.......укрупнение районов означает критическое отдаление от жителей сёл и небольших городов от центров предоставления государственных услуг. Одновременно наносится сильнейший удар по региональным элитам, адаптированным именно к нынешнему административно-территориальному делению. Фактически ликвидируется и региональное самоуправление — вся власть передаётся местным общинам, которые зависят от бюджетного рефинансирования. Т.е. происходит большая централизация и унитаризация.
Порошенко не смог преодолеть публично не проявлявшееся, но очень мощное сопротивление региональных элит и общественности. От планов укрупнения районов отказались ещё в конце лета 2015 года и более к этому вопросу не возвращались.
Цели проведения досрочных местных выборов совершенно очевидны.
Во-первых, для проведения запланированных реформ нужно разрушить сложившуюся в регионах систему отношений власти и собственности, дезорганизовать региональные элиты и лишить их возможности влиять на центральную власть, ведь многие депутаты от «Слуги народа» тесно связаны с влиятельными местными группами.
Важным в этом контексте является интерес западных партнёров в плане деолигархизации и передачи ресурсов местных элит транснациональному капиталу.
Во-вторых, Зеленскому необходимо перестроить под себя всю систему власти в стране. Ведь Зеленский и «Слуга народа» не системны и получить реальную поддержку в уже работающих представительских органах шансов не имеют.
В-третьих, Зеленскому необходимо выполнять обязательство перед избирателями сменить политический класс (чуть не единственное предвыборное обещание Зеленского, которое можно выполнить).
В-четвёртых, надо воспользоваться возможностью получить максимальный результат на выборах. Тут совпадает и мобилизация избирателей, и деморализация элит, и выигрышное законодательство.
Вновь всплывшее предложение проведения конституционной реформы связано именно с намерением провести досрочные местные выборы.
Дело в том, что просто так взять и назначить досрочные местные выборы нельзя. Нет такого права у центральной власти. Досрочные выборы назначаются по каждому конкретному местному совету в случае его роспуска Верховной Радой. Роспуск же возможен в определённых законом случаях:
— если совет принял решение с нарушением Конституции Украины, других законов, прав и свобод граждан;
— если сессии совета не проводятся без уважительных причин в сроки, установленные законом;
— если совет не решает вопросы, отнесенные к его компетенции.
Теоретически местный совет может быть распущен по решению местного референдума, но, во-первых, нет закона, во-вторых, референдум может принять такое решение, а может не принять. Это не говоря о том, что проведение референдума и выборы стоит дороже, чем просто выборы.
Одним махом распустить все местные советы и отправить в отставку мэров (на каких основаниях?) в соответствии с законом не получится.
Наиболее последовательным выглядит вариант проведения конституционной реформы, и именно он, судя по всему, уже избран.
Этот вариант предполагает внесение поправок в Конституцию, меняющих систему государственной власти и ослабляющих региональное самоуправление. В переходных положениях прописывается проведение досрочных выборов на том основании, что новые права должны быть даны новым органам местного самоуправления и сами они должны соответствовать новому административному делению.
Однако по процедуре для внесения изменений в Конституцию требуется голосование на двух сессиях, а также позитивное заключение Конституционного суда, чья подконтрольность новому президенту вызывает большие вопросы. Это обстоятельство заставляет сомневаться в том, что досрочные выборы удастся провести на максимальном уровне поддержки «Слуги народа». Уже к концу года станет понятно, что зелёное «лекарство» во многом хуже самой порошенковской «болезни».
Читать далее:
https://ukraina.ru/e…37380.html