Просто дадим денег, сделаем как в НАТО, и точно «победим» РоссиюАлександр Запольскис.
Новая военная доктрина Зеленского обещает золотые горы ради большого грабежа Украины.
Как и следовало ожидать, в лучших традициях поговорки про новую метлу, вновь избранный президент Украины представил новую
военную доктрину государства. Прессе ее передал советник главы государства по вопросам обороны и безопасности - Иван Апаршин. Хотя доктрина и носит имя Зеленского, множество источников сходятся во мнении, что реальным ее автором является как раз именно он.
Если это действительно так, то дела Украины обстоят совсем кисло. Одно дело, когда подобный опус пишет человек от вопросов военной безопасности государства просто далекий (Зеленский не служил даже срочную), и совсем другое когда подобное несет
кадровый военный, полковник запаса ВСУ. Начавший службу еще в советской армии, учившийся в Военной академии имени М.В. Фрунзе и позднее окончивший Национальную академию обороны Украины. Занимавший высшие посты в структуре ее министерства обороны и секретариате Кабинета Министров на протяжении четырнадцати лет.
Несмотря на громкость названия, к понятию именно военной доктрины государства опубликованный опус отношения не имеет. В любой серьезной стране под таким названием всегда фигурирует достаточно четко структурированный документ. В нем излагается итог анализа всех ключевых факторов, непосредственно влияющих на национальную безопасность на долгосрочный период. Как правило, от 10 до 20-25 лет.
Сухим языком без эмоций описывается, каким видится ожидаемое будущее. В чем, как и почему в нем могут возникнуть ключевые угрозы. Кто будет врагом, и какими возможностями он станет располагать. Какими глобальными методами и способами упомянутым угрозам вооруженные силы страны станут противодействовать. Именно отсюда вытекают как четкие формулировки задач вооруженных сил на указанный период, так и конкретные цели военного строительства. Какие нужны войска. Сколько и какой им потребуется техники. Где они должны располагаться. Как действовать в конкретных вариантах развития событий.
Кому интересно, могут почитать нынешнюю
военную доктрину России, сравнить с аналогичным
американским документом или, например, взглянуть на
французский. Разница видна невооруженным взглядом.
Все, о чем говорится в "военной доктрине Зеленского" это деньги. Явным образом – которые обещается платить. Неявным – которые предполагается пилить. В качестве маскировки текст обильно приправлен популярными народными мечтаниями про западный выбор.
Как и в доктрине Порошенко, сейчас о смысле и назначении вооруженных сил страны не упоминается тоже. Видимо из якобы самоочевидности ответа. Россия захватила Крым и ведет завоевательную войну на Донбассе. Стало быть, специально объяснять цель и задачи ВСУ – надобности нет.
Также отсутствует сколько-нибудь внятное описание хотя бы оперативного уровня проблем и путей их решения – какими именно способами украинская армия вменяемые ей задачи должна решать. Все сводится к единственной мантре – надо реорганизовать войска под стандарты НАТО. На этом пути обозначены три ключевых репера.
Во-первых, в предельно сжатые сроки перевести штаты органов военного управления на J-, G- и S- структуры. Говоря по-русски, скопировать штабной функционал просто потому, что "у НАТО сделано так".
Во-вторых, разделить полномочия высшего руководства вооруженными силами между президентом (который единолично осуществляет стратегическое командование), генеральным штабом (только планирует операции), штабами видов вооруженных сил (занимаются обучением и комплектованием) и объединенными оперативными штабами (непосредственно ведут боевые действия на тактическом уровне непосредственно на территории). По сути, это тоже чисто механическая калька с американской структуры без малейшего понимания ее смыслов, причин возникновения и особенностей функционирования.
Ну, и в-третьих, Зеленский громко пообещал военным много почестей, славы и, естественно, денег. Мобилизационный принцип полностью заменяется строго добровольным. Зато все поголовно станут качественно обученными и еще круче оснащенными профессионалами, способными порвать на ленточки кого угодно, включая орды мордорских орбитальных конных водолазов.
Правда, уже сейчас "с мест" начинают раздаваться изумленные вопросы.
Зеленский обещает через пять лет довести выплату рядовому до 30 тыс. гривен в месяц. Учитывая, что сегодня, по бумагам, полагается 24 тыс., выходит что довольствие прибавится всего на 6 тысяч. За пять лет?
Ирония происходящего заключается в том, что примерно то же самое уже сделал Порошенко. В 2017 году оклад рядового ВСУ был поднят с 2837 до 8000 гривен в тылу и до 11900 вместе с боевыми надбавками в зоне АТО. Капитаны стали получать от 11 тыс. в мирных условиях и 18300 - в боевых.
Новые цифры Зеленского с текущей реальностью бьются не очень. За красивыми общими словами новых обещаний в общем не стоит совсем ничего. По крайней мере, сколько-нибудь существенного и конкретного. Разве что увеличить оклады на 25% в течение 5 лет. При этом без малейшего учета негативных последствий прогрессирующего развала украинской экономики.
Впрочем, у него нет даже этих грошей. Аналогичная цель провозглашалась еще в 2013 году. На ее достижение требовалось 4,4 млрд долларов. Важный момент – в условиях мирного времени. Сейчас страна ведет войну, что увеличивает расходы от 4 до 5 раз. С учетом 3,67 разницы в курсах, только на доведение ВСУ до стандартов НАТО лишь по одному параметру – должностные оклады и материальное обеспечение, Зеленскому потребуется где-то изыскать 646,8 млрд гривен, что соответствует 49,5% доходной части бюджета Украины за 2019 год.
А если вспомнить, что под стандартами НАТО новый главкомверх Незалежной соотношение целевых направлений расходования военного бюджета страны видит как 50% на содержание, 30% - на перевооружение и 20% - на подготовку войск, то цифры вылезают и вовсе фантастические. Сумма расходов на оборону должна составить 1,29 трлн гривен, тогда как весь ее бюджет в текущем году сверстан в 1,26 трлн.
Тут даже нет надобности пытаться объяснять принципиальность разницы между наемниками и защитниками Отчизны. А когда модернизацию армии сводят только к размеру окладов, то кроме наемников ничего получиться не может. Но даже не в этом суть. Ладно. Пусть. Страна должна своих защитников хорошо кормить. Где она обещанные деньги на это все возьмет? Отменит пенсии, дотации и вообще все прочие госрасходы? Или за пять лет нарастит реальный ВВП в два раза? Серьезно?
Получается, Зеленский врет? Строго говоря, не особо. До него точно такие же сказки украинцам уже рассказывали дважды. Сначала летом 2014, когда вместо очковтирательства Киеву внезапно потребовалась настоящая армия. Местный менталитет диктовал простейших ход: мы дадим хороших денег, и тут же найдутся местные патриоты, согласные за них воевать.
Ну, как дадим, пообещаем. Потом, когда после двух разгромных котлов остро понадобилось армию снова восстанавливать, Киев опять пообещал прекратить мурыжить с выплатами и обещанное таки выдать. Но исполнять это начал только спустя два года. Да и то с очень большим скрипом и многочисленными ссылками на отражение российской агрессии как универсальное оправдание.
Так что нынешняя "доктрина" по сути, ничем, кроме размера цифр, от предыдущих сублимаций украинских свидомых мечтаний не отличается особо ничем. Ее неисполнимость очевидна, но, как в любой мечте, несущественна. Исполнять обещанное на практике все равно никто не собирается.
А вот что делать действительно будут, так это освобождать армию от ненужных запасов и непрофильных активов. Что имеется в виду под запасами – не очень понятно. Более-менее применимое в гражданском сектора там распродано и растащено давно. После аврального восполнения потерь боевой техники после компании 2014-2015 годов на складах ВСУ остался сущий хлам, годный разве что на металлолом.
Некоторый интерес могут составлять разве что боеприпасы. В частности, оставшиеся от СССР (и позднее еще дозакупленные у восточно-европейских стран НАТО) противотанковые комплексы. Они на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии все еще востребованы. Особенно по демпинговым украинским ценам.
Однако все указанное на самом деле является лишь дымовой завесой для легитимизации единственной стоящей фразы во всем документе. Вооруженным силам Украины сегодня принадлежит много земли. В буквальном смысле этого слова. Вот ее сейчас и предполагается "использовать более рационально". Нет, конечно же, не продавать. Во всяком случае, не сразу. Но ведь не стоит забывать, Родина в опасности, без перехода на стандарты НАТО решительно никак, быстро требуется очень много денег, а тут столько всего ценного и бесхозного...
Нет, в концепцию искренности нового "в схемах не замазанного" президента можно бы было и поверить, если бы не несколько нюансов. Все это за прошедшие пять лет там уже было. Ровно в аналогичном виде. Эффективно пристраивать бесхозное имущество сегодня станут те же самые люди, которые его пилили в 2014-2015 годах, и у которых его потом в свой карман возвращал Порошенко. Кстати, на основании судебных решений на основании разбазаривания и прочих финансовых махинаций. Что позволяет думать, будто бы в этот раз получится не так, как в прошлый, сие загадка большая есть.
Это даже если не трогать такую мелочь как украинские законы. По ним должностные оклады служивым определяются на основании выделенной Кабмином из бюджета страны сметы военных расходов, тогда как выручка от продаж военного имущества зачисляет во внебюджетный фонд, распределением которого сейчас занимается вообще непонятно кто. До выборов - люди, подконтрольные Порошенко. И они не могут объяснить, куда делись собранные волонтерами в помощь армии и зачисленные туда 158,8 млн гривен.
Можно ли все перечисленное называть именно военной доктриной – вопрос риторический. А вот что это проект по приватизации последних ценностей центральной власти – совершенно однозначно. Он на удивление хорошо укладывается в концепцию утилизации остатков централизованного украинского государства в его нынешнем виде. Вопрос лишь в конкретизации фамилий утилизаторов и не более того.
Кстати, реанимация идеи отказа от призывного принципа комплектования выглядит вообще откровенным сюром. За пять волн мобилизации ВСУ с большим трудом нагребли 104 тысячи призывников. В 2019 сроки их службы истекают. Откуда в нынешней стране Зеленский мечтает набрать им на замену столько добровольцев – вопрос очень интересный.
Но если он серьезно, то всем станет только хорошо. Численность ВСУ сама собой сократится примерно вдвое, в том числе, боевых частей - процентов на 70-80. И война на Донбассе закончится сама собой. Но это вряд ли. По крайней мере, до окончания дерибана "ненужного армейского имущества". А так то да, во всем виновата «российская агрессия».