К вопросу об образовании
новая дискуссия
Аналитика
2.902
К вопросу об образовании
В последнее время все больше и больше слухов ходит вокруг персоналии министра образования и науки, господина Михаила Котюкова. Конечно в слухах больше слухов и лишь осколки правды, но ситуация в сфере образования не может не вызывать вопросов. Тем более, что современное общество ориентировано на серьезный подход к таким вопросам как образование.
Собственно, по Котюкову ходят упорные слухи, что против него есть и устойчивая фронда в Академии наук, о которой мы уже и так много наслышаны. О непримиримой борьбе академиков против братьев Ковальчуков не писал только ленивый, да и на посту руководителя ФАНО он особой позитивной славы не снискал. Однако появились сведения, что и в корпусе ректоров сложилась группа мягко говоря недолюбливающая Котюкова и его проекты.
А между тем именно сейчас ожидается крайне важное для развитие высшего образования в стране действие. Создание научно-образовательных центров в разных регионах России. Это мероприятие как минимум будет стоить больших денег, а как максимум в некоторых городах должно перевернуть сложившийся научно-образовательный мир в пользу новых структур.
Проблема этих самых центров сводится к тому, что с концептуальной точки зрения все почти правильно (совмещение научной и образовательной части, создание мощной инфраструктуры научных исследований это все хорошо). Вопрос возникнет с внедрением, т.к. промышленная составляющая исходя из имеющихся проектов таких центров, оказалась на некотором отшибе. И собственно, если в рамках ряда предложений производственные мощности способные воплотить в реальность те наработки, которые должно будет сделать будущее детище Минобрнауки (например, Новосибирский проект Академгородок-2), то в других данная составляющая если не провалена, то по крайней мере несколько усечена.
Не все гладко и в образовательной сфере. Все больше ВУЗов пытаются отпрыгнуть от двухуровневой структуры (бакалавриат и магистратура) и вернуться к специалитету, особенно это касается ведомственных ВУЗов, которые заявляют о том, что у ведомств для которых они готовят кадры в магистрах никакой заинтересованности нет и в таком случае зачем городить огород?
Во-вторых, в некоторых ВУЗах появляются недовольные попытками Минобрнауки вмешиваться в избрание ректоров. Кончен министерство согласует кандидатуры на этот высокий пост, но в некоторых случаях (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Алтайский государственный университет, Томский политехнический университет) Минобрнаука умудрилась забраковать все кандидатуры на должность ректоров, фактически подвесив коллективы в состоянии неопределённости. Увы до сих пор у министерства нет горячего списка временно исполняющих обязанности ректора на случай вот таких тотальных отказов всем. Почему нет, не ведомо. Видимо проблема с качеством управления.
Не добавляют оптимизма и слухи о том, что готовится новый стандарт высшего образования. Во-первых, готовится он в режиме полу секретности. В результате, даже УМО знают только о некоторых деталях, но никак не о полноценной концепции. Во-вторых, Минобрнаука до сих пор не нашло общего языка с Минтрудом, дабы образовательный стандарт полностью сочетался с профессиональным стандартом.
Так что минобрнауке не позавидуешь. Скорее всего Котюков усидит на своем кресле (по крайней мере до осени), но то, что ситуация начинает разогреваться это очевидно.
Немного иначе обстоят дела в Минпросвещении. Васильева, человек деятельный, ноне радикальный вывела на всеобщее обсуждение проблему «пяти» и «шестидневки» под углом взгляда на них как повода для самоопределения школ. Дескать пусть сами и определяют сколько дней в школах учиться школьникам.
Не утихает и спор вокруг учебников. Точнее критика. Минпросвещения упорно становится жертвой нападок по поводу непрозрачности вопроса об определении авторов учебников и тех издательств, которые их будут печатать. Вряд ли в этом вопросе в самое ближайшее время наступит ясность и упорядоченность. Однако некоторыми эпизодами вполне могут заинтересоваться правоохранительные органы.
При этом в некоторой степени интересной можно считать новость о том. что Минпросвещению выделено 7,4 миллиарда рублей на продвижение русского языка за рубежом. То, что русский язык нужно продвигать вряд ли кто-то сомневается. Как и в том, что продвижение того или иного языка завладевает мощную базу под продвижением и других вещей – культурных и образовательных продуктов, форматов взаимодействия по вопросам народной дипломатии, ну и даже бизнес интересов. Но вот только почему именно Минпросвещения будет этим заниматься. Есть ли у министерства необходимые стратегии такого продвижения. С очень большой вероятностью дело завершится рассылкой книг по библиотекам учебных заведений за рубежом, курируемы Минпросвещения. А это увы не совсем то, что можно было бы ожидать и на что следовало бы надеяться.
На самом деле хочется видеть комплексную программу такого продвижения в которой участвуют не только Минпросвещения, но и другие структуры, событийный ряд прописан детально, форматы выбраны с точки зрения оптимально донесения по потребителя русского языка как товара продвижения. Увы. Пока мы до этого еще не дошли. Хочется верить, что когда-нибудь дойдем.
Ну и наконец последняя вещь, на мой взгляд, достаточно интересная. На фоне откровений прошлой недели об искусственном интеллекте и его развитии проскочила информация, что в рамках планируемой программы «занятия второй половины дня» уделить особое внимание проблемам искусственного интерпеллянта. Данное направление будет отрабатываться в рамках кванториумов, которые сейчас реализуются по всей стране (пока что в экспериментальном ключе). Затем, когда будет достигнут ряд условий как-то: односменная учеба во всех школах (предположительно 2022 год), широкополосный интернет в каждую школу (2024 год), программа учитель-тьютор (вроде как собираются запускать уже к 2021 году) в стране будут введены курсы второй половины дня (кружки и секции) в рамках которых использованием сетевых технологий будет создан «общероссийский класс» по темам искусственного интеллекта. От программирования и алгоритмирования до робототехники и механики. Интерент лекции профессоров ВУЗов, тьюторинг на местах, разработанные пакеты методических пособий и практических заданий, постоянный контроль знаний и сбор самых передовых по классам в летних научных школах в центрах, аналогичных Сириусу.
Итогом должен стать проект, выполняемый под руководством профессоров ВУЗов и открывающий его исполнителю дорогу к профильному образованию. По крайней мере в планах такая картинка. Как по мне не плохо. Хотя может просто попытка притянуть что то к событию, как знать.
Поживем – увидим.
Отредактировано: ConstB - 02 июн 2019 в 21:44