Украина и украинско-российские отношения
206,538,545 349,047
 

  Demid ( Слушатель )
05 июн 2019 08:36:09

Сможет ли амнистия капиталов помочь в борьбе с бедностью в Украине

новая дискуссия Статья  160

[07:40 05 июня 2019 года ]
Планируется, что амнистия капиталов коснется каждого гражданина Украины. Но реально ли её реализовать в нынешних обстоятельствах?

Реализация идеи амнистии капиталов уже стала одной из самых дискуссионных идей, о которой заявили в команде новоизбранного Президента Украины. Смысл состоит в том, чтобы начать строительство экономики “с чистого листа”.
Якобы именно этот механизм позволит олигархам без негативных последствий для себя вернуть значительные капиталы на родину, реинвестировать их в экономику, что в будущем будет способствовать улучшению инвестклимата.
В команде Владимира Зеленского говорят о том, что для реализации этой идеи нужно всего ничего — после переизбрания парламента, в результате чего будет сформировано новое большинство и правительство, достаточно будет принять соответствующий пакет законов, которые якобы запустят процесс амнистии капиталов и перезапуска экономики.
Но так это не делается. Почему? В Украине не заложены основы инфраструктуры справедливости. И одним решением об амнистии капиталов эту ситуацию не исправить. Приведу два примера.
Как наемные работники, украинцы — одна из самых инициативных и законопослушных наций, когда речь идет о заработках в Европе.
Согласно данным Службы социального страхования Польши (ZUS), украинцы — самые добросовестные плательщики взносов на социальное страхование среди всех официально трудоустроенных иностранцев.
Из общей цифры в 610 тысяч гастарбайтеров, более 454 тысяч украинцев платят социальные взносы. На втором месте с большим отрывом белорусы — их 36 тысяч человек.
А украинские предприниматели все охотнее открывают бизнес в странах Европы. Они готовы легально оформлять свой бизнес и платить высокие налоги.
Парадокс в том, что как только речь заходит об Украине, наши соотечественники почему-то охотнее используют различные серые и полулегальные схемы — от теневой занятости и до сокрытия реальных доходов.
Поэтому одним решением об амнистии капиталов эту проблему не решить. Опыт разных стран показывает, что данная идея не работает без таких важных компонентов как условные “кнут” и “пряник”, а также гарантий анонимности.
Например, в 2004 году в целом успешной Бельгии инициатива по амнистии капиталов провалилась. Бельгийцы, которые хотели бы вернуть деньги в страну и не иметь проблем с законом, должны были уплатить разовый 6% налог.
Однако в итоге удалось привлечь только около 17 млрд евро, а это, по оценкам экспертов, было приблизительно лишь 1/10 от всех иностранных активов граждан Бельгии.
Главная причина такого “инвестиционного саботажа” заключалась в отсутствии стимулов — ни уголовной ответственности, ни штрафов для тех, кто не пожелает амнистировать свои капиталы не предполагалось.
А еще — желающим в такой способ легализировать свои капиталы не гарантировалась полная анонимность.
В Аргентине на протяжении в 1995-2004 годах семь раз пытались реализовать идею с амнистией капиталов, но каждый раз инициатива не находила должного отзыва среди граждан.
Среди причин — неудачная информационная кампания и отсутствие понятных “правил игры” и гарантий от государства.
Какие выводы для Украины? Для начала нужно создать предпосылки для успешной реализации таких сложных идей. В нынешнем ее виде — это сущий популизм.
Во-первых, амнистия капиталов еще не значит, что они вернуться в Украину. У нового правительства должен быть пошаговый план, для чего эти деньги нужны украинской экономики. Причем, как для крупных инвесторов, так и для рядовых граждан.
Каждый должен понимать, во что он вкладывает свои деньги, какую пользу получит он, а какую — государство. И действительно ли принесет это благополучие для всех.
Во-вторых, вместе с амнистией капиталов следует ввести обязательное декларирование доходов для всех украинцев.
В-третьих, для народных депутатов, президента, министров, судей, чиновников, а также для их родственников — необходимо ввести еще и декларацию о расходах.
В-четвёртых, нужны успешные примеры борьбы с коррупцией на уровне топ-чиновников. Когда за нанесение масштабного урона государственной казне, сокрытие налогов в больших объемах или за использование схем — будут не просто открывать уголовные дела, но и давать реальный тюремный срок.
Для этого нужна эффективная работа антикоррупционных органов и судов. Надежда есть — в Украине уже до конца этого года должен заработать Антикоррупционный суд.
В-пятых, если внедрять идею с амнистией капиталов, важно обеспечить безопасность персональных данных. Именно киберзащита должна стать основной гарантией для инвесторов, которые решили легализировать свои капиталы.
Данные должны быть надежно защищены от происков мошенников.
И последнее. Необходим диалог как на вертикальном уровне “государство — граждане”, так и на горизонтальном — на повседневном уровне межличностных отношений.
Важным компонентом будет работа общественных организаций, но транспарентность должна стать трендом среди украинцев. И об этом нужно говорить с будущими гражданами еще со школьной скамьи.
Екатерина НАЗИМКО, президент “Ассоциации защиты банков”, сооснователь общественной платформы Re:Старт
  • +0.42 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!