формирование "переходной зоны" на границе материалов-компонентов, в которой материалы диффундируют один в другой, что обеспечивает высокую прочность их соединения", - рассказала Александра Баранова.
Как сообщили ученые, в результате применения технологии сталь и ванадиевый сплав "прорастают" друг в друга. Научному коллективу удалось создать прототип оболочки стержня, который представляет собой монолитную трехслойную трубку.
Лабораторные испытания показали высокую механическую прочность полученного композита при рабочих температурах до 700°С. В ближайшее время разработчики планируют приступить к долгосрочным исследованиям трехслойного материала на радиационную стойкость.
https://ria.ru/20190…%3Dspecial
  • +0.14 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  ДядяВася ( Слушатель )
04 мар 2019 20:48:20


Мужики рановато шашкой размахались.

Дело в том, что в столь "суровых условиях", штатные оболочки твэлов (сталь ЧС-68) успешно эксплуатируются лет 30 в БН-600, и сейчас, в БН-800.

Проблем с коррозией в натрии вообще нет. Внутритвэльная коррозия в допустимых пределах. 
С повреждающими дозами облучения, не так хорошо (90 - 100 сна). 
Однако новые стали и топливо испытываются в БН-600 (это после испытаний в БОР-60). 
Конечно, хотелось бы больше работ в этом направлении.

А мужики только в начале пути. Что там будет в результате реакторных испытаний, (вначале в БОР-60, иначе в БН-600 не пустят), никому не известно. И заранее заявлять о 200 сна, по крайней мере, преждевременно.

Как вообще поведёт себя "триметаллическая" труба под облучением, если априори распухание у разных слоёв будет разное?

Промышленное производство таких труб (6,9 х 6,1, стенка 0,4 мм), а их потребуется десятки километров, то же как то плохо представляется.

PS. И как обычно лепят красивую картинку в заголовке. Только какое отношение имеет кассета от ВВЭР-440 к статье, не известно.
  • +0.33 / 20
  • АУ