Закон о тотальной украинизации приняла Верховная Рада 25 апреля голосами 278 народных депутатов. Мы уже писали об основных положениях законопроекта №5670-д «об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который в первом чтении был принят 4 октября 2018 года.После первого чтения посыпались сотни предложений поправок, большинство из которых депутаты толком и не рассматривали, просто пиарились и создавали шумную видимость деятельности перед избирателями. Однако, после пролета Порошенко со вторым сроком и накануне скорых выборов в парламент, «избранники» снова достали из шулерского рукава замызганную карту «мовы». Кое-как утвердив около 50 поправок, по привычке не задумываясь о соответствии принятого закона и других законодательных актов, в том числе и многострадальной Конституции, депутаты проголосовали.
Как утверждают украинские СМИ, окончательную версию законопроекта депутатам раздали за 15 минут до голосования. Прочитать за это время 17 новых страниц, с пятью десятками правок, в принципе реально, было бы желание. Однако, что там читать. Ранее проваленные голосованием по отдельности, все поправки были приняты «гамузом». Да и что выпендриваться, когда часть депутатов подняла «мовный закон» на щит в погоне за националистически настроенным электоратом, а колеблющиеся еще за несколько дней до этого, нардепы «созрели» благодаря щедротам «спонсоров».
«Маркер национальной идентичности»
Напомним вкратце, о чем основные положения закона о державной мове.
1. Образование – только на «дермове». Если в детских садах и младших классах школы еще допускается параллельное обучение на языках нацменьшинств в отдельных группах или классах, то в ВУЗах это исключено. Максимум – один или несколько предметов на «одном из официальных языков ЕС». Но, ни в коем случае, не на русском.
Для венгров, румын и поляков, которым повезло с родным языком, «являющимся официальным в ЕС», ввели некоторые послабления. Позволили растянуть сомнительное удовольствие школьной украинизации до 2023 года. «Коренным народам» в лице крымских татар придется украинизироваться быстрее, до 1 сентября будущего года. Далее закон никак не гарантирует право на образование на родном языке.
Теоретически считается, что в течение полугода будет внесен еще закон о защите языков коренных народов. На данный момент само определение весьма расплывчато, в «мовном» законе речь идет только о крымских татарах, и списка «коренных народов» попросту нет. И уж точно не планируется в него вносить русских. Не для того все затевалось.
Окончательно утверждено, что учителя в школах или иных образовательных учреждениях обязаны общаться исключительно по-украински. С учениками, родителями, между собой. Иначе штрафы от 5 тысяч гривен и прочие неприятности. Закон распространяется также на «внешкольные учреждения», то есть разнообразные секции и кружки по интересам, независимо от формы собственности. Никакого русского для детей – отныне все русскоязычные классы, группы, отдельные дисциплины под запретом. Вне закона.
2. Все проявления культуры – только на дермове. Спектакли, концерты, фильмы, публичные мероприятия, научные симпозиумы – только на украинском или английском. Если на другом, читай русском, то обязательно должны быть субтитры или синхронный перевод. И не важно, что законодатели сами не поняли, что написали. В законе даже не попытались прописать, каким именно образом это возможно технически. Конечно, можно повесить в русском театре экран с текстом на укр.мове, но это будет постоянно отвлекать зрителей от сцены и вызывать абсолютно неуместные эмоции. У актеров трагедия, а в зале хохот от субтитров. С научными симпозиумами и того хуже. Технический перевод на мову способен убить инженерную мысль в зародыше. А философскую и вовсе разнести в клочья.
Вся печатная продукция – только на мове. Не менее 50% тиража, хоть книг, хоть газет с журналами. То есть, цена напечатанной в Украине книги возрастет в 2 раза, так как на нее лягут расходы на печать украинского клона, включая перевод. Конечно, печатать можно будет в той же Белоруссии, но где продавать? По новому закону, во всех торговых точках с печатной продукцией не менее 50% товара должно предлагаться на украинском языке. То есть, пламенный привет бизнесу книгопечатания, издательской деятельности, печатных СМИ, книжных магазинов и киосков с прессой.
На переход общенациональных печатных СМИ на украинский язык дается 30 месяцев, а региональных - 60 месяцев. Разумеется, это не касается крымско-татарских печатных СМИ, англоязычных и иных языков ЕС, а также некоего неутвержденного списка «других коренных народов». В который быть не может, чтобы внесли русских, так как против русского языка все это и затевалось.
3. Весь бизнес также переходит на мову. В интернете все информационные, новостные, коммерческие сайты обязаны через 36 месяцев автоматически загружаться на украинском, а функция чтения на русском - только по желанию. То же с мобильными приложениями, социальными сетями, интернет-магазинами, играми и прочим.
Вся сфера обслуживания без исключения – только украинский. Персонал магазинов, ресторанов, салонов красоты, парикмахерских, шиномонтажек и так далее, все должны говорить с клиентом только на державной. Разве что он сам попросит на другом языке. Но за жалобы от свидомых заведение может быть крупно оштрафовано, а то и закрыто.
4. Все чиновники, бюджетники и госслужащие переходят на мову, мало того, сдают сертифицированный экзамен, без которого не смогут выполнять свою работу. Послабление сделали только для медиков, которые хоть и обязаны лечить украинцев на мове, но подтверждать знание ее смогут при помощи обычного школьного аттестата. Остальным же придется сдавать экзамен. Бесплатная попытка только одна, потом платно.
В последний момент из текста принятого закона исчезла норма о необходимости общения на мове для народных депутатов. Видимо, многие отчетливо поняли, что не сдадут. Также не регламентируется язык общения в армии. То есть, документооборот и приказы, конечно, на мове, а вот в остальном общении, так и быть, разрешают по-русски.
Также вынесли за скобки квоты для телевидения и радиовещания. Планировалось увеличить необходимое присутствие контента на украинском до 90%, однако пока оставили, как есть, 75%.
Вице-премьер Вячеслав Кириленко пафосно заявил, что «украинский язык стал основным маркером украинской национальной идентичности». С мовным законом Украина станет еще единее, хотя, казалось бы, дальше некуда.
«Полюбите мову, как собака палку»
За соблюдением нового, принуждающего к противоестественному общению, закона будут пристально следить. Для этого создают два новых государственных органа. Национальная комиссия по стандартам украинского языка будет «определять необходимый уровень владения им для занятия определенных постов и должностей». Так, кроме госслужащих, дипломатов, судей, адвокатов, нотариусов, работников образовательных и медицинских учреждений, сотрудников государственных и коммунальныхпредприятий, сертификат на знание мовы будут обязаны подавать кандидаты в президенты, вместе с другими документами для регистрации. А то вон, понимаешь, новоизбранный уже заявил, что собирается нанимать преподавателя по «рідной мове». А с новым законом и в кандидаты бы не попал. Демократию надо усиливать.
Второй контролирующий орган - Уполномоченный по защите государственного языка, будет следить и пресекать. Никакого русского там, где положен украинский. То есть, нигде. Русский можно использовать только в бытовом общении и в религиозных обрядах. Больше нигде. Шепотом.
Несогласных и нарушителей будут штрафовать. В целом, суммы штрафов в диапазоне от 3400 гривен до 11900 гривен. Начнут применять эту норму через 36 месяцев. Когда все немного забудут о принятом законе. А через 5 лет начнут сажать в тюрьмы сроком от 3 лет за «унижение или пренебрежение к украинскому языку».
Собственно, нарваться на штраф могут даже самые свидомые и националистически настроенные граждане, владеющие языком. При написании украинских географических названий и объектов топонимики на русском, легко будет не только ошибиться, но и выразить пренебрежение с унижением, если не ко всей мове, то уж к авторам дурнуватых законов точно. Теперь названия должны писаться с оригинальным звучанием. Кыйив, Украйына, Ривнэ, Днипро, Львив, Мыколайыв, Одэса.
За попытки введения двуязычия или многоязычия в стране, или предоставления другому языку статуса регионального, официального, можно оказаться в тюрьме сроком на 10 лет. Это теперь приравнивается законом о мове к свержению конституционного строя. Той самой Конституции, в которой Статья 10 гласит: «
В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению языков международного общения». А Статья 53 утверждает:
«Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества».
В самом законе нет прямой отсылки к статье 109 УК, однако четко и ясно написано, что второй язык приравнивается к свержению конституционного строя. Об умственных возможностях «избранников народа» все сложнее рассуждать без матерных выражений. Они ведут себя, как будто не законы пишут, а неприличные слова на заборах. Ни одному украинизатору в голову не пришло, что нельзя вот просто так создавать законопроекты, прямо противоречащие основному Закону и другим, ранее принятым законам. Как минимум, если уж очень хочется, нужно сначала отменить те, другие. Что касается Конституции, там давно пора вычеркнуть едва ли не половину. Зато честно.
Не забыли в законе и о населении республик Донбасса. «
До завершения временной оккупации части территории Украины одной из задач этого закона будет способствование изучению украинского языка гражданами Украины, которые проживают на оккупированной территории», - загадочно гласит один из пунктов закона. Каким-то неведомым образом, в срочном порядке предполагается при помощи этого закона научить нас украинский язык любить. Это как? На пропускных пунктах станут сертификаты на знание мовы требовать? Еще вопрос, кто ее лучше знает. В любом случае, ответ получился крайне несимметричный. Россия нам – упрощенную процедуру по получению гражданства. Украина – закон, принуждающий говорить на языке, на котором мы не хотим, и запрещающий нам родной, русский. Как уже неоднократно писали в комментариях в социальных сетях, украинские депутаты сделали все, от них зависящее, чтобы в очередь за российским паспортом встали даже те, кто особо не планировал.
Кому выгодно?
Очевидно, что закон о державной мове внесет очередной всплеск недовольства в массы. Кроме того, уже продолжились негативные последствия в виде обострения отношений с соседними европейскими странами – Венгрией, Румынией, Польшей. Напомню, Венгрия пристально следит за соблюдением прав 150000 этнических венгров, проживающих компактно на территории Закарпатья. Уже несколько лет длится противостояние между венгерскими и украинскими властями в части соблюдения языковых прав национального меньшинства. Венгерский МИД неоднократно угрожал блокировать все украинские вопросы в международных организациях. Только отшумел скандал с украинским законом об образовании, который вызвал возмущение европейских соседей и критику Венецианской комиссии.
Зачем именно сейчас, после избрания нового президента и перед парламентскими выборами, был в срочном порядке протолкнут этот закон? Настолько срочно, что спикер Парубий лично обзванивал депутатов, требуя присутствия всех, кто согласился за него голосовать. Более 50 «избранников» колебались и выторговали себе за голос неплохие деньги, как утверждают осведомленные люди в Раде.
Конечно, первым делом приходит на ум самый логичный ответ. Порошенко стремится успеть наложить новому президенту кучу проблем, ведь по срокам он еще успевает подписать проголосованный закон до сложения полномочий. Разгребать последствия придется уже Зеленскому. Маленькая сладкая месть электорату русскоязычного юго-востока, поддержавшему кандидата Зе.
В то же время, на предстоящих парламентских выборах Порошенко мечтает взять реванш и войти в Раду большим количеством мест. Для этого он продолжает свое «Армия. Мова. Вера», и принятый еще во время его президентства закон запишется в его актив.
Все это, без сомнения, так. Однако, кто и за что «позолотил ручки» тем, как утверждаю, 55 нардепам, которые внезапным образом передумали буквально перед голосованием и отдали свои «за» всеобщей украинизации? Мероприятие отнюдь не дешевое, надо сказать.
Но за государственный счет – не такое уж и дорогое. Так, за мовный закон проголосовали ручные обезьянки, извините – нардепы, подконтрольные или финансируемые олигархом Ринатом Ахметовым. Совершенно случайно совпало, что в этот же день те же марионетки проголосовали и за другое решение. Антимонопольного комитета, позволившего Ахметову завладеть Киевоблэнерго и Одессаоблэнерго и таким образом, сконцентрировать в одних руках 35% облэнерго всей Украины.
Нардепы, кормящиеся с рук Василия Хмельницкого, крупного предпринимателя, также голосовали за украинизацию в обмен на обещанное содействие для патрона в решении земельных вопросов в столице под расширение его строительной империи.
Собственно, и так далее. Так что, громадяне, кому-то язык коверкать и будущее своих детей, а кому-то и гешефтик на миллионы североамериканских бумажек.
Что дальше?
На данном этапе у принятого закона о всеобщей украинизации возникли некоторые проблемы.
Во-первых,во время рассмотрения закона уже были зафиксированы факты кнопкодавства, что дает возможность оспорить результат голосования в судах. Депутаты из оппозиции уже подали четыре проекта постановлений об отмене голосования. Рассмотрят их не раньше 14 мая, однако Парубий уже анонсировал, что проекты будут по-быстрому отклонены и он сразу же подпишет закон и сможет передать на подпись президенту, пока еще Порошенко.
Во-вторых, оппозиционеры уже готовят обращение в Конституционный суд, который проверит принятый закон на соответствие Основному закону, а также в Венецианскую комиссию, от которой будут ожидать вердикта о соответствии с международным законодательством в части прав и свобод человека.
К слову, не стоит ожидать многого от Венецианской комиссии. В конце 2017 года был проверен украинский закон об образовании, украинизирующий весь процесс обучения и вызвавший не меньшие споры и критику от соседних стран. В вердикте было предписано изменить некоторые статьи закона и дать больше прав именно русскому языку. Украинские власти просто отмахнулись от этого предписания, отправив комиссию «на хутор бабочек ловить». Покивали гривами и сказали, что обязательно учтут. Может быть. Когда-нибудь. Потом. Собственно, на том и кончилось. Венецианская комиссия может только рекомендовать. И совершенно не понимает, что делать, когда от ее выводов отмахиваются, как от назойливой мухи.
Впрочем, на сей раз может быть и по-другому. Пресс-секретарь Высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерики Могерини Майя Косьянчич озвучила требование Евросоюза не вводить «дискриминационный закон о государственном языке» в силу до проверки его Еврокомиссией.
Это заявление стало реакцией на жалобы Румынии и Венгрии, в который раз вступившихся за права своих соотечественников, проживающих на Украине. Если Брюссель научится предметно разговаривать с украинскими властями, то, возможно, закон действительно заблокируют. Для этого придется требования излагать с угрозами: лишить кредитов, ввести персональные санкции, и так далее.
Можно гадать на кофейной гуще и строить предположения, что же будет делать в случае подписания закона новый президент. Но это не конструктивно. Что бы он ни делал, в этом или ином случае, ему придется определиться в главном. Уяснить, что если в ближайшее время ему не удастся приструнить украинизаторов в их потугах, то страна просто посыплется. Нельзя постоянно унижать одну часть населения для потакания комплексам неполноценности другой. Если Украина не будет мультикультурной и мультиязычной, ее не будет совсем.
Будет ли новый закон о тотальной украинизации жизнеспособным и стоит ли гражданам юго-востока его опасаться, пока не понятно. Совершенно очевидно только одно – украинизаторы будут стремиться и дальше уничтожить все русское – язык, культуру, промышленность, науку. В этом они видят свою «великую цель».
Наталка Nikhttp://voskhodinfo.su/panorama…ayyny.html