Добрый день всем неравнодушным и интересующимся. Предлагаю разобрать по деталям этот эпизод миссии Аполло11. Краткое описание процесса: Старт на орбиту, Армстронг определил, что КМ находиться в 500 км впереди. Догнал, пристыковался. Про то что тормозил перед стыковкой не пишет. Вопросы. 1. Как выбирал момент для старта? Предварительного опыта не было и соответственно программы взлета тоже. 2. Когда оказался на орбите Луны. Как определил расстояние до КМ? Какими средствами? 3. Как сориентировался в пространстве перед включением двигателя на разгон в сторону КМ? Что там с топливом? 4. Догнал КМ. Как и чем тормозил перед стыковкой? (не описано в отчете) При этом стоит обратить внимание на то, что все ответственные операции стыковка-расстыковка проходили в зоне радиотени, без связи с Землей. Это специально так чтоб проще им было? Просьба камерадов высказываться строго по теме. С уважением
Вопрос - а на какой высоте была орбита ЛМ и КМ? Могли ли они видеть друг друга на расстоянии 500 км. не загораживала ли их Луна? Если загораживала, то как определили дальность в 500 километров?
Ну... если этот ма-а-а-аленький бум сравнить с такими-же испытаниями Сатурн-5, где все срывы объявили победами, то... скоро стоит ожидать медийного полёта Дракона на МКС.
Цитата: ДальнийВ от 02.05.2019 11:09:36Вопрос - а на какой высоте была орбита ЛМ и КМ? Могли ли они видеть друг друга на расстоянии 500 км. не загораживала ли их Луна? Если загораживала, то как определили дальность в 500 километров?
Цитата: ДальнийВ от 02.05.2019 11:38:45Прикинул, видеть глазами, (оптикой) должны, но при условии что КМ освещён Солнцем. А вот как определил дальность - загадка.
Визуально на фоне звезд, галактик и туманностей? Не зыбывайте это все аппараты размером с истребитель. Думаю что это возможно с расстояния порядка 1 км когда уже видна форма.
На фоне Луны на темной cтороне Луны вообще невозможно, так что остается только солнечная сторона, однако согласно НАСА и это невозможно, мешает засветка такой яркой Луны что звезд не видно, а КМ издали это именно такая звездочка которой не видно.
Радаром конечно, который имеет нужную дальность. Впрочем я не видел каких либо упоминаний что они им для чего либо пользовались.
Рис 1. Немасштабная схема встречи взлетной ступени с основным блоком в ходе полетов кораблей «Аполлон-11,-12». Рис 2. Немасштабная схема встречи взлетной ступени с основным блоком в ходе полетов кораблей «Аполлон-14-17». Обычно описывается в следующих словах.
Возвращение двух космонавтов (РИС. 1) с Луны начинается вертикальным стартом взлетной ступени с помощью основного двигателя. Затем ступень отклоняется от вертикали и через 7 мин после старта выходит (в точке 2, рис. 1) на начальную орбиту с периселением на высоте 16,7 км и апоселением на высоте 83,3 км. Последующее сложное маневрирование производится с помощью двигателей системы ориентации и стабилизации.
Взлетные ступени при первых двух экспедициях на Луну сначала посредством импульса 15,07 м/с в апоселении 3 выходили на круговую орбиту, затем, после исправления, если было необходимо, плоскости орбиты в точке 4, переводились в точке 5 импульсом 1,37 м/с на близкую к круговой эллиптическую орбиту, имеющую ту же линию апсид, что и орбита ожидания основного блока (разность высот орбит была повсюду почти одинакова - около 28 км). Теперь космонавты могли ждать подходящего момента для начала заключительного маневра сближения с основным блоком (нестрашно было его и пропустить и дождаться следующего).
После импульса 7,5 м/с начала маневра в точке 6 и коррекций 7 и 8 взлетная ступень, находясь в точке 9 ниже и впереди нагонявшего ее основного блока, начинала разгон (13,7 м/с), чтобы в точке 10 выйти на орбиту основного блока. (Это выравнивание скоростей воспринималось с борта основного блока как торможение приближающейся взлетной ступени. Указанные выше значения импульсов и параметры орбит - расчетные, фактические значения от них несколько отличались.) Групповой полет заканчивался сближением с помощью вспомогательных двигателей основного блока и стыковкой в точке 11 (через 3 ч 37 мин после старта). Маневры были рассчитаны так, что происходили при удобных условиях связи взлетной ступени с основным блоком и освещенности на последнем этапе сближения. Их сложность обеспечивала высокий уровень безопасности, за которую, правда, платилось лишней затратой топлива и большой длительностью всей операции.
Начиная с полета «Аполлона-14», после выхода в точке 2 (рис. 2) на начальную орбиту и увеличения в точке 3 скорости на 4,6 м/с осуществлялся переход в точке 4 на траекторию перехвата, затем следовали коррекции 5, 6, разгон 7, выход 8 на орбиту основного блока и стыковка; вся операция от старта до стыковки занимала лишь 1 ч 45 мин. Переход к ней объяснялся возросшей уверенностью в надежности двигательных систем лунного корабля. После перехода двух космонавтов в основной блок, взлетная ступень лунного корабля отделялась. Начиная с полета «Аполлона-12», она затем с помощью тормозного импульса основного двигателя по очень пологой траектории сбрасывалась на Луну. Скорость удара 1,68 км/с позволяла провести сейсмический эксперимент. ---------------------------- Т.е. ЛМ и КМ вначале выводились в разные орбитальные плоскости. А затем каким то образом попадали в одну в течение времени порядка 1 часа. Можно только порадоваться за коллег. Непонятно только почему же Союзы так не летают к МКС?
Еще мне непонятно каким образом стыковка А11 и А12 могла идти не только точно по одной схеме но и с одними и теми же импульсами?
Стыковка А11, вид из КМ
+0.23 / 16
АУ
Удаленный пользователь
02 май 2019 17:49:39
Цитата: pmg от 02.05.2019 13:22:25Визуально на фоне звезд, галактик и туманностей? Не зыбывайте это все аппараты размером с истребитель. Думаю что это возможно с расстояния порядка 1 км когда уже видна форма.
Цитата: pmg от 02.05.2019 18:16:42Я кажется понял почему наши так не летают на МКС - секстанта на борту Союзов нет.... Как минимум лет на 50 отстали...
Ну почему же отстали. Система автономной навигации «Альфа», разработанная в 1966-1968 гг. в Институте прикладной математики Академии наук СССР и в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения для проекта Л-1 пилотируемого облета Луны. В качестве прибора для получения оптических измерений был использован секстант, позволявший космонавтам на борту определять углы возвышения известных звезд над горизонтами Земли и Луны.
Бортовой секстант "Цель" ( завод «Арсенал», г. Киев) для лунного пилотируемого комплекса.
Цитата: Jeff от 02.05.2019 20:28:59Ну почему же отстали. Система автономной навигации «Альфа», разработанная в 1966-1968 гг. в Институте прикладной математики Академии наук СССР и в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения для проекта Л-1 пилотируемого облета Луны. В качестве прибора для получения оптических измерений был использован секстант, позволявший космонавтам на борту определять углы возвышения известных звезд над горизонтами Земли и Луны.
Бортовой секстант "Цель" ( завод «Арсенал», г. Киев) для лунного пилотируемого комплекса.
Почему "был использован секстант" если к Луне никто не летал? И потом речь шла об отсутствии секстанта на Союзах сейчас, при полетах на МКС. Если они там присутствуют в чем я лично сомневаюсь, то почему не летаем по одновитковым схемам на МКС? Тоже утерянные технологии?
Потому что МКС слишком дорого подставлять всякий раз под запуск очередного корабля. Потому что скорость вращения Земли относительно восходящего узла орбиты несоизмерима со скоростью орбитального движения. Потому что чем меньше продолжительность сближения, тем жестче ограничения на начальный фазовый угол между кораблем на момент выведения и станцией на тот же момент. Интересно, сколько раз можно объяснять очевидные вещи профессиональному научному работнику?
Цитата: Jeff от 02.05.2019 20:28:59Ну почему же отстали. Система автономной навигации «Альфа», разработанная в 1966-1968 гг. в Институте прикладной математики Академии наук СССР и в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения для проекта Л-1 пилотируемого облета Луны. В качестве прибора для получения оптических измерений был использован секстант, позволявший космонавтам на борту определять углы возвышения известных звезд над горизонтами Земли и Луны.
Бортовой секстант "Цель" ( завод «Арсенал», г. Киев) для лунного пилотируемого комплекса.
Как видим, довольно сложное оптико- электромеханическое устройство. Что будет, если оно выйдет из строя? Какие ещё предусмотрены резервы в советском лунном корабле?
Цитата: Протеин от 02.05.2019 10:58:18Добрый день всем неравнодушным и интересующимся. Предлагаю разобрать по деталям этот эпизод миссии Аполло12. Краткое описание процесса: Старт на орбиту, Армстронг определил, что КМ находиться в 500 км впереди. Догнал, пристыковался. Про то что тормозил перед стыковкой не пишет. Вопросы. 1. Как выбирал момент для старта? Предварительного опыта не было и соответственно программы взлета тоже. 2. Когда оказался на орбите Луны. Как определил расстояние до КМ? Какими средствами? 3. Как сориентировался в пространстве перед включением двигателя на разгон в сторону КМ? Что там с топливом? 4. Догнал КМ. Как и чем тормозил перед стыковкой? (не описано в отчете) При этом стоит обратить внимание на то, что все ответственные операции стыковка-расстыковка проходили в зоне радиотени, без связи с Землей. Это специально так чтоб проще им было? Просьба камерадов высказываться строго по теме. С уважением
На самом деле интересная тема. Мы тут уже в прошлом году обсуждали кое что. Выяснили что в НАСА была техническая возможность с достаточной точностью определять реальную траекторию КМ у Луны. Это делается с помощью триангуляции по приему специального сигнала с очень высокой синхронизацией. В принципе эта технология позволяет определять точные координаты и радиальные составляющие вектора скорости даже у Марса или Венеры. Так что с этим проблем вроде бы не было. Это же естественно касается и ЛМ. В принципе они также могли просчитать на Земле все необходимые импульсы для орбитальных перестроений для стыковки и передать их на Луну. Проблема в том что я нигде не видел никаких данных именно об этом. НАСА предпочитает об этом помалкивать. Значит это очередная дыра в их легенде.
Других нерешенных проблем тоже выше крыши. Они тоже связаны с этим же. По легенде стыковка была одновитковая. Это возможно только в случае если КМ проходит точно над местом посадки ЛМ. Тогда можно пустить ЛМ в орбитальную плоскость КМ без всяких затрат энергии и времени. Совмещение орбитальных плоскостей это главная энерго- и время-затратная проблема при стыковке КА. Однако в условиях Луны это происходит один раз в две земные недели. Не чаще. Поэтому, насколько я понимаю, у них не было никаких шансов на одновитковую стыковку. Любые другие варианты предполагают сложные многовитковые схемы и требуют массу горючего которого у них не было. Вариантов много и стыковочная многовитковая технология была еще не достаточно развита. В любом случае это требовало дни на совмещение орбитальных плоскостей и стыковку. На это у них не было никаких ресурсов. Поэтому нам рассказывают про одновитковую схему у Луны в 1969г.
Есть сомнения и по поводу самой процедуры. КМ был пассивен. На ЛМ все делалось в ручном режиме и был только небольшой стыковочный радар с радиусом действия, если я не ошибаюсь 30-40км. Т.е он был совершенно непригоден для сближения с расстояний сотни км которые реально требовались. Представьте себе ручное сближение, когда вы не видите цель ни визуально ни в радар и у вас горючее на пределе самого начала. Я конечно не пилот но по моему это кошмар из которого ничего хорошего выйти не может при любой технике пилотирования.
ЗЫ Поправка - согласно документации НАСА этот радар имел максимальную дальность 405 миль. Официальное название этого девайса для поиска информации - Lunar Module Rendezvous Radar
Цитата: Протеин от 02.05.2019 10:58:18Добрый день всем неравнодушным и интересующимся. Предлагаю разобрать по деталям этот эпизод миссии Аполло11. Краткое описание процесса: Старт на орбиту, Армстронг определил, что КМ находиться в 500 км впереди. Догнал, пристыковался.
Разбирайте. Только сначала возьмите "легенду NASA" (APOLLO 11 MISSION REPORT называется) и выпишите моменты основных событий, чтобы не спорить тут принародно, одновитковая была схема или двухвитковая. Потом возьмите стенограмму переговоров и посмотрите, какими баллистическими данными обменивались ЦУП-Х и два корабля. Перед стартом с Луны, после выведения и в процессе сближения. Разберитесь с сокращениями и что они означают, с полетными программами и что они делают. Только по первоисточникам, а не по пересказам неизвестной степени достоверности.
+0.03 / 13
АУ
Удаленный пользователь
03 май 2019 13:06:18
Цитата: Liss от 02.05.2019 20:39:41Разбирайте. Только сначала возьмите "легенду NASA" (APOLLO 11 MISSION REPORT называется) и выпишите моменты основных событий, чтобы не спорить тут принародно, одновитковая была схема или двухвитковая. Потом возьмите стенограмму переговоров и посмотрите, какими баллистическими данными обменивались ЦУП-Х и два корабля. Перед стартом с Луны, после выведения и в процессе сближения. Разберитесь с сокращениями и что они означают, с полетными программами и что они делают. Только по первоисточникам, а не по пересказам неизвестной степени достоверности.
Добрый день всем. Спасибо прочитал тут: Резюме. Парням было весело смотреть на постоянные сбои и мигания аварийных индикаторов. Постоянно перезагружать системы. Борьба с проблемами не отразилась на моральном состоянии экипажа и они бодро шагали по Луне. Делал пометки по ходу чтения. Все советую, забавное чтиво. Кратко. С местом посадки промахнулись на 7.5 мили. Записи данных и питание антенны были отключены случайно тумблером. (Садились в слепую, записанной телеметрии нет) При взлете опять рассогласование антенн. Разобрались и включили только на орбите. При сближении с КМ только с 5той попытке разобрались как отключить автопилот ориентации при стыковке. (зря жгли топливо) Перед спуском ЛМ обнаружили, что сборка кораблей неожиданно наклонена на 45 ГР относительно горизонта луны под воздействием силы тяжести. Как компенсировали, не написано. Обновление компенсации дрейфа гироскопа не удалось. (?) При приближении к луне не правльно (секстантом по звездам и горизонту Луны) определили высоту орбиты. Как компенсировали не пишут. Системой видеоориентации (оптическая ориентация)не смогли обнаружить ЛМ на поверхности Луны. Компьютер работал нормально ,(правда несколько сбоев не нервировали экипаж :о)). Опять тумблер в неправильно положении при работе с оптикой. Систему пришлось обнулять. ( и опять все отлично, подумаешь люфт в цапфе секстанта) Секстантом пользовались только вручную, компьютерной программой не пользовались ??? (хотя она была) 8-15 TABLE 8. 6-V.-LANDMARK TRACKING 8.7.1 Servi ce Module Постоянные проблемы с клапанами. С повторной попытки все включалось. 8.7.2 Command Module Один двигатель ориентации не работал нормально (и так сойдет) Наблюдалось ненормальное снижение давления вторичного (система B) азота во время запуска двигательной установки для запуска по лунной орбите. Анализ после полета показал, что это состояние было вызвано неисправностью датчика скорости потока кислорода Газ в питьевой воде космического корабля был проблемой на всех пилотируемых полетах Аполлона. Между пистолетом воды и впускным отверстием сепаратора отсутствует надежная блокировка. Часы отставали и стекло треснуло. :о)) ЛМ. Ручка на автоматическом выключателе подъемного рычага двигателя была сломана, вероятно, из-за кормовой кромки системы продувки кислородом, попавшей в выключатель во время подготовки к экстравезикальной деятельности антенны в S-диапазоне была удовлетворительной. Однако некоторые трудности возникли при спуске лунного модуля. До запланированного 180-градусного маневрирования уровень сигнала упал ниже уровня слежения, и антенна несколько раз блокировала блокировку. (бортовой диктофон). При воспроизведении ленты не было видно никакого сигнала синхронизации, и голос был слабым и нечитаемым, с фоновым шумом 400 Гц и широкополосным шумом. Система управления и контроля была номинальной, за исключением того, что экипаж сообщил о первоначальных затруднениях при настройке системы наведения и тд. Маневр на подъем был номинальным, и экипаж снова сообщил о тенденции к валянию, присущей используемой технике управления. Результаты калибровки в полете не были зарегистрированы; однако непосредственно перед калибровкой в полете (до потери данных) смещения акселерометра были рассчитаны на основе данных о скорости и известных компьютерных компенсаций. Экипаж полагал, что эти флаги (загорались иконки неисправностей) сопровождались основными сигналами тревоги. Флаги были сброшены путем циклического включения автоматического выключателя системы предупреждения. Единственным потенциальным последствием такого нарушения была бы неспособность обнаружить отказавший двигатель. Главный сигнал тревоги был отмечен в 126: 44: 00, когда на двигатель A2A были поданы семь последовательных импульсов без отклика реле давления. В течение этого периода взлета наблюдалось около 45 секунд пропадания данных, но, согласно отчетам экипажа, условия разгона, по-видимому, были нормальными. (взлетали по приборам :о)) Во время выпуска топлива после приземления давление на границе раздела топлива быстро увеличивалось до значения за пределами масштаба. Топливопровод замерз во время вентиляции сверхкритического гелия, задерживая топливо между предварительным клапаном и гелиевым теплообменником, и это топливо при нагревании от обратного хода двигателя вызывало повышение давления Падения давления на аппаратуре не влияли на характеристики подъемной силовой установки. Во время периода сна на поверхности Луны экипаж сообщил, что им было слишком холодно, чтобы спать. Вскоре после подъема лунного модуля экипаж сообщил, что индикатор углекислого газа был неустойчивым, поэтому они переключились на вторичный картридж. Также был выбран вторичный водоотделитель, поскольку один из членов экипажа сообщил о воде в своем костюме. Дисплеи и органы управления удовлетворительно поддерживали миссию, за исключением того, что таймер миссии останавливался во время спуска. После обесточивания в течение 11 часов таймер снова запустился и работал должным образом в течение оставшейся части миссии. Наиболее вероятная причина этого отказа - трещина паяного соединения. (Как время считала система?? Главный таймер отключился !!! Как работал и считал компьютер?) Экипаж сообщил о неоднократном запотевании окон лунного модуля во время установки зонтов. (протирали тряпками) У пилота командного модуля была проблема с подгонкой нижней части живота и промежности его узла одежды под давлением, вызванная фланцем для сбора и переноса мочи. Точки давления возникали из-за недостаточного размера в сборке одежды под давлением. На будущих рейсах будет проводиться проверка посадки с тем, чтобы член экипажа носил сбор и передачу мочи, систему удержания кала и одежду с жидкостным охлаждением, в зависимости от обстоятельств. Оба члена экипажа выбрали. не использовать защитные браслеты и удобные перчатки. Без защиты браслетов запястья Lunar Module Pilot были протерты кольцами на запястьях. ?? Экипаж столкнулся с двумя проблемами во время действий перед выходом: (1) сложность подгонки разъема пульта дистанционного управления и (2) удары предметов в кабине из-за большой части переносной системы жизнеобеспечения и системы продувки кислородом; В результате один автоматический выключатель был сломан, а положения двух автоматических выключателей были изменены. Около 10 минут потребовалось, чтобы соединить каждый пульт дистанционного управления. Каждый раз, когда член экипажа думал, что разъем выровнен, поворот рычага блокировки вызывал отсоединение разъема в сторону. (а если на поверхности Луны отскочит? Хотя по Луне бегали бодро) Каждый из членов экипажа отмечал отражение своего лица от забрала. Отражение было наибольшим, когда солнце светило примерно на 90 градусов от передней части визора. С этим отражением было трудно видеть в затененных областях. Кроме того, непрерывное движение от света в тень и обратно к солнечному свету требует дополнительного времени из-за необходимого ожидания адаптации к изменениям интенсивности света. Более подробно об отказах и проблемах тут 16 .0 ANOMALY SUMMARY
Пишут, что взяли в сервисном модуле. Без уточнений. Если не верите на слово, могу представить дословную цитату на английском из отчета :о) Сам читал и ржал. Надо было раньше ознакомиться с этим творением. Так что камерады, могу по любой своей дословной цитате, в свободном описании, представить оригинал скана, с указанием пункта отчета с подчеркиванием текста на английском. Переводите сами. С уважением
Цитата: Протеин от 03.05.2019 19:17:58Пишут, что взяли в сервисном модуле. Без уточнений. Если не верите на слово, могу представить дословную цитату на английском из отчета :о) Сам читал и ржал. Надо было раньше ознакомиться с этим творением.
А есть где-нибудь весь список того, что они взяли с собой "на всякий случай"? Или тряпки - частный случай "ружья на сцене"? Если уж взяли с собой - значит точно понадобятся И кстати - что за тряпки, в смысле материал?
Цитата: Luddit от 03.05.2019 19:56:24А есть где-нибудь весь список того, что они взяли с собой "на всякий случай"? Или тряпки - частный случай "ружья на сцене"? Если уж взяли с собой - значит точно понадобятся И кстати - что за тряпки, в смысле материал?
Еще не то узнаем. Надо порыться поглубже, может и надувная баба была, что бы парни не скучали, на рейсе в один конец. :о) А бумажкой подтирались наверное, цивилизованные вроде.
Цитата: Протеин от 02.05.2019 10:58:18Добрый день всем неравнодушным и интересующимся. Предлагаю разобрать по деталям этот эпизод миссии Аполло11. Краткое описание процесса: Старт на орбиту, Армстронг определил, что КМ находиться в 500 км впереди. Догнал, пристыковался. Про то что тормозил перед стыковкой не пишет. Вопросы. 1. Как выбирал момент для старта? Предварительного опыта не было и соответственно программы взлета тоже. 2. Когда оказался на орбите Луны. Как определил расстояние до КМ? Какими средствами? 3. Как сориентировался в пространстве перед включением двигателя на разгон в сторону КМ? Что там с топливом? 4. Догнал КМ. Как и чем тормозил перед стыковкой? (не описано в отчете) При этом стоит обратить внимание на то, что все ответственные операции стыковка-расстыковка проходили в зоне радиотени, без связи с Землей. Это специально так чтоб проще им было? Просьба камерадов высказываться строго по теме. С уважением
Для начала надо определить "узкое " место с системе навигации ЛМ. Допустим, что орбита КМ хорошо известна (болтался достаточно долго, сделал несколько витков) . А вот взлётная траектория ЛМ может изменятся и достаточно сильно. Теперь надо прикинуть, чисто теоретически, хватит ли радиодальномера и сектанта, чтоб определить истинную орбиту ЛМ и хватит ли времени чтоб всё это расчитать и ввести нужные поправки для корректировки орбиты ЛМ чтоб сблизится и произвести стыковку. . Вот нашёл, может пригодится - https://ntrs.nasa.go…026457.pdf П.С. Кстати, радиодальномер не продублирован. А если начнёт врать или вообще выйдет из строя? Да и электромеханическая система и оптическая система сектанта тоже не продублирована. Вспомнился случай с выходом из строя советских оптических систем на ранних КА, которые становились неработоспособны через некоторое время нахождения в космосе(на Земле всё было в порядке). А ларчик открывался просто, в вакууме, в оптической системе происходила возгонка чёрной антибликовой краски. Краска осаждалась на линзах. Пока это выяснили потеряли парочку аппаратов.
Что интересно, здесь опять столкнулись со сказочной надёжностью американской космической техники, что свидетельствует только о теоретических американских изысканиях которые абсолютно оторваны от космических реалий.
Цитата: ДальнийВ от 03.05.2019 10:44:39Теперь надо прикинуть, чисто теоретически, хватит ли радиодальномера и сектанта, чтоб определить истинную орбиту ЛМ
Сектанта точно не хватит, ДальнийВ. Даже с радиодальномером и при многократном дублировании. У господ сектантов, как видим, с этим огромные проблемы, как раз начиная с чисто теоретической части, и далее везде.
-0.08 / 15
АУ
Удаленный пользователь
03 май 2019 15:33:09
Цитата: Alexxey от 03.05.2019 13:54:56Сектанта точно не хватит, ДальнийВ. Даже с радиодальномером и при многократном дублировании. У господ сектантов, как видим, с этим огромные проблемы, как раз начиная с чисто теоретической части, далее везде.
Советую внимательно прочесть рекомендованный комрадом отчет. Ссылка выше. С секстантом у них была проблема постоянно. В автоматическом режиме (компьютер) не работал, сводили только вручную. То звезд не видели, то еще что. Выставляли по солнцу !!! Еще та наводка. Хотя говорили на прессухе после полета, что звезд не видели :о)) Гироскоп не удалось откалибровать с четырех попыток. Корректировали по отвесу, датчику гравитации (откалиброванному в земных условиях). Хотя пишут, что ЛМ стоял криво относительно поверхности Луны с уклоном 7 гр. Вот точность то. При посадке отключился таймер миссии. Запустили через 11 часов. А как же синхронизация с КМ???? Все ранее написанные программы коту под хвост. Мало того, при взлете полная потеря данных и контакта с аппаратурой на 45 секунд. Хотя по таймингу миссии, взлет на орбиту длился всего 18 секунд ??? Какие тут коррекции и антенны? Герои, что тут сказать. С уважением.
Цитата: Протеин от 03.05.2019 15:33:09С секстантом у них была проблема постоянно. В автоматическом режиме (компьютер) не работал, сводили только вручную.
Продолжая поднятую выше тему: Мне иногда кажется, что ДальнийВ — это что-то типа "Яндекс-Алисы", и на этой ветке его тестируют. Как мне кажется, неустранимый изъян и неизбежное полное фиаско пресловутого теста Тьюринга исчерпывающе сформулировано ещё нашими далёкими предками, на латыни: "Non limitus hominus dolboebus", — говорили, бывало, в те времена.