14 марта 2019 ресурс Wired
опубликовал статью насчет ситуации вокруг SLS.
Вольный перевод (примечания и прочая отсебятина курсивом):
Название статьи звучит как "Сверхбольшая космическая система запуска НАСА может быть обречена".
Оптимистичненько, чё.Не секрет, что программа SLS борется, чтобы выполнить график.
Проблема в том, что НАСА гласно обязалось отправить американский КК на Луну в следующем году.
Новое лунное такси НАСА, "Орион", почти готово (
ну да, почти совсем-совсем, GAO подтверждает, см. выше)
Но его носитель, большая и раздутая SLS, все еще в годах до завершения.
В среду утром (т.е. 13 марта 2019) администратор НАСА Jim Bridenstine появился в комитете сената США по коммерции, науке и транспорту для обсуждения лидерства США в космосе.
Во время дачи его показаний выявился неожиданный поворот. Впервые Брайденштейн признал, что агентство могло бы рассмотреть коммерческие ракеты для вывода пилотируемых капсул в космос. Для НАСА в отношении полетов в глубокий космос вопрос больше не стоит ребром, SLS или провал.
"Сейчас мы лучше понимаем, насколько труден этот проект", - пояснил он.
Перед закрытием программы шаттлов НАСА начало публиковать своё видение следующего поколения ракет. В 2011 началась разработка SLS, которая станет, как надеялись, самой большой в мире. Но год за годом по мере невыполнения планов и раздувания бюджета, агентство нарвалось на критику несовершенств проекта. Прозванная "ракетой в никуда", SLS временами высмеивалась как скорее программа занятости, чем реальный путь в космос. Так было до 2017, когда перед ракетой была поставлена новая цель : доставить астронавтов на Луну.
Изначально первый пуск планировался на 2018, но скоро эта дата соскользнула на 2019, потом 2020 и сейчас официальные лица даже не уверены, что и этот срок реалистичен. Но Брайденштейн вешал Конгрессу, что он хочет, чтобы НАСА уложилась в приближающиеся сроки.
Для достижения цели в заданные сроки администратор допустил, что должны рассматриваться все опции, включая коммерческие ракеты.
(
Говорил я вам, посадят летунов в илошкин родстер и запулят в сторону Луны на Фалконе хэви ) :)
Комментарий Брайденштейна был неожиданным, т.к. на протяжении более, чем десятилетия НАСА рассматривало SLS как единственный вариант запуска астронавтов в глубокий космос и ограничивало своих коммерческих партнеров исключительно запусками на НОО и возвращением с неё. Но исключительсно сжатый график и многочисленные технические задержки (см.
вот эту бумагу) делают
совершенно ясным, что к 2020 году SLS почти наверняка не будет готова к полету.
За годы назначение "Ориона" изменилось с полета на Марс к полету на Луну и даже к астероидам, но одно оставалось неизменным, первый полет "Ориона" в беспилотном режиме должен был представлять собой 6-дневный облет Луны. Сейчас Брайденштейн допускает, что в этот полет "Орион" уйдет на коммерческой ракете. Осмеянная Исследовательская Миссия-1 (ИМ-1) тоже должна была стать первым полетом SLS.
Фишка в том, что "Орион" слишком тяжел, чтобы отправить его на окололунную орбиту, для любой ныне используемой коммерческой ракеты.
"Проблема в том, что сейчас у нас нет ракеты, чтобы отправить Орион и ЕСМ, в полет вокруг Луны. Это то, для чего нужна SLS", - добавил он.
Вместо этого Брайденштейн предложил выполнять эту задачу поэтапно.
Одна ракета выведет Орион и ЕСМ (европейский сервисный модуль) на НОО.
Вторая ракета отдельно выведет верхнюю ступень, которая состыкуется со связкой Орион-ЕСМ и разгонит их к Луне. Но это легче сказать, чем сделать, потому что технология стыковки, необходимая для выполнения этой задачи, пока еще не существует.
Как они Аполлоны с лунными модулями стыковали-то полвека назад? "До июня 2020 мы должны реализовать это", - заявил Брайденштейн.
Но он не упомянул какие именно ракеты позволят это выполнить.
Сейчас только две ракеты могут выводить большой груз на НОО, Falcon Heavy и Delta IV Heavy.
Falcon Heavy, дебютировавший в прошлом году пока что вывел на орбиту родстер Тесла (
я так понимаю, в отношении этой ракеты есть большие сомнения), в то же время Delta IV Heavy вывела кучу всяких грузов, включая урезанную версию Ориона в 2014.
Переход к коммерческой ракете может нанести главный удар по программе SLS, раскритикованной за уху есть какой бюджет (ожидается 14 миллиардов бакинских) и низкий темп разработки. С появлением Falcon Heavy необходимость существования SLS становится менее ясной.
Falcon Heavy может вывести до 63956 кг., а Delta IV Heavy - до 28368 кг. , а SLS теоретически до 94800.
Если НАСА может послать Орион в космос на спине коммерческих ракет, то будущие пилотируемые миссии, ранее предназначавшиеся для SLS, тоже.
В своей речи в понедельник (11 марта), Брайденштейн объяснил Конгрессу детали окололунной космической станции, которая тоже может быть запущена коммерческой ракетой.
Но это не все удары по SLS на той неделе. В своем бюджетном запросе на 2020 Дональд наш Трамп предложид урезать бюджет НАСА на 2%, т.е. на 2.1 миллиарда. Это практически остановит разработку второй, более мощной версии SLS.
Тем не менее, Брайденштейн акцентировал необходимость SLS для будущего программы Орион и амбиций НАСА в глубоком космосе.
С предложениями Трампа, урезающими большинство возможностей SLS, для неё остается только одна миссия - полет к Луне.
И если этот полет может быть выполнен с использованием коммерческих ракет,
то сами понимаете что может стрястись .
P.S. Предлагаю приводить насосы движков первой ступени SLS от тела Вернера фон Брауна, он в гробу вертится похлеще любой турбины.