Украина в повестке Трампа
новая дискуссия
Дискуссия
218
Все рычаги управления политической ситуацией на Украине с момента госпереворота и начала кризиса находятся под плотным контролем противостоящих Д. Трампу "групп влияния", поэтому Президент США не мог использовать ее в рамках переговорного процесса с европейскими элитами или с В. Путиным.
Такое положение вещей устраивало его, до тех пор, пока украинское направление оставалось периферийным и не могло полноценно использоваться в "торге" с РФ из-за "расследования Мюллера". Теперь же ситуация существенно изменилась – украинская тема стала важна для Д. Трампа не только потому, что компромисс по ней является ключевым условием сотрудничества со стороны "ближайшего окружения В. Путина" по другим внешнеполитическим темам, но и в связи с тем, что это направление стало приобретать для "окружения Д. Трампа” самостоятельную ценность сразу по нескольким причинам.
Ключевым фактором значимости украинской темы для Д. Трампа является выдвижение кандидатом в Президенты США от Демократической партии Дж. Байдена. Теперь коррупционная деятельность сына Дж. Байдена Хантера в украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings, сведения о которой обнародовал в ходе президентской предвыборной кампании на Украине бывший генпрокурор страны Ю. Луценко, может стать основным средством дискредитации главного конкурента Д. Трампа. Burisma считается крупнейшей частной нефтегазовой компанией на Украине, включает в себя несколько добывающих предприятий. Она была зарегистрирована на Кипре в 2002 г. Ее основным собственником является бывший министр экологии Украины Н.Злочевский. Холдинг ведет разработку месторождений в Днепровско-Донецком, Карпатском и Азово-Кубанском бассейнах. Компания реализует весь газ на внутриукраинском рынке, как через трейдеров, так и напрямую конечным потребителям. В Совет директоров Burisma Holdings помимо X. Байдена также входил близкий друг семьи главного политического партнера Дж. Байдена, бывшего госсекретаря США Дж. Керри - Д. Арчер. Во время учебы в университете Д.Арчер жил в общежитии в одной комнате с пасынком Дж.Керри К.Хайнцем. Кроме того, Д.Арчер и Х.Байден вместе работают в американской инвестиционно-консультативной компании Rosemont Seneca Partners. Она аффилирована с частной инвестиционной фирмой Rosemont Capital, которую Д.Арчер основал вместе с К.Хайнцем. На Арчера также имеется существенный компромат, который может быть использован в ходе предвыборной кампании в США.
Вместе с тем, украинское направление может послужить и новым источником серьезных проблем для самого Д. Трампа. Дело в том, что уже в начале июля т.г. из Австрии в США может быть экстрадирован украинский олигарх Д. Фирташ, которого министерство юстиции США подозревает в деловых связях с бывшим главой предвыборного штаба Д. Трампа П. Манафортом. Если Д. Фирташ, перейдя под юрисдикцию США, даст какие-то новые показания, это может дать новый импульс уже практически "развалившемуся" "российскому делу" против Президента США.
Кроме того, в "окружении Д. Трампа" вызывает серьезное беспокойство тот факт, что все больший интерес к Украине как к ключевому транзитному направлению товаров в ЕС проявляет КНР. Представители основных китайских компаний давно и активно налаживают официальные и неформальные контакты с ключевыми украинскими, европейскими (австрийскими, прежде всего), а также российскими "группами влияния", заинтересованными в организации транзита через Украину.
Результатом таких многосторонних договоренностей стало слабо освещенное в российских СМИ, но чрезвычайно важное с геополитической точки зрения событие - запуск с мая т.г. на постоянной еженедельной основе нового железнодорожного маршрута из центрального Китая (г. Сиань) до Будапешта через территорию Казахстана, России и Украины с возможностью доставки грузов в Австрию, Германию, Польшу, Румынию, Италию, Турцию и другие страны южной Европы. Оператором проекта является аффилированная с австрийскими железными дорогами компания Rail Cargo Logistics — RUS (российское подразделение австрийского холдинга Rail Cargo Group, в свою очередь являющегося дочерней компанией австрийских железных дорог ОВВ) и казахстанская компания АО KTZ Express.
Таким образом, Украина постепенно приобретает все более важное значение в рамках европейско-китайского глобального экономического проекта, а наметившееся конструктивное сотрудничество по этому направлению китайский, австрийской, российской и украинской элиты создает серьезный потенциал для прорывных политических договоренностей, на которые "команда Д. Трампа" не только не может повлиять, но которые также представляют угрозу для целого ряда важных для нее внешнеполитических направлений.
Все это, заставляет "окружение Д. Трампа" сменить пассивную позицию по украинскому направлению на более активную и начать уделять ему повышенное внимание в попытках получить рычаги влияния на внутри- украинскую политическую ситуацию. В этой связи, в частности началась активная непубличная подготовка по организации личной встречи Д. Трампа с В. Зеленским, которая должна состояться после проведения парламентских выборов на Украине, а также переговоров Д. Трампа с В. Путиным в Осаке. По данным экспертов, при этом планируется, что, если в ходе переговоров с В. Путиным удастся достичь рамочных соглашений о возможном компромиссном формате включения украинского направления в потенциальную "большую сделку" между РФ и США, может быть инициирован новый переговорный формат по Украине с участием США, который Д. Трамп попробует "замкнуть на себя".
В этом случае украинская тема может стать для Д. Трампа самостоятельным внешнеполитическим успехом, который он может предъявить стоящим за ним американским контрэлитам. Дело в том, что, если Президенту США удастся оттеснить от переговорного процесса по урегулированию украинского кризиса европейскую, прежде всего, немецкую элиту и сотрудничающие с ней американские "группы влияния", то украинское направление может стать для "окружения Д. Трампа" важным инструментом влияния на власти европейских стран по энергетическим проектам.
Между тем, вероятность успешного выхода на подобный переговорный формат пока крайне мала, прежде всего, потому, что по итогам президентских выборов на Украине свои позиции внутри страны значительно укрепили противостоящие Д. Трампу международные "группы влияния". В частности, речь идет как о ключевом держателе "украинского проекта" "группе Дж. Байдена-Дж. Керри", так и о вошедшей с ней в тесный альянс группе представителей британской элиты, близких к главе Секретной разведывательной службы Великобритании (SIS) А. Янгеру и о влиятельной группе американских и британских политиков, входящих в т.н. группу "джексоновских демократов", продвигающих идеологию т.н. "прогрессивного интервенционизма". Кроме того, в этот альянс вошли лоббисты корпорации Lockheed Martin, а также "группа" бывшего директора ЦРУ США Д. Петреуса.
В этих условиях Д. Трампу даже не удалось назначить действительно на 100% лояльного себе временного поверенного в делах США на Украине, поскольку в его команде просто нет достаточно компетентных в вопросах стран бывшего СНГ кандидатов. В качестве временного компромиссного решения был выбран бывший посол США на Украине У. Тейлор, который был официально назначен на прошлой неделе.
Он также, как и назначенный практически одновременно с ним новый врио министра обороны США М. Эспер, принадлежит к числу лоббистов военной корпорации Raytheon. Последним место работы У. Тейлора был т.н. Институт мира в США (United States Institute of Peace), директор которого С. Хэдли входит в Совет директоров Raytheon с 2009 г. и является последовательным лоббистом расширения поставок вооружений производства этой компании на Украину.