Впрочем, у американских элит есть мене деструктивный способ достичь глобального доминирования, уничтожив при этом основных экономических конкурентов. При таком сценарии ущерб мировой экономике будет сравним с последствиями полномасштабной войны, но тотального разрушения цивилизации и радиоактивного загрязнения планеты не произойдет.
Речь идет о контролируемом обрушении основанной на долларе глобальной финансовой системы, за которым последует разрушение и дезинтеграция всей мировой экономики. Наиболее эффективным инструментом для этого является денежная реформа в США, предполагающая переход на некий «новый доллар». Цели – фактическое уничтожение основных конкурентов - Европы, Японии и Китая, зачистка финансовой системы от токсичных спекулятивных долларовых активов, обнуление государственного долга США, восстановление Вашингтоном эффективного государственного регулирования национальной валюты, сдвиг фокуса внутри страны от спекулятивного финансового сектора в сторону индустриальной экономики.
Есть при этом сценарии и существенные сложности. Основные из них... Значительное падение внутреннего производства и связанное с этим ухудшение уровня жизни населения, способное вызвать социальный взрыв. Масштаб и ресурсы необходимые при компенсационных мерах для поддержания национальной экономики и создания «нового» финансового сектора. Фактическая остановка экономической активности по всему миру. Общая неопределенность перспектив восстановления внутренней экономики США. Разрастание хаоса, конфликтов, и войн за ресурсы в странах третьего мира. Но, пожалуй, самым серьезным риском для Америки в этом сценарии является то, что основной военный и геополитический соперник Россия, невзирая на огромные экономические потери, имеет все шансы на то, чтобы успешно пережить финансовый катаклизм и даже усилить свои позиции и влияние.
Тем не менее, несмотря на колоссальный ущерб спекулятивному финансовому сектору (основе постиндустриального капитализма) это вариант несет для США несколько значимых преимуществ. Основные из них полностью совпадают с вероятными целями денежной реформы.
Уничтожение главных экономических конкурентов - Европы, Японии и Китая. Основой мировых финансов является доллар США, играющий ключевую роль глобальной резервной валюты. Вне зависимости от того, в каком формате будет проведена денежная реформа, существующая глобальная финансовая система будет разрушена. Вместе с ней рухнут завязанные на доллар банковские системы и экономики развитых стран, а так же международные товарные рынки. На период адаптации, который может длиться от 3 месяцев до нескольких лет (если США вместе с реформой отключат и SWIFT) ведущие станы потеряют от трети до половины своего ВВП. Особенно пострадают Европа и Япония, банковский сектор которых напрямую завязан на спекулятивный рынок долларовых ценных бумаг и Китай, являющийся самым крупным держателем американского долга и экспортером товаров за доллары.
Связанные с обвалом финансовой системы и падением производства внутренние проблемы (гиперинфляция, безработица, сокращение социальных расходов, дефицит и жесткое регулирование распределения товаров и ресурсов) вызовут в этих странах растущую социальную напряженность способную расшатать или полностью разрушить существующие политические системы. Это еще больше подхлестнет волну хаоса и на долгий срок отбросит назад экономики ведущих конкурентов США.
Зачистка деноминированных в долларах токсичных финансовых активов. С поправкой на деривативы (производные финансовые активы, базой для которых служат «реальные» ценные бумаги) глобальный финансовый рынок оценивается в 1200 триллионов долларов. Из этой суммы только 39 триллионов являлись деньгами – то есть купюрами, монетами или различными счетами в банках. 73 триллиона это акции и аналогичные им инструменты фондового рынка. Общая стоимость драгметаллов (приравнивается к финансовым активам) оценивается почти в 8 триллионов. 225 триллионов занимает приравненный к финансовому рынок ликвидной коммерческой и частной недвижимости. 240 триллионов составляют глобальные долги государств, банков, компаний и граждан. И, наконец, 550–600 триллионов, (почти половина) – пресловутые токсичные, не обеспеченные ничем деривативы и подобные им инструменты. Более двух третей всей денежной массы мира (800 трлн.) деноминированы в долларах. Из них всего лишь 90 трлн. имеют отношение к реальной обеспеченной материальными активами валюте. То есть 710 трлн. циркулирующие в глобальной финансовой системе это «воздух» - спекулятивные не обеспеченные ничем, кроме строчки на экране компьютера, финансовые активы, медленно но верно разрушающие глобальную долларовую пирамиду.
Если не провести контролируемое обрушение этой пирамиды, она рухнет сама и похоронит под собой и мировую экономику, и экономику США. Поэтому денежная реформа – логичный и неизбежный шаг в зачистке чрезвычайно опасных, разросшихся без контроля токсичных долларовых активов. К тому же, он позволит Америке «реструктурировать», а фактически списать 22 трлн. долларов собственного долга, выплатить который у нее нет никаких шансов.
Еще одним ключевым результатом долларовой реформы должно стать секторальное переформатирование американской экономики, в основе которого будет лежать сдвиг от спекулятивно-финансового сектора к индустриальному производству и реальным услугам. Прогноз МВФ на 2019 год предполагает, что только 34% американской экономики можно отнести к реальному, создающему либо обслуживающему материальные ценности сектору (промышленность 15%, сельское хозяйство 1%, торговля товарами 12%, строительство 3%, транспорт 3%). Остальные 66% в ВВП США занимает регулируемый финансовый сектор (8%), приравненный к нему рынок недвижимости (13%) и странная, но самая крупная по объему позиция «прочее» (42%), куда кроме всего прочего входят спекулятивные нерегулируемые финансовые активы и интеллектуальная собственность.
Налицо явный дисбаланс реального и спекулятивного сектора экономики со значительным перевесом в сторону последнего. Это означает, что объем реальной индустриальной экономики (включает производство товаров, услуг и торговлю товарами и услугами) в США всего $5-6 трлн., а не 17 как заявлено в официальной статистике. Примечательно, что у Китая доля индустриального сектора почти 85% или $11 трлн. То есть уже сейчас КНР почти в два раза опережает США по уровню производства. Такое значительное отставание делает экономику Америки все менее конкурентоспособной на глобальном рынке. Долларовая реформа, зачистив токсичные финансовые активы, вернет приоритет реальному сектору.
В текущей ситуации денежная реформа США кажется неизбежной и возможно представляется элитам более «мягким» вариантом переформатирования мира под собственные интересы.
Риски. Непредвиденный технический срыв в проведении реформы возможный из-за сложности процесса перехода на новую валюту и рост внутренней напряженности способный привести к социальному взрыву.
Признаки. Бесконтрольное наращивание долга и покрываемого за счет печатного станка бюджетного дефицита. Отсутствие мер по сдерживанию роста деноминированных в долларах финансовых инструментов. Ослабление доллара к ключевым валютам. Отсутствие активного сопротивления возникновению альтернативной резервной валюты. Рост цен на монетарные драгметаллы.
Время. Первые четыре признака уже налицо. Возможно, это говорит о приближении долларовой реформы. Стрессоустойчивость доллара на бесконтрольный обвал никто не анализировал, но при существующей динамике нарастание проблем в долларовой экосистеме будет продолжаться. Возможен промежуточный глобальный финансово-экономический кризис по типу 2008 для временного сброса напряжения. Логично предположить, что сценарий может быть запущен до того как возникнет жизнеспособная альтернатива. Учитывая усилия Китая, России и даже ЕС в этом направлении, речь может идти о середине-конце следующего десятилетия.