Ледокол "Лидер"Макет ледокола "Лидер"
– Ледокол "Лидер" проекта 10510 обладает выдающимися характеристиками. Чем вызваны такие размерения и мощность?– В самом начале проекта заказчиком была поставлена нетривиальная задача. До этого обычно в техническом задании требуется обеспечить предельную ледопроходимость. Это та максимальная толщина льда, в которой ледокол может двигаться непрерывным ходом. Понятно, с очень небольшой скоростью. Например, на проекте 22220 предельная ледопроходимость – 2,8-2,9 м. В этом льду ледокол сможет двигаться непрерывным устойчивым ходом со скоростью 1,5-2 узла.
Любой ледокол может работать и в большей толщине льда, но в этом случае он уже будет работать в другом режиме – набегами. Прочность корпусных конструкций и характеристики всех механизмов позволят работать в таком режиме, но скорость движения будет значительно меньше.
На ледоколе "Лидер" заказчик поставил совсем другую задачу – обеспечить скорость хода не менее 10 узлов во льду толщиной 2 м. Это средняя толщина льда в наиболее сложный с ледовой точки зрения весенний период в восточном секторе Севморпути. Такая скорость нужна, чтобы обеспечить экономическую эффективность проводок транспортных судов в Арктике. С меньшей скоростью водить неэффективно.
Исходя из этих требований, рассчитывали мощность, тягу, упор, корпус ледокола. Мы провели целый ряд испытаний, в т.ч. в ледовом бассейне КГНЦ, которые подтвердили, что во льду толщиной 2 м ледокол сможет ходить со скоростью около 12 узлов.
Ледокол "Лидер" сможет обеспечить проводку крупнотоннажных транспортных судов в данных ледовых условиях. В данном случае задача ставилась, исходя из требований экономической эффективности транспортной системы: не одного ледокола как отдельной единицы, а ледокол плюс транспортное судно.
– В качестве судна рассматривался газовоз класса "Ямалмакс"?– Рассматривали в том числе и газовозы типа "Кристоф де Маржери", которые в настоящий момент работают в порту Сабетта.
Эти газовозы имеют очень высокую ледопроходимость, и они, безусловно, тоже способны пройти во льду толщиной 2 м весь Северный морской путь, но их скорость будет значительно ниже. Без "Лидера" они будут идти несколько недель, с ним этот путь займёт несколько дней.
– Что примечательного в энергетической установке ледокола ЛК-120?– В энергоустановке ледокола "Лидер" использованы два реактора "РИТМ-400". Это следующие реакторы в типоразмере реакторов "РИТМ". Это тоже реакторы интегрального типа, но их мощность вдвое больше.
В паротурбинной установке данного ледокола применили 4 турбины, точно такие же, как и на ледоколе проекта 22220. Система электродвижения построена на тех же принципах. Мы постарались максимально обеспечить унификацию оборудования на ледоколе "Лидер" с тем оборудованием, которые уже принято на строящихся ледоколах. По крайней мере, основного.
– Как устроен пропульсивный комплекс ледокола "Лидер"?– На данном судне, впервые для атомных ледоколов, мы применили не три, а четыре винта и два руля. Обусловлено это тем, что при применении трёхвинтовой схемы потребовалось бы изготавливать винты и валопроводы гигантских размеров, что было бы очень затруднительно. К тому же с четырьмя винтами тяга оказалась больше, что также положительно сказалось на ледовых качествах.
– Какие-то подруливающие устройства на этом судне предусмотрены?– Подруливающих устройств у данного ледокола нет. На линейных мощных атомных ледоколах, которые работают в условиях Арктики, достаточно рискованно применять подруливающие устройства или разные выдвижные механизмы в подводной части, потому что их просто срезает льдом при высоких нагрузках.
Ледокол проекта 10510
– Какие показатели по автономности?
– На одной загрузке активной зоны ледокол сможет работать до 8-10 лет. По провизии автономность достигает 8 месяцев.
– На какой стадии находятся проектные работы по данному судну?
– В прошлом году мы завершили разработку технического проекта данного ледокола. В настоящий момент находимся в ожидании контракта на разработку нулевого этапа РКД, чтобы начать готовиться к строительству.
Также сейчас мы выполняем работы по выпуску так называемого разрешительного пакета документов. Это документация необходима судостроительному комплексу "Звезда" для получения лицензии на строительство. Выпуск будет завершён в третьем квартале этого года.
– По срокам постройки головного "Лидера" есть какие-то даты?
– По предварительным оценкам, срок строительства составит не меньше 7 лет. Ледокол большой, мощный, поэтому строить его придётся достаточно долго.
– Как Вы можете оценить готовность судоверфи "Звезда", ведь сухой док, в котором предполагалась постройка, пока ещё не готов?
– Непосредственно построечное место для формирования корпуса нужно не завтра, а через некоторое время. Не раньше чем через два года. Потому первоочередными задачами будут определение поставщиков, контрактация крупногабаритного оборудования, а также оборудования с длительным циклом изготовления. Это необходимо сделать на первых этапах.
Перспективные проекты
–Какие ещё проекты ЦКБ "Айсберг" готово предложить для использования в Арктике?– В прошлом году мы разработали технический проект многофункционального судна атомного технологического обслуживания. Это судно необходимо для обеспечения ремонта, перезарядки, хранения отработанного ядерного топлива. Оно будет работать со всеми атомными ледоколами, как действующими, так строящимися и будущими. А также со всеми энергоблоками, как строящимися, так и с будущими.
– В том числе и с ПЭБ "Академик Ломоносов"?– При необходимости сможет. Данное судно является уникальным и сможет обеспечить всю линейку имеющихся атомных объектов гражданского назначения. Это один из проектов.
Помимо этого, в конце прошлого года ЦКБ "Айсберг" выиграл конкурс и в настоящий момент начинает разрабатывать проект создания плавучего энергоблока на сжиженном природном газе (СПГ). Сейчас мы разрабатываем концептуальный проект. Предусматриваются энергоблоки разной мощности: 80, 100, 150, 200 МВт. Сейчас мы определяем с потенциальным заказчиком линейку энергоблоков, которые ему будут нужны, и будем разрабатывать эскизный проект.
Также мы можем предложить проекты ледоколов, работающих на сжиженном природном газе мощностью 40 МВт. У нас есть наработки в этой области, которые могут быть интересны потенциальным заказчикам.
– Но ведь СПГ – это несколько новая для "Айсберга" область. Есть здесь какая-то специфика и особенности?– Безусловно, это новая для нас область. Но она новая и для всех отечественных проектантов и заводов-строителей, потому что в России фактически нет судов, работающих на СПГ.
К тому же требования, которые предъявляются ко всем системам ядерной энергетической установки, настолько серьёзные и жёсткие, что работа с газом сейчас для нас не является сложной. Это новое направление, но, в принципе, оно для нас абсолютно понятно. Поэтому в этом направлении мы будем дальше развиваться.
Беседовал Александр ПолунинФото: ЦКБ "Айсберг", Sudostroenie.info