Перспективы развития России
24,351,142 126,687
 

  Sir Max Merfie ( Эксперт )
02 июн 2019 21:10:54

К вопросу об образовании

новая дискуссия Аналитика  2.885

К вопросу об образовании
 
В последнее время все больше и больше слухов ходит вокруг персоналии министра образования и науки, господина Михаила Котюкова. Конечно в слухах больше слухов и лишь осколки правды, но ситуация в сфере образования не может не вызывать вопросов. Тем более, что современное общество ориентировано на серьезный подход к таким вопросам как образование.

Собственно, по Котюкову ходят упорные слухи, что против него есть и устойчивая фронда в Академии наук, о которой мы уже и так много наслышаны. О непримиримой борьбе академиков против братьев Ковальчуков не писал только ленивый, да и на посту руководителя ФАНО он особой позитивной славы не снискал. Однако появились сведения, что и в корпусе ректоров сложилась группа мягко говоря недолюбливающая Котюкова и его проекты.

А между тем именно сейчас ожидается крайне важное для развитие высшего образования в стране действие. Создание научно-образовательных центров в разных регионах России. Это мероприятие как минимум будет стоить больших денег, а как максимум в некоторых городах должно перевернуть сложившийся научно-образовательный мир в пользу новых структур.

Проблема этих самых центров сводится к тому, что с концептуальной точки зрения все почти правильно (совмещение научной и образовательной части, создание мощной инфраструктуры научных исследований это все хорошо). Вопрос возникнет с внедрением, т.к. промышленная составляющая исходя из имеющихся проектов таких центров, оказалась на некотором отшибе. И собственно, если в рамках ряда предложений производственные мощности способные воплотить в реальность те наработки, которые должно будет сделать будущее детище Минобрнауки (например, Новосибирский проект Академгородок-2), то в других данная составляющая если не провалена, то по крайней мере несколько усечена. 

Не все гладко и в образовательной сфере. Все больше ВУЗов пытаются отпрыгнуть от двухуровневой структуры (бакалавриат и магистратура) и вернуться к специалитету, особенно это касается ведомственных ВУЗов, которые заявляют о том, что у ведомств для которых они готовят кадры в магистрах никакой заинтересованности нет и в таком случае зачем городить огород? 

Во-вторых, в некоторых ВУЗах появляются недовольные попытками Минобрнауки вмешиваться в избрание ректоров. Кончен министерство согласует кандидатуры на этот высокий пост, но в некоторых случаях (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Алтайский государственный университет, Томский политехнический университет) Минобрнаука умудрилась забраковать все кандидатуры на должность ректоров, фактически подвесив коллективы в состоянии неопределённости. Увы до сих пор у министерства нет горячего списка временно исполняющих обязанности ректора на случай вот таких тотальных отказов всем. Почему нет, не ведомо. Видимо проблема с качеством управления.

Не добавляют оптимизма и слухи о том, что готовится новый стандарт высшего образования. Во-первых, готовится он в режиме полу секретности. В результате, даже УМО знают только о некоторых деталях, но никак не о полноценной концепции. Во-вторых, Минобрнаука до сих пор не нашло общего языка с Минтрудом, дабы образовательный стандарт полностью сочетался с профессиональным стандартом.

Так что минобрнауке не позавидуешь. Скорее всего Котюков усидит на своем кресле (по крайней мере до осени), но то, что ситуация начинает разогреваться это очевидно.

 
Немного иначе обстоят дела в Минпросвещении. Васильева, человек деятельный, ноне радикальный вывела на всеобщее обсуждение проблему «пяти» и «шестидневки» под углом взгляда на них как повода для самоопределения школ. Дескать пусть сами и определяют сколько дней в школах учиться школьникам.

Не утихает и спор вокруг учебников. Точнее критика. Минпросвещения упорно становится жертвой нападок по поводу непрозрачности вопроса об определении авторов учебников и тех издательств, которые их будут печатать. Вряд ли в этом вопросе в самое ближайшее время наступит ясность и упорядоченность. Однако некоторыми эпизодами вполне могут заинтересоваться правоохранительные органы.

При этом в некоторой степени интересной можно считать новость о том. что Минпросвещению выделено 7,4 миллиарда рублей на продвижение русского языка за рубежом. То, что русский язык нужно продвигать вряд ли кто-то сомневается. Как и в том, что продвижение того или иного языка завладевает мощную базу под продвижением и других вещей – культурных и образовательных продуктов, форматов взаимодействия по вопросам народной дипломатии, ну и даже бизнес интересов. Но вот только почему именно Минпросвещения будет этим заниматься. Есть ли у министерства необходимые стратегии такого продвижения. С очень большой вероятностью дело завершится рассылкой книг по библиотекам учебных заведений за рубежом, курируемы Минпросвещения. А это увы не совсем то, что можно было бы ожидать и на что следовало бы надеяться.

На самом деле хочется видеть комплексную программу такого продвижения в которой участвуют не только Минпросвещения, но и другие структуры, событийный ряд прописан детально, форматы выбраны с точки зрения оптимально донесения по потребителя русского языка как товара продвижения. Увы. Пока мы до этого еще не дошли. Хочется верить, что когда-нибудь дойдем.

Ну и наконец последняя вещь, на мой взгляд, достаточно интересная. На фоне откровений прошлой недели об искусственном интеллекте и его развитии проскочила информация, что в рамках планируемой программы «занятия второй половины дня» уделить особое внимание проблемам искусственного интерпеллянта. Данное направление будет отрабатываться в рамках кванториумов, которые сейчас реализуются по всей стране (пока что в экспериментальном ключе). Затем, когда будет достигнут ряд условий как-то: односменная учеба во всех школах (предположительно 2022 год), широкополосный интернет в каждую школу (2024 год), программа учитель-тьютор (вроде как собираются запускать уже к 2021 году) в стране будут введены курсы второй половины дня (кружки и секции) в рамках которых использованием сетевых технологий будет создан «общероссийский класс» по темам искусственного интеллекта. От программирования и алгоритмирования до робототехники и механики. Интерент лекции профессоров ВУЗов, тьюторинг на местах, разработанные пакеты методических пособий и практических заданий, постоянный контроль знаний и сбор самых передовых по классам в летних научных школах в центрах, аналогичных Сириусу.

Итогом должен стать проект, выполняемый под руководством профессоров ВУЗов и открывающий его исполнителю дорогу к профильному образованию. По крайней мере в планах такая картинка. Как по мне не плохо. Хотя может просто попытка притянуть что то к событию, как знать.


Поживем – увидим.
Отредактировано: ConstB - 02 июн 2019 21:44:08
  • +1.11 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (26)
 
 
  kotnsk ( Слушатель )
03 июн 2019 00:39:04

Вести с полей
Обычная школа Нск. Обычный день. До половины класса в школе нет. У кого-то другие дела. У кого-то болит голова, кому-то просто лень.  Родителям пох, Учителям пох (даже и лучше наверно). Райно (или что там сейчас вместо него) ваабще пох.
Это к вопросу что думать нужно в первую очередь о базе а не надстройке. Все грандиозные планы строительства мегаграндиозных моделей качественного образования бессмысленны если нет фундамента на чем эти конгломераты будут держаться
  • +0.54 / 12
  • АУ
 
 
  Антониони ( Слушатель )
03 июн 2019 02:19:34

Странно...
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Sir Max Merfie ( Эксперт )
03 июн 2019 04:41:39

А можно номер этой школы узнать?
  • +0.57 / 9
  • АУ
 
 
 
  kotnsk ( Слушатель )
03 июн 2019 05:22:56

Ну ближайшие к ВАСХНИЛу школы ОбьГЭСа 165 179, вся самая достоверная информация как у нас принято на форуме «Школыобьгэса». У нас же на форумах всякую фигню, не печатают, модераторы следят, правда? 

Вообще вы с какой целью интересуетесь , настучать планирует куда следует? Ну так стучать тогда нужно не на персоналиеев,  а на систему, это куда по вашему? Или вы хотите сказать, что у нас «система посещаемости» школ отличная, «исполнители» фиговые. 
В целом если разговор именно про прогулы, объективности ради они были всегда,   в моей типа элитной школе на каждый класс 2-3 конкретных разгильдяя наличествовало. Да и кто не прогуливал школу, все там были. Другой дело что система контроля присутствия детей сейчас пущена на самотек, причем самое печальное при полном попустительстве родителей, ну типа дети должны больше времени проводить в семье, как же мы без нашего чада полетим в Турцию, не пущу, нашего дитятка в школ   обижают итд итп .  При такой системе и в наше время разгильдяйства в целом и конкретных прогульщиком кратно прибавилось бы. Что вас удивляет, то не пойму?  
  • +0.15 / 13
  • АУ
 
 
 
 
  Андрей Ка ( Практикант )
03 июн 2019 05:48:15

А где Долой Самодержавие?и родителя на гиляку?Выводов то не делаете ?к чему нам ваше удивление вы нам скажите что нам делать с антинародными родителями ,учителями ?и вообще со всей  мировой анинародностью.
  • -0.17 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  Sir Max Merfie ( Эксперт )
03 июн 2019 07:01:37

В середине июня еду в Новосибирск. Буду читать лекции о профилактике экстремизма среди молодежи для совета ректоров и сборной группы руководителей департаментов образования муниципальных образований области.
Отсутствие должного контроля за посещаемостью учащихся это серьезное нарушение требований, связанных с профилактикой общественно опасных и вредных воздействий в отношение молодежи (в т.ч. школьного возраста). Буду выяснять как поставлена работа, какие механизмы спользуются и как административными мерами изменить ситуацию. 
Меня удивляет, в контексте написанного Вами, полное игнорирование требований законодательства, которое руководство школ допускать не должно, т.к. есть четко определенные инструкции по тому как нужно осуществлять работу по контролбю посещения занятий. 
Пропуск занятий по уважительным причинам допустим. Однако, в этом случае требуется провести ряд действий по фиксации этого факта и анализу причин. Нужно будет проверить все ли делается надлежащим образом.
  • +1.34 / 24
  • АУ
 
 
 
 
 
  Foxhound ( Практикант )
03 июн 2019 09:20:31

Москва далеко, значит можно не соблюдать. Только жесточайшими мерами (наказательными) можно заставить глубинку соблюдать законы.
  • +0.09 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Пещерный ( Практикант )
03 июн 2019 10:38:15

Москвасрач вроде закончилиУлыбающийся А как заставить соблюдать законы внутри МКАД? И кто кого наказывать будет???
  • +0.34 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  Лета ( Практикант )
03 июн 2019 10:37:01
Сообщение удалено
Лета
04 фев 2020 20:34:26
Отредактировано: Лета - 04 фев 2020 20:34:26

  • +0.52
 
 
 
 
 
 
  DeC ( Профессионал )
03 июн 2019 12:04:07

Обычно приезжают учится по таким программам очень даже достойные ученики, которые едут именно за знаниями. Кстати, ещё в этом списке должны быть студенты из Сирии.
  • +0.13 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Sir Max Merfie ( Эксперт )
03 июн 2019 14:46:21

1. Я не могу сказать почему Севстопольский ВУЗ выбрал контакт именно с Афганистаном. 
2. Я не совсем опнимаю, что такого особого в афганских студентах. У меня учился один вполне нормально все было. Это же не талибы. Их под страхом расстрела в светский вуз кафиров не загонишь. 
Я так полагаю в том числе и таким образом пытаются преодолеть международно-политическую изоляцию Крыма.
  • +1.15 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Лета ( Практикант )
03 июн 2019 14:59:57
Сообщение удалено
Лета
04 фев 2020 20:34:30
Отредактировано: Лета - 04 фев 2020 20:34:30

  • +0.22
 
 
  Андрей Ка ( Практикант )
03 июн 2019 04:56:42

Странно что в этом списке нет Путина и Едра в полном составе.Причем здесь база и надстройка если изначально родителям -пох .В 130 й родители  пожертововали как мин 110 млн рублей на строительство нового корпуса.Если вообще о чем вы пишите -правда .В чем есть большие ,большие сомнения.
  • +0.39 / 9
  • АУ
 
 
  a1965 ( Слушатель )
03 июн 2019 07:13:32
Сообщение удалено
a1965
23 авг 2019 20:08:08
Отредактировано: a1965 - 23 авг 2019 20:08:08

  • -0.24
 
 
 
  a1965 ( Слушатель )
03 июн 2019 07:14:23
Сообщение удалено
a1965
15 июн 2019 11:00:17
Отредактировано: a1965 - 15 июн 2019 11:00:17

  • +0.03
 
 
 
  IronFedor ( Слушатель )
03 июн 2019 07:17:40
Я бы так не беспокоился, Сир Макс Мерфи лично займется вопросом и наступит счастьеПодмигивающий
  • -0.13 / 3
  • АУ
 
 
  Таф ( Практикант )
03 июн 2019 11:32:56

Варианты? Ввести в школах телесные наказания и пороть? Не модно в нынешние времена да и бесполезно.
Человека можно заставить копать от забора и до заката, заставить его думать и учиться нельзя. Хотят конкурировать с таджиками - ну пусть. Их выбор.
Upd
Так сложилось, что учился я в шести разных школах эпохи развитого социализма. От спец с углубленным английским и математикой до обычной средней школы маленького райцентра. Так вот. Вы описали обычную среднюю школу обычного райцентра СССР в которую я я ходил. Ничего не изменилось и вряд ли изменится. Тот кто учится не хочет - учится не будет. 
  • +0.87 / 10
  • АУ
 
 
  Дядя Саша ( Слушатель )
03 июн 2019 20:26:16

Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учеников.
В Законе об образовании нет конкретики, зато есть приказы министров - если ученик не пришел в школу, школа должна информировать об этом родителей.
Мы живем в такое время, когда по дороге в школу с ребенком может случиться множество неприятностей. И дело даже не в киднэпинге и торговле органами - может случиться сердечный приступ, например.
Во многих школах уже установлены системы автоматического контроля присутствия учеников в здании школы. Если ученик не пришел к первому уроку, родителям отправляется СМС.
Ну, и много следствий из этого правила: нельзя отпускать детей домой досрочно и т.п. 
---
Закон об образовании устанавливает права и обязанности родителей учеников.
Статья 44 п.4.1:
Родители обязаны обеспечить получение детьми среднего образования
Статья 44 п.6:
За неисполнение, или ненадлежащее исполнение обязанностей родители несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ
---
То, что учителям и вышестоящим чиновникам пох - это не страшно. Все начинается с пох родителей.
Интересный вопрос: зачем государству всеобщее обязательное среднее образование.
Мне кажется, некоторым и начального вполне хватило бы.
Т.е. государство обеспечивает возможность получения образования, а родители решают, насколько оно необходимо их детям. Так было бы логичнее.
  • -0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
  kotnsk ( Слушатель )
04 июн 2019 02:29:02

Ну полагаю  вы помните чем компенсируется строгость наших законов. Причем если законы написаны через жопу, то сам бог велел каждому трактовать  их в свою пользу.  Родители валят на школу, школа на родителей. Никто никому ничего не должен.
По факту, что школа (старшие классы особенно), что далее ВУЗы у нас на половину превратились в некие структуры по организации досуга непристроенной молодежи, при отсутствии у последней какого-либо  желания работать. В целом конечно полностью платное образование и поголовное отчисление из школ и ВУЗов разгильдяев без оглядки на приносимый ими доход может решить вопрос кардинально. Но куда девать всю эту ораву? В таком разрезе этот  вопрос становится скорее политическим, чем техническим. Такие дела...       
  • +0.46 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  bormann ( Слушатель )
04 июн 2019 02:37:50

не надо заморачиваться - пусть бомжуют, умирают зимой и подрабатывают на жрат в остальное время года.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Дядя Саша ( Слушатель )
04 июн 2019 11:14:12

Нет, это тот случай, когда ничем не компенсируется строгость законов. И кто на кого валит - в этом будет разбираться суд, если случится какая беда с ребенком. Тут больше подходит пословица "гром не грянет - не перекрестится". Все на авось.
Теперь: куда девать эту ораву.
Так ведь она уже куда-то делась - вы же говорите, что половина учеников в школу не ходит.
Куда деваются разгильдяи из Вузов? Надо разобраться! Часть этих разгильдяев приходит работать в поликлиники и больницы.
Если мы не хотим их там встретить - надо их выгнать из вуза. А кто же будет вместо них в поликлиниках?
Значит, надо поднять престиж профессии, и тогда не придется никого выгонять из вуза.
Я не понял: вы считаете, что политические вопросы - из разряда нерешаемых?
  • +0.38 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  VictorS ( Слушатель )
04 июн 2019 11:45:35

Прошу обратить внимание Админов, сплошное бла-бла
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
04 июн 2019 12:55:07

Ну как разобраться? Остаются там, где учились.
Вот у нас своего медВУЗа нет, поэтому все врачи получали образование в Челябинске, Уфе и т.д., то есть во всех практически близлежащих городах, где есть медВУЗы.
И вот единицы приезжают из других городов в Магнитку работать после ВУЗа - если заманили, например, квартирой.
Местные же, те же магнитогорцы, отучившись в другом городе, как-то не спешат назад - толковые ребята находят способ зацепиться в городе-миллионнике.
Вот КАК тут врачей найти? Под конвоем их после ВУЗа привозить? Сразу на выходе после дипломирования - в воронок и в малые города или деревни?
  • +0.49 / 3
  • АУ
 
 
  bormann ( Слушатель )
04 июн 2019 01:08:05

а зачем? какой смысл в образованной обезьяне с лопатой, если кроме лопаты ей нечего доверить?
база, надстройка - перхоть из под ногтей, главное - желание стать человеком и не быть быдлом.
  • -0.03 / 3
  • АУ
 
  Skur ( Слушатель )
03 июн 2019 05:29:45

Справедливости ради уточню по Алтайскому госуниверситету. Минобрнауки забраковало не все кандидатуры (их было четыре), а одну - профессора-самовыдвиженца, оппозиционера существующей администрации университета. Поддержка у него была от значительной части трудового коллектива. Именно этот претендент имел наибольшие шансы одержать победу на предстоящих через несколько дней выборах. Теперь в списках кандидатов остается три претендента - выдвиженец прежнего ректора, а сегодня президента университета, бывший министр образования Алтайского края и малоизвестный в коллективе технический кандидат. Министерство поступило как минимум некрасиво, и большинством рядовых коллег, независимо от выборных предпочтений, все происходящее рассматривается как вытирание ног о коллектив. При таком раскладе пожалуй даже лучшим вариантом могло стать прямое назначение ректоров университетам, а не создание видимости выборности...
  • +0.87 / 9
  • АУ
 
 
  Sir Max Merfie ( Эксперт )
03 июн 2019 07:04:47

Спасибо за уточнение. Такая ситуация сейчас в целом ряде ВУЗов. А там где "забраковали" всех вообще еще более сложная. Думаю через некоторое время этот вопрос будет вынесен на одно из заседаний по вопросам образования с В.В. Путиным.
  • +0.90 / 8
  • АУ