В Вашингтоне из-за собственного высокомерия прошляпили восстановление военной мощи и внешнеполитических амбиций России. Но на этом дело не закончилось.
Похожая, но еще более трагичная история получилась у США с Китаем.
По сравнению с Россией, здесь как раз все было с точностью до наоборот. Либерал-глобалисты очень тщательно продумали весь процесс. В 90-х план был довольно простой: на волне либерализации экономики предполагалось использовать Поднебесную как рынок дешевой рабочей силы. Затем по мере роста благосостояния населения и расширения рыночных реформ планировалось на уже неоднократно показавших себя в деле благах западной цивилизации (сникерсы, макдональдсы, Голливуд) взрастить политически активный средний класс, который послужил бы тараном для сноса политической системы, возглавляемой КПК. А дальше стандартный сценарий – потеря суверенитета и колонизация Китая американскими корпорациями.
Поначалу план работал безупречно. Страна, в которой на памяти одного поколения, чтобы сохранить каждое зернышко риса, крестьяне отстреливали воробьев, и почти в каждой деревушке стояла примитивная плавильная печь для того, чтобы догнать и перегнать СССР по выпуску металла, резко нарастила промышленный и технологический потенциал. Причем основой для этого явилась поддержка и развитие государством (читай – коммунистической партией) китайского частного капитала.
Уже в этот момент 20 лет назад вашингтонским политикам стоило бы призадуматься, а с какой стати коммунисты поддерживают так ненавистный им по теории классовой борьбы капитал. Задуматься и прекратить финансировать своими заказами и инвестициями феноменальный рост китайской экономики, со скоростью экспресса превращающейся в огромную мировую фабрику. Очень, очень богатую мировую фабрику. Но пресловутое скудоумие и высокомерие помешало вашингтонским элитам сделать нужные выводы. И Америка, а с ней и весь Запад, наслаждаясь преимуществами дешевой рабочей силы, продолжали подпитывать рост экономики Поднебесной заказами, финансами и технологиями. Они опомнились только в конце первого десятилетия нашего века, когда поняли, что Китай, толкаемый вперед трехсотмиллиардным внешнеторговым профицитом, по объему экономики стремительно догоняет США.
К большому удивлению американских аналитиков, разросшийся до 100 миллионов китайский средний класс и более 10 миллионов ставших по-настоящему богатыми предпринимателей оказались невосприимчивы к западной «либеральной» пропаганде и проявили себя очень патриотично. Вместо ожидаемой революции и принятия псевдолиберальной демократии они, вполне довольные своим положением и новым статусом, дружно и дисциплинированно проследовали курсом КПК на построение некоего довольно успешного гибрида социализма с капитализмом. Но и этот очевидный факт не остановил крайне невыгодное для США с геополитической точки зрения сотрудничество с Китаем.
Только сейчас в Вашингтоне поняли, какого монстра вырастили. Поняли и ужаснулись собственной тупости. Во всяком случае, это во всеуслышание сделал теперешний хозяин Белого дома. Но не забываем про тщеславие и высокомерие, ведь исключительные политики, руководящие исключительной нацией, не терпят поражений, поэтому, проиграв в честной конкурентной борьбе, которую они еще несколько лет назад воспевали как высшее благо капитализма, в Вашингтоне прибегли к экономическому насилию. Поднебесную начал давить пресс незаконных американских пошлин и тарифов, декларируемой целью которых является сокращение профицита торгового оборота Китая с США, а реальной – удушение, подчинение китайской экономики и устранение Китая как ближайшего экономического конкурента.
И что? Несмотря на значительные неудобства, Пекин пока с честью выдерживает такое давление. Более того, после введения в 2018 году Белым домом дополнительных тарифов на китайские товары, к общему удивлению аналитиков, профицит Китая в торговле с США даже вырос по сравнению с годом предыдущим.
Чем закончится торговая война двух экономических гигантов, неясно. Одни утверждают, что договорятся, другие, что Штаты все же дожмут Китай, третьи, что Америка надорвется бороться со всем миром. Исход этого противостояния мы узнаем в ближайшем будущем.
Важно другое.
Из-за процветающего в американской политической элите скудоумия и высокомерия буквально за два десятилетия в мире появилась две сверхдержавы, способные на равных составить Америке конкуренцию. Россия в военной сфере. Китай в экономике. К тому же вооруженные силы Китая стремительно модернизируются, сокращая технологическое отставание от России и США и превращая его в передовую военную державу.
Перспективы противостояния США с Россией и Китаем весьма опасны, потому что каждая из стран способна нанести непоправимый ущерб. Одновременный конфликт с двумя этими противниками вообще похож на самоубийство. В этой ситуации у Америки для элегантной победы, похоже, нет ни сил, ни мозгов, ни времени, ни, самое удивительное, желания. Поэтому она применяет испытанные методы – грубое давление и угрозы, надеясь, что соперник дрогнет и сломается под ее хамским напором.
Есть, правда, еще один простой, но неплохо работающий сценарий, которым англосаксы пользовались на протяжении своей истории: взять одного из оппонентов в союзники, чтобы уничтожить другого или стравить врагов друг с другом. Но, по-видимому, даже до этого в Вашингтоне додуматься пока не могут.
Еще один очень важный момент.
После второй мировой войны у США с течением времени все более явно просматриваются черты неоколониального гегемона. Вначале сферой их влияния была Европа и Юго-восточная Азия, затем страны, выбравшие капиталистический путь развития. После падения СССР к ногам Америки скатился и весь остальной мир, за исключением Китая и еще нескольких государств, которые, однако, не портили общую картину. Но время, когда в Вашингтоне наслаждались глобальным имперским статусом, длилось всего четверть века. Даже толком не пройдя фазу мирового роста и расцвета, американская империя под напором внутренних и внешних изменений начала клониться к закату. А на этом этапе находящаяся в конце пути империя теряет стратегический фокус, ее идеологические установки размываются, поддерживающие ее внутренние опоры ослабевают под давлением новых течений и трендов. Ей с высоты некогда успешного завоевателя все труднее выработать понимание новой картины мира, оценить его динамику, осознать надвигающиеся перемены и угрозы. Поэтому каждой империи, находящейся в конце жизненного цикла, для отвлечения внимания народа и оправдания собственных промахов нужно универсальное средство политической мобилизации – главный враг. Попытка продать американцам в качестве врага Иран или Аль-Каиду не прошла. Не того масштаба оказались кандидаты. Поэтому американская политическая элита по инерции выбрала своим главным врагом Россию, тем самым совершив очередную, на этот раз фатальную ошибку – предоставив Китаю возможность и время для того, чтобы использовать вновь приобретенную экономическую мощь для внутреннего развития и мировой экспансии.
В США до сих пор не могут понять, что у Москвы нет глобальных амбиций. Она лишь хочет уважения своих законных интересов, имеющих в основном региональный характер и соблюдения устоявшейся системы международных правил. Или создания новой на основе консенсуса. И в плане экономики Россия не может конкурировать с США в большинстве отраслей, за исключением сырьевых. Китай же однозначно нацелен на глобальную экспансию, которая ему жизненно нужна для поддержания работы его сверхконкурентной, ориентированной на экспорт экономики. Без экспансии не будет рынков сбыта, остановятся фабрики, десятки миллионов привыкших к сытой жизни китайцев окажутся без работы. Такая ситуация грозит неконтролируемым социальным взрывом, который КПК не может допустить. Поэтому Пекин будет использовать все имеющиеся средства для расширения сферы своего влияния, и происходить это расширение будет в основном за счет США.
Пока эти средства ограничиваются мягкой силой и закамуфлированным экономическим подкупом, осуществляемым в виде кредитов и инвестиций. Пока в фокусе Китая находятся регионы, которые не очень интересны глобальным корпорациям из США: Африка, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка. Но скоро военная мощь Китая достигнет уровня уверенного противостояния вооруженным силам США, а его экономическая экспансия рано или поздно начнет затрагивать регионы, традиционно находящиеся под американским влиянием Не осознавать это для вашингтонской элиты – вершина скудоумия. Этот процесс уже начался в Европе, где китайский Huawei успешно вытесняет американских производителей сетевого оборудовании с рынка 4G и стоит на пороге монополии на 5G.