Граждан «безвизовой» Украины всё чаще не пускают в Европу. В прошлом году примерно 57 тысяч украинцев лишили «европейской мечты». Второй год подряд Украина занимает первое место по количеству отказов во въезде в ЕС. Главные причины отказов – отсутствие денег, необходимых документов и невнятные объяснения причины поездки.
Из всех европейских стран наиболее лояльный режим пересечения границы для граждан Украины установила Польша. И Польша же является страной, чаще всего запрещающей украинцам въезд в Европу.
Объяснение этому простое: те, кто может позволить себе вылететь во Францию, Португалию или Испанию, вполне в состоянии объяснить цель поездки и доказать финансовую состоятельность. Это богатые туристы, и таких в процентном отношении на Украине немного. Основная масса рабочего люда прёт в Европу самым дешёвым путём – по суше через Польшу, где и натыкается на строгих польских пограничников.
Это говорит о том, что «безвиз» рассчитан не на всех украинцев поголовно, а только на относительно обеспеченных. «Безвиз» позволяет Европе выкачивать деньги из таких туристов, но не позволяет остальной обездоленной массе населения беспрепятственно кататься по Евросоюзу с целью заработка. Раньше гражданам Украины требовалось доказывать финансовую состоятельность в посольстве европейской страны, теперь требуется доказывать то же самое, но на границе. Поменялось место действия, но не его содержание.
Подавляющее большинство тех, кого пустили в Европу, дальше Польши никуда не едут. Эта страна, испытывая серьёзные демографические проблемы, распахнула для украинцев рынок труда, в других странах ЕС устроиться на работу уже сложнее.
В январе 2019 года в Польше насчитали 1,27 миллиона украинских граждан. В России, по приблизительным подсчётам, проживает около 2 миллионов украинских заробитчан. Получается, даже после получения Украиной «безвиза» и ослабления российской экономики из-за санкций Россия притягивает больше украинцев, чем Польша. В Россию едут преимущественно жители Донбасса, но ведь Киев официально считает Донбасс своей территорией, а его жителей своими гражданами.
В Польше в отношении украинской миграции идёт бурная полемика, а официальная статистика противоречит сама себе. Newsweek.pl публикует данные опроса украинских мигрантов в Малопольском воеводстве, из которых следует, что только в этом регионе произошло 44534 акта агрессии по отношению к украинцам (словесные угрозы, избиения, сексуальное насилие, порча имущества, демонстрация презрительного отношения). Социологи зафиксировали заметное увеличение количества таких актов агрессии против украинцев, в то время как по отношению к другим национальностям такого роста не отмечено.
Социологи из компании Havas Media Group дают другую картину: 52% поляков позитивно относятся к украинцам и только 12% негативно. 80% поляков не против видеть украинцев своими соседями, коллегами или друзьями.
Польский политик Кшиштоф Босак в передаче «Горячий вопрос» на телеканале wPolsce выразил третье мнение: неважно, кто и как к кому относится, но массовая миграция украинцев приведёт к превращению Польши в многонациональное государство и спровоцирует межэтническое напряжение.
Когда украинцев будет очень много, встанет вопрос предоставления им польского гражданства, потом – политических прав и возможности формирования своей фракции в парламенте. Засим последуют дебаты об исторической политике и разного рода внутренние конфликты, которые Польше ни к чему. Кроме того, наплыв украинских заробитчан заморозил рост зарплат в Польше и подхлестнул эмиграцию молодых поляков в Западную Европу, усугубляя демографическую проблему. Рынок труда для украинцев надо закрыть, резюмировал Босак.
Массово отказывают украинцам во въезде не только в «безвизовую» Европу, но и «безвизовый» Израиль. В 2018 году в страну не пустили каждого двадцатого гражданина Украины (7730 человек), ещё 4725 изловили на территории Израиля и депортировали. В январе сего года Йоэль Лион, посол Израиля на Украине, назвал «безвиз» проблемой, потому что каждый десятый украинский турист – это нелегал.
Ежегодно таких «туристов» с Украины приезжает 11 тысяч. В суммарном отношении Украина и Грузия поставляют в Израиль больше нелегалов, чем страны Африки.
Тема «безвиза» была использована Порошенко для демонстрации превосходства Украины над «отсталой» Россией. Действительность же такова, что россиянину сегодня получить шенгенскую визу проще, чем гражданину Украины. В феврале 2018 года ЕС повысил плату за шенгенскую визу, но не для россиян (они по-прежнему будут платить €35). Для российских граждан сократили срок рассмотрения заявления на визу до 10 дней.
Россия для Европы миграционно гораздо менее опасное направление, чем «безвизовая» Украина. Россия имеет сухопутную границу с шестью странами ЕС (Финляндия, Норвегия, Польша, Литва, Латвия, Эстония). Ни о каком нашествии российских нелегалов там никто не слышал.
Норвегия установила для жителей приграничных российских территорий довольно либеральный визовый режим, а Финляндия – для всех граждан России. Причём в Финляндии россияне – самая многочисленная группа иностранных туристов, процент отказов в визе минимальный.
Между Калининградской областью РФ и Польшей до 2016 года действовал режим малого приграничного передвижения (практический «безвиз»), но был отменён Варшавой в одностороннем порядке в рамках санкционного давления на Россию вопреки просьбе администраций приграничных польских городов этого не делать. В октябре 2018 года посол Польши в РФ Влодзимеж Марчиняк, посещая Калининград, сообщил: после отмены режима малого пограничного передвижения турпоток из России в Польшу не уменьшился, а вырос!
За время действия режима МПП ни у Норвегии, ни у Финляндии, ни у Польши проблем с мигрантами из России практически не возникало. Нет их и у Прибалтики. Эстонская, латвийская, литовская пресса пишут о двух тенденциях – увеличении туристического потока из России и об увеличении притока заробитчан с Украины. Это и есть настоящая, а не выдуманная в киевских кабинетах цена украинского «безвиза».