В почти тысяче баков, расставленных вблизи аварийной АЭС "Фукусима Дайичи" (Япония), хранится 1,1 миллиона тонн загрязнённой воды, но это ещё не предел.Ситуации с загрязнённой водой на аварийной станции посвящена большая обзорная публикация в "Japan Times".
Проблема местаИмеющиеся ёмкости скоро будут заполнены, и компания TEPCO планирует изготовить новую партию баков на 0,27 миллионов тонн. Этого также хватит ненадолго, лет на пять, если не меньше.
На заполнение одного бака уходит от семи до десяти дней, и в итоге полный бак содержит 1000-1200 тонн жидкости.
На первый взгляд, это не критичная проблема. Новые баки изготовить можно, места на площадке для их расстановки сейчас достаточно. Но в планах TEPCO через 5-10 лет приступить к извлечению расплавленного и повреждённого топлива из аварийных блоков, и с местом для его хранения может образоваться дефицит.
В ноябре прошлого года МАГАТЭ в своём отчёте обратило внимание на проблему свободного места. Физические ограничения площадки "оставляют мало пространства для дополнительных баков", посчитали в агентстве. Не говоря уж о том, что хранение загрязнённой воды в наземных баках можт быть только временной мерой.
В планах TEPCO после 2020 года отведение новых участков для установки баков не значится, то есть для хранения новых партий воды придётся искать другое решение.
Ежедневно в здания аварийных блоков просачивается до 83 тонн подземных и дождевых вод (а ещё не так давно, до принятых специальных мер, ежедневная норма достигала 300 тонн). Контактируя с топливом и загрязнёнными материалами, они превращаются в радиоактивные отходы.
Загрязнённую воду откачивают и пропускают сквозь фильтры системы "Advanced Liquid Processing System" (ALPS) с высокой степенью очистки по всем основным радионуклидам, за исключением трития. После ALPS воду собирают и помещают в баки на хранение.
Проблема сливаОкончательного решения о том, как поступать с хранимой водой, содержащей тритий, на сегодняшний день не принято.
Этим вопросом занимается правительственная комиссия. Она изучает последствия пяти возможных вариантов, в том числе выпаривания или отвердевания с последующим захоронением. Но наиболее вероятным решением представляется слив воды в океан с предварительным разбавлением концентраций трития.
Тоёси Фукета, возглавляющий японский регулирующий орган, и целый ряд других экспертов полагают слив в океан наилучшим выходом. На пресс-конференции в сентябре 2018 года Фукета напомнил, что длительное хранение загрязнённой воды на площадке негативно сказывается на темпах работ по выводу станции и отвлекает на себя деньги и другие ресурсы.
Но перспектива слива фукусимской воды в океан не радует местных жителей и рыбаков, опасающихся возможных последствий для морских обитателей.
Масла в огонь подлил скандал в августе 2018 года, когда проверка воды, очищенной в ALPS, показала присуствие в ней изотопов йода, цезия и стронция, причём по некоторым изотопам были превышены ПДК.
Заручиться согласием местных властей на слив после этого стало ещё сложнее. На публичных слушаниях в прошлом августе многие участники требовали от правительства подобрать дополнительные площадки для хранения загрязнённой воды и забыть о предложении о сливе.
Тецу Нозаки, возглавляющий федерацию рыболовецких кооперативов Фукусимы, на августовских слушаниях был категоричен: "Слив прошедшей через ALPS воды в океан станет катастрофическим ударом по рыбакам префектуры Фукусима и лишит их работы и мотивации". Он считает, что вопрос о судьбе воды должен быть вынесен на общенациональное обсуждение.
Профессор Хироси Мияно, председатель комитета по выводу из эксплуатации в японском обществе атомной энергии, полагает, в свою очередь, что важность проблемы воды преувеличена.
"Каким образом мы сможем удалить расплавленное топливо из реакторов? Вот это наиболее важный вопрос... А баки для хранения воды - это небольшая проблема", - считает профессор.