Илон Маск второй раз в истории запустил свою тяжелую ракету Falcon Heavy
новая дискуссияНовость554
Самая грузоподъемная ракета в мире вывела на орбиту в космос телекоммуникационный спутник Arabsat-6A для Саудовской Аравии.
Впервые все три первые ступени были успешно возвращены на Землю для последующего многоразового использования: спустя семь минут два боковых блока первой ступени успешно сели на площадку неподалеку от места старта, совершив вертикальное приземление практически синхронно. Еще через две минуты посадку на плавучую баржу в Атлантике совершил центральный блок.
Arabsat-6A был построен Lockheed Martin на базе спутниковой платформы LM2100. Стартовая масса спутника составляет около 6 тонн.
Нынешняя версия ракеты Falcon Heavy развила тягу в 2250 тонн. Это на 10 процентов больше по сравнению с предыдущим тестовым полетом, который состоялся в феврале прошлого года. Увеличенную мощность обеспечили разгонные блоки Block 5. Данная версия позволяет использовать возвращаемую ступень до 10 без ремонта и до 100 раз при условии ремонтных работ.
Falcon Heavy состоит из трех видоизмененных Falcon 9, одна их который служит центральным блоком, а две дополнительные – в качестве боковых ускорителей. Falcon Heavy принадлежит абсолютный рекорд по числу маршевых двигателей – 28, в том числе 27 одновременно работающих – среди успешно летавших ракет-носителей.
Falcon Heavy способна выводить на низкую околоземную орбиту до 64 тонн полезной нагрузки – больше, чем любая другая из ныне существующих ракет. Первый ее запуск – демонстрационный – состоялся 6 февраля 2018 года. Тогда удалось возвратить на Землю две из трех ее ступеней многоразового использования. Ракета вывела на орбиту между Марсом и Землей электромобиль Tesla, который будет вращаться в Солнечной системе миллионы и даже, вероятно, сотни миллионов лет.
***
Поздравляю ВСЕХ жителей Земли с Днем космонавтики! Всего доброго!
Цитата: Himic3 от 12.04.2019 08:19:55Arabsat-6A был построен Lockheed Martin на базе спутниковой платформы LM2100. Стартовая масса спутника составляет около 6 тонн.
Нынешняя версия ракеты Falcon Heavy развила тягу в 2250 тонн. Это на 10 процентов больше по сравнению с предыдущим тестовым полетом, который состоялся в феврале прошлого года. Увеличенную мощность обеспечили разгонные блоки Block 5. Данная версия позволяет использовать возвращаемую ступень до 10 без ремонта и до 100 раз при условии ремонтных работ.
Я все-таки не могу понять, почему Маск использует свой сверхтяж, чтобы вывести на ГПО (даже не на ГСО) спутник с массой 6 тонн. Ведь если верить ТТХ нормального "Фалкона", то он должен был поднять такой спутник на ГПО без особого труда. Даже совсем недавно, 10 сентября 2018 г., он запустил на ГПО два спутника (Telstar 18V / Apstar-5C) с общей массой 7060 кг. По-моему, глупо возить на фуре мешок с картошкой. Для этого и пикап пригодится.
Цитата: Аладдин от 12.04.2019 11:25:58Я все-таки не могу понять, почему Маск использует свой сверхтяж, чтобы вывести на ГПО (даже не на ГСО) спутник с массой 6 тонн.
По моему не профессиональному мнению это еще одно тестовое испытание и заодно с полезной нагрузкой. Возвращение трех блоков успешно удалось. Очевидно. С днем космонавтики!!!
Цитата: Пикейный жилет от 12.04.2019 11:36:24По моему не профессиональному мнению это еще одно тестовое испытание и заодно с полезной нагрузкой. Возвращение трех блоков успешно удалось. Очевидно. С днем космонавтики!!!
Маск напирает именно на многоразовость комплекса в целом. Весь "пакет" из трёх сосисок полетит ещё раз (не помню когда, но вроде уже скоро). Более того, они выловили обтекатель (который тоже полетит заново), а это ещё 2-3 ляма долларей экономии. На стоимость выведения для клиентов это повлияет не сильно, а вот на прибыль Спейс Х очень даже! А деньги им понадобятся, чтобы ваять их новый проект - огромную многоразовую дуру из нержавейки.
Цитата: Renderer от 12.04.2019 12:08:22Маск напирает именно на многоразовость комплекса в целом. Весь "пакет" из трёх сосисок полетит ещё раз (не помню когда, но вроде уже скоро). Более того, они выловили обтекатель (который тоже полетит заново), а это ещё 2-3 ляма долларей экономии. На стоимость выведения для клиентов это повлияет не сильно, а вот на прибыль Спейси очень даже! А деньги им понадобятся, чтобы ваять их новый проект - огромную многоразовую дуру из нержавейки.
Денег на Старшип текущие запуски не дадут. Их слишком мало. 4 пуска за 4 месяца, при планах пускать 24-50 штук в год. Должно быть все ОК - отработана многоразовость, РН с Блок5 не будет модернизироваться дальше, есть запас ступеней для повторного использования. Нет очереди заказчиков под коммерческие пуски, а Маск активно борется за госконтракты.
Цитата: Air_Libra от 12.04.2019 12:19:57Денег на Старшип текущие запуски не дадут. Их слишком мало. 4 пуска за 4 месяца, при планах пускать 24-50 штук в год. Должно быть все ОК - отработана многоразовость, РН с Блок5 не будет модернизироваться дальше, есть запас ступеней для повторного использования. Нет очереди заказчиков под коммерческие пуски, а Маск активно борется за госконтракты.
Ну, так и я не говорю прямо про текущие запуски, я говорю про вообще прибыль от успешной многолетней эксплуатации семейства Ф-9, включая Хэви. И гражданские, и военные пуски дадут приличные деньги, если Спейс Х будет экономить на повторном использовании всего "железа", кроме 2-й ступени. К тому же, само изготовление старшипа из нержавейки (вместо углеродного композита, который, на минуточку, раз этак в 60 дороже) даст приличную экономию (если вся идея выгорит, конечно же). Вообще, в интересное время живём.
Цитата: Air_Libra от 12.04.2019 12:19:57Денег на Старшип текущие запуски не дадут. Их слишком мало. 4 пуска за 4 месяца, при планах пускать 24-50 штук в год. Должно быть все ОК - отработана многоразовость, РН с Блок5 не будет модернизироваться дальше, есть запас ступеней для повторного использования. Нет очереди заказчиков под коммерческие пуски, а Маск активно борется за госконтракты.
Вот она причина. Нету заказов на пуски. Можно снизить цену РН повысив серийность но заказчиков нет. Как то туго идет коммерческое использование космоса.
Цитата: Игорь_ от 12.04.2019 12:51:29Вот она причина. Нету заказов на пуски. Можно снизить цену РН повысив серийность но заказчиков нет. Как то туго идет коммерческое использование космоса.
А вы не могли бы выразить конкретные технические возражения в отношении проекта? Что вам кажется сомнительным? Вы считаете, что активное охлаждение корпуса жидким метаном во время спуска (как предполагает проект) - это невозможно? Какие для этого основания?
Камрады, я дико извиняюсь, но напоминаю ещё раз: на этой дуре при спуске предполагается активное жидкостное охлаждение жидким метаном, с испарением оного через микропоры в корпусе. Никто не предполагает, что нержавейка переживёт вход в атмосферу сама по себе. Почему-то никого не удивляет охлаждение (топливом) стальных стенок камер сгорания двигателей, а там температура даже повыше. Вот и хочется услышать от спецов - что именно, чисто технически, кажется сомнительным?
Цитата: Renderer от 13.04.2019 21:56:43Камрады, я дико извиняюсь, но напоминаю ещё раз: на этой дуре при спуске предполагается активное жидкостное охлаждение жидким метаном, с испарением оного через микропоры в корпусе. Никто не предполагает, что нержавейка переживёт вход в атмосферу сама по себе. Почему-то никого не удивляет охлаждение (топливом) стальных стенок камер сгорания двигателей, а там температура даже повыше. Вот и хочется услышать от спецов - что именно, чисто технически, кажется сомнительным?
Стесняюсь спросить, а что, были проведены испытания хотя бы небольшого спускаемого аппарата с таким охлаждением? Или они сразу лепят эту огромную дуру в расчете на то, что раз Илошка так сказал, значит так и будет работать?
Цитата: grizzly от 13.04.2019 22:41:24Стесняюсь спросить, а что, были проведены испытания хотя бы небольшого спускаемого аппарата с таким охлаждением? Или они сразу лепят эту огромную дуру в расчете на то, что раз Илошка так сказал, значит так и будет работать?
Вы слишком эмоционально отвечаете на простой вопрос. Хотя, на самом деле вы на него не отвечаете. Но на ваш вопрос я постараюсь ответить. Лично я не знаю, чтобы подобная система испытывалась в реальном полёте. Может, кто из знатоков меня поправит. Подобная система предполагалась на ракете Ротон (мёртворождённый проект), там до испытаний теплозащиты дело не дошло. Но значит ли это, что такая теплозащита невозможна? Тем не менее, для старшипа наверняка предполагается некая программа испытаний, как было с Ф-9. Вы в курсе про их хопперы? Один даже взорвался, очень эффектно. Но теперь Ф-9 летает, и даже Хэви летает. И садится обратно. Первый хоппер-прототип старшипа на днях уже сделал подскок. Думаю, их (хопперов) будет ещё несколько. И сам старшип (когда построят, а пока вроде не начали) будут испытывать постепенно, не сразу на пиковых нагрузках. Вполне возможно, что дело не выгорит, но я пока не вижу ничего принципиально невозможного. Если удастся такое охлаждение, то всё остальное от применения нержавейки - чистый плюс. Мы можем спокойно обсудить технические вопросы, не переходя на личности (мою, вашу и Маска)?
Цитата: Renderer от 13.04.2019 21:56:43Камрады, я дико извиняюсь, но напоминаю ещё раз: на этой дуре при спуске предполагается активное жидкостное охлаждение жидким метаном, с испарением оного через микропоры в корпусе. Никто не предполагает, что нержавейка переживёт вход в атмосферу сама по себе. Почему-то никого не удивляет охлаждение (топливом) стальных стенок камер сгорания двигателей, а там температура даже повыше. Вот и хочется услышать от спецов - что именно, чисто технически, кажется сомнительным?
Я не спец, но попытаюсь ответить. Помните катастрофу шаттла Колумбия? " Комиссия по расследованию причин катастрофы пришла к выводу, что причиной стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока. При старте 16-го января этот участок теплозащиты был повреждён падением на него куска теплоизоляции кислородного бака." Кусок пенопласта при взлете повредил несколько плиток на крыле шаттла, на это никто не обратил внимание, и при возвращении назад крыло в этом месте выгорело, что привело к полному разрушению ЛА. Возвращаясь к "активному охлаждению жидким метаном, с испарением оного через микропоры в корпусе." Представьте себе, за пару минут до старта над Старшипом пролетела птичка, и какнула как раз на его блестящий нос из нержавейки. Все, микропоры засорены, охлаждения нема, при возврате назад этот кусок прогорит насквозь.
Цитата: xrvr от 14.04.2019 01:57:19... Возвращаясь к "активному охлаждению жидким метаном, с испарением оного через микропоры в корпусе." Представьте себе, за пару минут до старта над Старшипом пролетела птичка, и какнула как раз на его блестящий нос из нержавейки. Все, микропоры засорены, охлаждения нема, при возврате назад этот кусок прогорит насквозь.
Ваш птичий помет сгорит быстрее и очистит микропоры. И вот тогда нагретый метан с силой вырываясь из очищенных микропор существенно затормозит корабль.
Цитата: caSmith от 14.04.2019 15:19:02Ваш птичий помет сгорит быстрее и очистит микропоры. И вот тогда нагретый метан с силой вырываясь из очищенных микропор существенно затормозит корабль.
Цитата: xrvr от 14.04.2019 01:57:19Я не спец, но попытаюсь ответить. Помните катастрофу шаттла Колумбия? " Комиссия по расследованию причин катастрофы пришла к выводу, что причиной стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока. При старте 16-го января этот участок теплозащиты был повреждён падением на него куска теплоизоляции кислородного бака." Кусок пенопласта при взлете повредил несколько плиток на крыле шаттла, на это никто не обратил внимание, и при возвращении назад крыло в этом месте выгорело, что привело к полному разрушению ЛА. Возвращаясь к "активному охлаждению жидким метаном, с испарением оного через микропоры в корпусе." Представьте себе, за пару минут до старта над Старшипом пролетела птичка, и какнула как раз на его блестящий нос из нержавейки. Все, микропоры засорены, охлаждения нема, при возврате назад этот кусок прогорит насквозь.
А правильно ли сравнивать эти две системы? Насколько понимаю, если правильно понимаю, основное торможение этой дуры будет двигателем а не об атмосферу. Значит и тепловые нагрузки иные.?
Цитата: Renderer от 13.04.2019 21:56:43Почему-то никого не удивляет охлаждение (топливом) стальных стенок камер сгорания двигателей, а там температура даже повыше.
Цитата: Renderer от 13.04.2019 21:56:43Камрады, я дико извиняюсь, но напоминаю ещё раз: на этой дуре при спуске предполагается активное жидкостное охлаждение жидким метаном, с испарением оного через микропоры в корпусе. Никто не предполагает, что нержавейка переживёт вход в атмосферу сама по себе. Почему-то никого не удивляет охлаждение (топливом) стальных стенок камер сгорания двигателей, а там температура даже повыше. Вот и хочется услышать от спецов - что именно, чисто технически, кажется сомнительным?
сомнительна работоспособность металлических микропор при высоких температурах . забьётся одна микропора - температура вокруг неё поднимется - увеличатся шансы закупорки микропор , расположенных рядом - цепная реакция .
Цитата: __Alex_loki_ от 15.04.2019 18:42:53сомнительна работоспособность металлических микропор при высоких температурах . забьётся одна микропора - температура вокруг неё поднимется - увеличатся шансы закупорки микропор , расположенных рядом - цепная реакция .
это как-то помешает осаждению углерода из метана ? проведите бумагой по пламени газовой горелки - увидите копоть . то же самое будет с микропорами . расширение или сжатие тут не при чём . от температуры зависит скорость химической реакции .
Цитата: __Alex_loki_ от 16.04.2019 07:43:24это как-то помешает осаждению углерода из метана ? проведите бумагой по пламени газовой горелки - увидите копоть . то же самое будет с микропорами . расширение или сжатие тут не при чём . от температуры зависит скорость химической реакции .
и вы можете однозначно утверждать, что это осажденный углерод из метана? т.е. ничего иного там нет, что может давать такой эффект? например обугливание целюлозы ... или горение меркаптанов ...
насколько я знаю, метан это единственный углеводород, который при горении не проходит стадию ацетилена ...
помимо метана в состав природного газа входят: этан, пропан, бутан, сероводород, водород, углекислый газ, азот, этинол ... в отличие от ракетного топлива ...
метановые движки для того и разрабатывают, что помимо некоторой прибавки удельного импульса, метан дает очень мало сажи (некоторое количество промесей там всегда остается) и возможность многоразового использования двигателей без переборки и очистки ...
Цитата: Фёдор144 от 16.04.2019 15:27:14и вы можете однозначно утверждать, что это осажденный углерод из метана? т.е. ничего иного там нет, что может давать такой эффект? например обугливание целюлозы ... или горение меркаптанов ...
вы совершенно правы . стадии ацетилена там нет . так мы за углерод говорим , а не ацетилен . CH4 + O2 -> 2H2O + C - это первая стадия . C + O2 -> CO2 - вторая стадия . как видно после первой стадии остаётся активный атомарный углерод . именно он окрашивает пламя голубым цветом . в охлаждающих порах кислорода будет мало , поэтому основной реакцией будет : CH4 == 2H2 + C - эта реакция обратимая , но не полностью . активный углерод как паук с четырьмя лапами неспаренных валентных электронов цепляется за всё что найдёт , за поверхность металлов в том числе . гугл на запрос "осаждение углерода из метана" выдаст вам целую кучу статей по этому поводу . осаждение углерода из метана на металл или полупроводник используют в промышленности . так делают , например , высокочастотные динамики .
Цитата: Фёдор144 от 16.04.2019 15:27:14метановые движки для того и разрабатывают, что помимо некоторой прибавки удельного импульса, метан дает очень мало сажи (некоторое количество промесей там всегда остается) и возможность многоразового использования двигателей без переборки и очистки ...
Цитата: Renderer от 13.04.2019 21:56:43Камрады, я дико извиняюсь, но напоминаю ещё раз: на этой дуре при спуске предполагается активное жидкостное охлаждение жидким метаном, с испарением оного через микропоры в корпусе. Никто не предполагает, что нержавейка переживёт вход в атмосферу сама по себе. Почему-то никого не удивляет охлаждение (топливом) стальных стенок камер сгорания двигателей, а там температура даже повыше. Вот и хочется услышать от спецов - что именно, чисто технически, кажется сомнительным?
Вы почитайте какой поток топлива идёт для охлаждения милипусенькой в масштабах корпуса ракеты дюзы. Без телепортатора с прямой подачей жидкого метана в ракету того запаса в 10% что остаётся после вывода хватит лишь расцветить новыми красками короткий путь вниз.
Многоразовость (2 и 3 пуск пользованных ступеней) продемонстрирована на практике. Этот спор закрыт, с технической стороны дела. Маск оказался прав в этом аспекте - первые ступени можно использовать многократно. Севшие блоки от этого запуска собираются использовать летом. Экономический аспект до сих пор не ясен. Т.е. имеет ли смысл эта затея с экономической точки зрения. Здесь много вопросов. Пока Маск не предлагает ценник в 30 млн за пуск. А стремится получить контракты у военных и НАСА за большие деньги.
UPD: не правильно понял текст, речь шла не о HF, а о СтарШипе. О нем ничего внятного сказать пока нельзя. Реально есть подпрыгивающая на несколько сантиметров огромная водокачка.